Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:03, дипломная работа
Описание работы
Эффективное управление организацией практически невозможно без эффективного использования трудового потенциала человеческих ресурсов. Основная особенность персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники организации являются активной составляющей производственного процесса, они могут активно способствовать росту эффективности производства, могут относиться безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором они работают, или противостоять нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы.
Содержание работы
Введение Глава 1. Характеристика кадрового менеджмента организации o 1.1 Кадровая политика организации o 1.2 Основные направления и типы кадровой политики o 1.3Выбор кадровой стратегии предприятия o 1.4 Основные функции кадровой службы Глава 2. Особенности управления персоналом на предприятии o 2.1 Концепции достойного труда и руководства персоналом o 2.2 Рекрутинговые агентства и принципы аутсорсинга при руководстве персоналом в России o 2.3 Планирование потребности в персонале o 2.4 Наем и отбор персонала o 2.5 Адаптация, повышение квалификации и обучение персонала o 2.6 Мотивация и стимулирование труда o 2.7 Конфликты в организации. Концепция Мери Паркер Фоллет и современная концепция управления конфликтами o 2.8 Руководство персоналом при переменах в организации Глава 3. Совершенствование системы кадрового менеджмента в ООО "ТехносилаИнвест" o 3.1 Основные сведения о предприятии o 3.2 Кадровая политика ООО "ТехносилаИнвест" o 3.3 Проблема текучести кадров в ООО "Техносила-Инвест" o 3.4 Содержание должностных инструкций персонала o 3.5 Роль службы управления персоналом o 3.6 Управление кадровым резервом как способ уменьшения текучести кадров Заключение Список литературы
Если сравнить данные таблицы 3.3 за 2006 и 2007 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям.
Особенно важным является тот факт, что в 2007 году количество сотрудников со стажем от 5 лет составило 15 % от общей численности, что на 2,3% больше чем в 2006 году. А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.
Кадровую политику ООО "ТехносилаИнвест" можно оценить, используя показатели эффективности работы с персоналом. Рассмотрим динамику некоторых показателей с помощью расчета следующих коэффициентов:
1. Коэффициент приема персонала:
Кпп = Рпк/Р*100,
где Кпп - коэффициент приема персонала;
Рпк - количество работников, принятых на работу за данный период;
Р - среднесписочная численность работников за тот же период.
В 2006 году в ООО "Техносила-Инвест" Рпк = 2345, Р =10336;
Кпп = 2345/10336*100 = 23%
В 2007 году в ООО "Техносила-Инвест" Рпк = 2364, , Р = 10362
Кпп =2364/10362*100 = 23%
2. Коэффициент текучести кадров:
Квк = Рув/ Р * 100 ,
где Квк - коэффициент выбытия кадров;
Рув - число работников, уволившихся по собственному желанию и/или по инициативе администрации;
Р -списочная численность работников за тот же период.
В 2006 году в ООО "Техносила-Инвест" , Р =10336; Рув = 4862;
Квк = 2862/10336*100 = 28%
В 2007 году в ООО "Техносила-Инвест" , Р =10362; Рув = 5978;
Квк = 3978/10362*100 = 35%
Динамика движения персонала в ООО "ТехносилаИнвест" за 2005-2006 гг. представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Динамика движения персонала в ООО "Техносила-Инвест"
№ п/п
Показатели
2006 г
2007 г
Отклонения
(+) (-)
1
Количество работников, принятых на работу за данный период (чел.)
2345
2364
+ 19
2
Количество работников, уволившихся по собственному желанию и/или по инициативе администрации (чел.)
4862
5978
+ 1116
3
Среднесписочная численность работников за тот же период (чел.)
10336
10362
+ 26
4
Коэффициент приема персонала (%)
23%
23%
0
5
Коэффициент текучести кадров (%)
28%
35%
+ 7%
Из таблицы 2.4 видно, что в 2007 году против уровня 2006 года, в компании ухудшилась ситуация с оттоком кадров. Это выражено в увеличении коэффициентом текучести кадров на 7%.
Самая большая проблема для компании "Техносила" - это текучесть кассиров и продавцов. Причинами этого являются: невысокий уровень зарплат и неблагоприятная атмосфера в коллективе.
