Кадровый менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

Эффективное управление организацией практически невозможно без эффективного использования трудового потенциала человеческих ресурсов. Основная особенность персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники организации являются активной составляющей производственного процесса, они могут активно способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором они работают, или противостоять нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы.

Содержание работы

Введение
 Глава 1. Характеристика кадрового менеджмента организации
o 1.1 Кадровая политика организации
o 1.2 Основные направления и типы кадровой политики
o 1.3Выбор кадровой стратегии предприятия
o 1.4 Основные функции кадровой службы
 Глава 2. Особенности управления персоналом на предприятии
o 2.1 Концепции достойного труда и руководства персоналом
o 2.2 Рекрутинговые агентства и принципы аутсорсинга при руководстве персоналом в России
o 2.3 Планирование потребности в персонале
o 2.4 Наем и отбор персонала
o 2.5 Адаптация, повышение квалификации и обучение персонала
o 2.6 Мотивация и стимулирование труда
o 2.7 Конфликты в организации. Концепция Мери Паркер Фоллет и современная концепция управления конфликтами
o 2.8 Руководство персоналом при переменах в организации
 Глава 3. Совершенствование системы кадрового менеджмента в ООО "ТехносилаИнвест"
o 3.1 Основные сведения о предприятии
o 3.2 Кадровая политика ООО "ТехносилаИнвест"
o 3.3 Проблема текучести кадров в ООО "Техносила-Инвест"
o 3.4 Содержание должностных инструкций персонала
o 3.5 Роль службы управления персоналом
o 3.6 Управление кадровым резервом как способ уменьшения текучести кадров
 Заключение
 Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

2.7 Конфликты в организации. Концепция Мери Паркер Фоллет и современная концепция управления конфликтами

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, что обусловлено несовпадением интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы.

"Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других."

Далее в данном параграфе дипломной работы будет рассмотрена концепция Мэри Паркер Фоллетт. М. П. Фоллетт. (1868-1933), знаток философии и политических наук.

В работе "Созидательный опыт" Фоллетт развивает идею о том, что с помощью общения, дискуссий и совместной деятельности люди могут избежать возникновения скрытых идей у каждого из них и жить открыто во имя достижения общих целей. Считая, что каждая психологическая ситуация носит особенный характер, отличается от абсолютной природы её составных частей, то есть целое это больше, чем просто сумма отдельных частей. В работе она попыталась ответить на вопросы о внутригрупповом конфликте.

Фоллетт полагала, что через совещания, дискуссии и сотрудничество люди могли пробудить скрытые идеи друг - друга и сделать очевидным свое единство в поисках общих целей. она начала рассматривать вопросы групповых конфликтов. Она предположила, что любой конфликт интересов может быть решен одним из четырех путей: Добровольное подчинение одной стороны; Борьба и победа одной стороны под другой; Компромисс; или Интеграция.

Первые два, неприемлемы. Они оба используют силу или власть, чтобы достичь преобладания. Компромисс бесполезен, он откладывает вопрос, и потому что правда не лежит где-то между двумя сторонами. Интеграция включает в себя нахождения решения, которое удовлетворяет обе стороны без компромисса или преобладания. Хотя Фоллетт защищала идею интеграции, она не отрицала, что здесь существуют и препятствия.

Обозначение начальника и подчинённого создаёт проблемы для признания общности интересов. Фоллетт предложила решать проблему, следующим образом: Один человек не должен отдавать приказы другому, но они оба должны согласиться выполнять приказы по ситуации. Если эти приказы - лишь часть ситуации, то вопрос о том, что кто-то должен отдать приказ, а кто-то его должен выполнить, не будет вставать.

Управляющие не должны использовать власть над работником, но и работники не должны использовать свою силу (возникающую посредством профсоюзов) над управляющими. Таким образом у всех работников появлялась возможность управлять. Фоллетт считала, что руководители должны понимать: предприятие может работать лучше, позволяя рабочим быть партнёрами в бизнесе. Цель представительства работников - не разделение власти, а её увеличение. Представительство рабочих не должно превращаться в борьбу за чьи бы то ни было доходы, но должно стать шагом к интеграции.

Фоллетт выдвигает идею участия рабочих в управлении. Она принципиально утверждает: подобно тому, как нет чёткой разделительной линии между планированием и исполнением, так и различие между теми, кто управляет и теми, кем управляют, является смутным. Фоллетт была убеждена, что рабочие неизбежно принимают участие в управлении, когда они по собственному желанию решают, как именно выполнять приказы. Фоллетт призывает создавать на предприятиях атмосферу общности интересов, на основе которой, можно обеспечить максимальный вклад всех сотрудников в эффективную организационную деятельность.

Фолетт считала, что работникам надо предоставлять групповую ответственность. И если сотрудники почувствуют себя в партнерами по бизнесу, то повысят качество труда, уменьшат потери материалов и времени. И сделают это по причине общности своих интересов.

Такой подход является искренним чувством со стороны труда и менеджмента в стремлении к общей цели. Да, в прошлом была проведена искусственная граница между теми, кто управляет и их подопечными. Такой границы быть не должно, и все члены организации, принявшие на себя ответственность за работу на любом уровне и участке вносят свой вклад в целое.

Таким образом признав фирму как единое и целое, все участники организации должны признать отношения с организационным окружением, состоящим из: Кредиторов; Потребителей; Конкурентов; Поставщиков; Местной общины. Такой широкий взгляд на фирму и ее окружающую среду ведет к интеграции общества и экономики.

Но интеграция как способ поведения не будет эффективным, пока люди не изменят свое понимание авторитета и власти. Когда одни отдают приказы, а другие - их принимают, достижение интеграции весьма сложно: роли босса и подчиненного создают барьеры, препятствующие распознанию общности интересов

Далее в дипломной работе будет проведён анализ современной концепции управления персоналом. Анализ экономической литературы, показывает, что:

"Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу."

Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид конфликта, могут быть следующие: руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам:

а) если коллектив достиг высокого уровня развития, а вновь назначенный руководитель данному уровню не соответствует;

если в коллективе есть неформальный авторитетный, уважаемый лидер, который по общему мнению должен быть формальным руководителем, а "сверху" вопреки мнению коллектива назначают другого человека;

в) если стиль и методы управления нового руководителя резко отличаются от методов работы прежнего руководителя.

Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечён или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

"Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений."

Для успешного разрешения конфликтов руководителю прежде всего следует реалистически оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает:

различать повод конфликта и его причины; определить предмет разногласий; уяснить мотивы вступления людей в конфликт; определить направленность конкретных действий участников конфликта.

Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере. Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными, производственными и межличностными.

Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).

Организационный конфликт может возникнуть и в результате не качественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей."

Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников и т.д.

"Межличностные конфликты в основном происходит из-за несовпадения ценностей, норм поведения, установок, личной неприязни друг к другу и т.п. Эти конфликты могут происходить как при наличии, так и при отсутствии объективных организационных или внутрипроизводственных причин, а также быть следствием организационного или производственного конфликта. В этом случае разногласия на деловой основе переходят во взаимную личную неприязнь."

Этот вид конфликта также может проявляться как столкновение личностей, когда люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями не в состоянии ладить друг с другом. Такие люди совместно работают плохо, затрачивают много времени на развитие этого конфликта и победу над противником.

Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон. Межличностный конфликт, как правило, принимает более жесткую форму протекания и носит более затяжной характер.

В теории менеджмента существуют также следующие типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.

"Внутриличностный конфликт -- своеобразная разновидность конфликта, которая как бы не соответствует данному выше определению конфликта. Но если работник получает противоречивые или взаимоисключающие задачи, то у него возникает внутренний конфликт.

Бывают и другие формы внутриличностного конфликта. Например, он может возникнуть в ситуации, когда цель или же способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. В этом случае достижение цели, удовлетворение значимой потребности сопровождается негативными переживаниями, угрызениями совести. Вообще при внутриличностном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности (борьба мотивов) и т.п. Переживаемое тягостное эмоциональное состояние, раздражительность формируют почву для эмоционально взрыва, поводом к которому может послужить любой пустяк. Внутриличностный конфликт нередко является предвестником межличностного конфликта.

Межличностный конфликт -- самый распространенный. Причины его разнообразны и могут иметь производственную или организационную основу или быть чисто психологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.

"К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Анализируя такой конфликт, необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте."

Примерами ситуаций, в которых возникает этот вид конфликта, могут быть следующие: руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Как известно, неформальные группы осуществляют контроль за поведением своих членов и требуют соблюдения от них норм, правил, принятых в группе, нарушение этих правил может привести к конфликту,

"Межгрупповой конфликт может очень пагубно сказаться на результатах деятельности организации, нанести фирме большой урон, поскольку в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы, руководители разных уровней, творческие группы и т.д. Эти противоборствующие группы могут насчитывать значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована."

Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между профсоюзом и администрацией.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, ценностях, представлениях, различия в уровне образования, манере поведения участников организации и т.д.

Вопрос о причинах конфликта - один из важных и сложных, ибо часто на главную причину конфликта наслаиваются второстепенные, побочные и разобраться в проблеме бывает нелегко.

Всегда нужно искать подлинные, глубинные причины и не путать их с внешним поводом для конфликта. Позитивное разрешение конфликта предполагает выяснение того, чего хотят, добиваются участники конфликта.

Основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Из них наиболее распространенна форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы, или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями и ценностями.

При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях; важно проявить беспристрастность, сдержанность, не делать преждевременных поспешных выводов.

"Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение."

Меры по минимизации конфликтов включают: временные паузы и обдумывания перед действиями; меры по формированию доверия; усилия по пониманию мотивов конфликта; выслушивание всех заинтересованных сторон; поддерживание позиции равноценного обмена; деликатное обучение всех участников техникам работы с конфликтами; готовность признавать ошибки; поддерживание равного статуса всех участников конфликта.

Менеджеры должны сознавать, что, так как причины конфликтов различны, способы их разрешения также различаются в зависимости от обстоятельств. Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания.

2.8 Руководство персоналом при переменах в организации

Любое изменение - это очень сложный процесс. Невозможно дать простую инструкцию, как руководить организационными изменениями. Не существует каких-то специальных шаблонов проведения изменений, также как и нет готовых решений проблем. Осуществление перемен - это совместная работа лидера, менеджеров и сотрудников организации. Залогом успеха проведения преобразований является следование принципам управления процессом изменений.

Информация о работе Кадровый менеджмент на предприятии