3.4 Содержание должностных инструкций персонала
В должностной инструкции определяются профессиональные обязанности данного работника. Что же касается правил, в соответствии с которыми он должен строить свое поведение как руководитель или подчиненный, то они излагаются в общей инструкции по управлению.
"Должностная инструкция составляется после определения функциональных специализаций и подводит итог анализу содержания работы. В каждой организации все должностные инструкции должны быть представлены в едином справочнике работ. Как правило, подобные документы подготавливаются службой персонала (линейным руководителем), визируются юристом и утверждаются руководителем организации."
Должностные инструкции компании "Техносила" вклачют следующие пункты: наименование организации, подразделения; название должности; схема подчиненности; возможности замещения; цели работы; функции работника; информационные потоки; права работника; зоны ответственности.
Пример: должностная инструкция начальника отдела кадров.
1. Должностные обязанности. Возглавляет работу по комплектованию компании "Техносла" кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, в соответствии с целями и стратегией организации, по формированию и ведению банка данных о качественном и количественном составе кадров, их движении и развитии. Организует разработку прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения. Принимает участие в разработке кадровой стратегии и кадровой политики предприятия. Осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров. Обеспечивает прием, расстановку и размещение молодых специалистов; совместно с руководителями подразделений организует проведение их стажировки и работы по адаптации. Осуществляет работу по созданию резерва для выдвижения, организует ротационное передвижение руководителей и специалистов, стажировку на соответствующих должностях и обучение на специальных курсах.
Организует проведение аттестации работников компании "Техносила", ее информационное и методическое обеспечение. Участвует в разработке систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, а также служебно-профессионального продвижения персонала. Организует оформление приема, увольнения и перевода работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, приказами генерального директора предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, заполнение и хранение трудовых книжек и ведение документации по кадрам, а также подготовку материалов для представления персонала к награждениям и поощрениям. Обеспечивает подготовку документов по пенсионному страхованию.
Проводит работу по обновлению научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы. Осуществляет руководство и координацию деятельности инспекторов специалистов по кадрам подразделений организации. Обеспечивает социальные гарантии трудящихся в области занятости, соблюдение порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им льгот и компенсаций.
Проводит анализ кадровой работы в организации, разрабатывает предложения по её улучшению. Организует табельный учет, выполнение и составление графиков отпусков, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации, анализ причин текучести, разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контролирует их выполнение. Обеспечивает составление установленной отчетности по учету личного состава и работе с кадрами. Руководит работниками отдела.
3.5 Роль службы управления персоналом
Деятельность по управлению персоналом в ООО "Техносила" осуществляет служба управления персоналом, которая непосредственно подчиняется генеральному директору и состоит из четырех специалистов по персоналу.
Права и обязанности данной службы закреплены в утвержденном генеральным директором положении о службе управления персоналом.
Взаимодействие службы управления персоналом с подразделениями учреждения и с внешними организациями представлено на рис. 3.2.:
Рис. 3.2. Взаимодействие службы управления персоналом с подразделениями учреждения и с внешними организациями
Документопотоки службы управления персоналом имеют следующую направленность:
1. Руководство.
Руководство запрашивает отчет произвольной структуры в управленческих целях, индивидуальные сведения по сотрудникам, списки сотрудников, личные приказы (приемы, увольнения, перемещения, больничные) и другое.
2. Бухгалтерия.
Служба управления персоналом направляет следующие документы:
Приказы о приеме на работу и увольнение;
Приказы о кадровом перемещении;
Приказы об увольнении;
Приказы по отпуску;
Больничные листы.
3. Пенсионный фонд.
- Документы, связанные с пенсионным обеспечением:
- Справки для выхода сотрудников на пенсию;
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- Заявления об обмене страхового свидетельства;
- Запрос об уточнении сведений;
- Сведения по стажу;
- Справка о смерти и т.д.
4. Сотрудники.
От сотрудников принимаются заявления о приеме на работу, об увольнении, перемещении, предоставлении отпуска за свои счет, листки временной нетрудоспособности. Специалисты службы персонала под роспись знакомят работников с приказами о приеме, с правилами внутреннего трудового распорядка, с должностными инструкциями, составляют трудовые договора.
Сотрудникам служба управления персоналом по их заявлениям выдает выписки из трудовых книжек, справки с места работы.
5. Инспекция труда.
Осуществляет плановые и внеплановые проверки работы службы управления персоналом.
6. Военкомат.
Служба персонала подает сведения о военнообязанных сотрудниках ООО "Техносила-Инвест".
В своей работе служба управления персоналом строго руководствуется Трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными документами Правительства (законами, классификаторами), ведомственными нормативными документами и локальными актами учреждения:
- уставом организации;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- штатным расписанием;
- должностными инструкциями;
- коллективным договором и другими.
Согласно ТК РФ обязательными к ведению в организации являются следующие документы:
Штатное расписание (ст.54 ТК РФ).
Штатное расписание ведется по унифицированной форме № Т-3, утверждается генеральным директором ООО "Техносила-Инвест"
Правила внутреннего трудового распорядка (ст.189 ТК РФ)
Цель разработки правил внутреннего трудового распорядка: дать сотрудникам четкое представление о тех правилах и нормах, которыми они должны руководствоваться, являясь сотрудниками ООО "ТехносилаИнвест".
Основные разделы правил:
Трудовые отношения - порядок найма и увольнения сотрудников;
Рабочее время сотрудников - дни и часы работы, опоздания, отлучки и прогулы;
Отношения между начальником и подчиненным - принципы делегирования полномочий и ответственности, карьерного и профессионального роста, рассмотрения трудовых споров;
Безопасность - конфиденциальность информации и ответственность за ее разглашение, режимы допуска в помещения организации, техника безопасности;
Условия труда и льготы сотрудникам - ежегодные отпуска, медицинское и пенсионное страхование, образование; система поддержания и совершенствования деятельности - порядок внесения и рассмотрения предложений, решение проблем, вознаграждение
График отпусков (ст.123 ТК РФ).
К 10 декабря начальники всех отделов представляют в службу управления персоналом ООО "ТехносилаИнвест" предварительный вариант графика отпусков с подписями работников. К 15 декабря службой управления персоналом составляется окончательный вариант графиков отпусков отдельно по каждому отделению, которые утверждаются вводятся в действие с 01 января следующего года.
Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных.
"Положение о защите персональных данных работника" (ст. 85-90 ТК РФ). С целью упрощения работы с кадровой документацией, в частности с приказами по личному составу, руководством ООО "ТехносилаИнвест" было принято решение об использовании программы "Парус", которая была установлена и внедрена в марте 2007 года.
Таким образом, основная задача службы управления персоналом заключается в планировании человеческих ресурсов организации. На основе штатного расписания, служба по управлению персоналом определяет потребности копании в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбирает источники их удовлетворения, разрабатывает определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечивает формирование резерва пополнения.
3.6 Управление кадровым резервом как способ уменьшения текучести кадров
Проведенный анализ действующей системы управления персоналом выявил следующие проблемы:
Текучесть кадров (Выбытие персонала из-за неудовлетворенности условиями труда, его интенсивностью, несоответствием оплаты труда и объему выполненной работы.)
Наличие должностей дублирующих функции друг друга;
Сбои в работе из-за отсутствия персонала.
Предложения по совершенствованию системы управления персоналом:
Мероприятия по снижению текучести персонала. Основная причина текучести персонала недовольство работников своим положением. Факторы, вызывающие движение персонала можно разделить на три группы:
1) факторы, возникающие на самом предприятии (величина заработанной платы, условия труда, перспектива профессионального роста и т.п.);
2) личностные факторы (возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.);
3) факторы, внешние по отношению к предприятию (экономическая ситуация в районе, семейные обстоятельства, появление новых организаций, инфляция и т.п.);
Для снижения уровня текучести кадров в ООО "ТехносилаИнвест" можно применить различные меры:
организационные (нахождение каждому работнику наиболее соответствующего ему места, так как ощущения невостребованности и перегруженности порождают недовольство условиями работы и приводят к увеличению текучести персонала);