Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:27, курс лекций
1. Сущность и характеристики объектов к недвижимости
На практике применяют разные принципы классификации (в том числе и разработанные за рубежом) в зависимости от происхождения и назначения объектов недвижимости. В частности, исходя из специфики России, необхо-димо понимать разницу между объектами недвижимости и основными фонда-ми. До введения в действие первой части ГК РФ (с 1 января 1995 г.) в отечест-венной экономической теории и хозяйственной практике понятие «объект недвижимости» отсутствовало, а использовалось понятие «основные фонды». К основным фондам отнесены предметы производственного и непроизводствен-ного назначения (здания, сооружения, жилые помещения, машины, оборудо-вание, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и т.д.), которые в своей натуральной форме функционируют и используются в народном хозяйстве на протяжении ряда лет и в течение всего срока службы не теряют своей потребительской формы.
Коммерческие объекты недвижимости можно разделить на приносящие доход – коммерческие и создающие условия для его извлечения – промышленные (индустриальные).
Категория А |
Категория В |
Категория С | ||
Используется для ведения определенного бизнеса: - специализированная - неспециализированная |
Предназначена для инвестиций: - с целью получения дохода от аренды; - извлечения прибыли на вложенный капитал; |
Недвижимость не нужна для ведения бизнеса сегодня или в будущем (избыточная недвижимость) | ||
Земля со зданиями, свободные участки |
Рис. 6. Классификация коммерческих объектов недвижимости на западном рынке
К объектам, приносящим доход, можно отнести: магазины и торговые комплексы; гостиницы и развлекательные центры, офисы, гаражи и др. Объекты недвижимости, создающие условия для извлечения прибыли, – это складские и логистические комплексы, объекты промышленного назначения, индустриальные парки и др.
1. Магазины и торговые комплексы. В настоящее время торговля и общественное питание – наиболее интенсивно развивающаяся сфера экономики.
В 1992–1995 гг. шло интенсивное строительство объектов недвижимости для мелкорозничной торговли. В последние годы ситуация изменилась: проис-ходит концентрация таких объектов в комплексах и зонах мелкорозничной тор-говли, увеличивается число магазинов с универсальным и комбинированным ассортиментом товаров. Эти магазины вызывают потребительские симпатии, поскольку они обеспечивают необходимый сервис и культуру обслуживания.
В конце 1990-х гг. стали интенсивно
развиваться торговые сети. В последнее
время увеличилось число
Совмещение торговли и развлечений, используемое на Западе, получает распространение и в России. Здесь следует сказать о так называемых гипермаркетах, предназначенных для семейного посещения. Гипермаркет – это торговый комплекс площадью до 200 – 300 тыс. м2. Основной принцип органи-зации деятельности гипермаркета – разделение имеющихся площадей: одна часть отдается под торговые залы с разнообразным ассортиментом товаров, а другая – под предприятия сферы услуг (кафе национальной кухни, магазины цветов, мастерские по ремонту обуви и изготовлению ключей, прачечные, салоны причесок и др.).
2. Гостиничные и развлекательные объекты недвижимости. Классификация объектов недвижимости гостиничного типа любой страны основана на комплексе требований к: материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг; уровню обслуживания.
Уровень комфорта – это главнейший и решающий фактор, влияющий на определение класса гостиницы. В каждом государстве к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Это обстоятель-ство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями, препятствует введению в мире единой классификации гостиниц. Иногда даже в пределах одной страны существует несколько систем классификации. Например, в Великобритании гостиницы оценивают по уровню сервиса и гостеприимства, вышколенности персонала, обустройству номеров и общественных зон, качеству питания, т.е. по тому, что составляет особый лоск организации и с трудом поддается объективной оценке.
2.4. Предприятие как особый объект недвижимости
В законодательстве большинства стран предприятие не считается самос-тоятельным субъектом права; за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом, пользующимся правами юридического лица. Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс, включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся субъектом права. В ГК РФ термин «предприятие» используется применительно к субъектам и объектам права. Предприятием называется юридическое лицо, то есть субъект гражданского права, участник предпринимательской деятельности. При этом термин «предприятие» применяется только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые, как коммерческая организация, подлежат государственной регистрации и выступают в качестве субъекта права в различных договорах и других правоотношениях.
Одновременно этот же термин применяется для обозначения определенного вида объектов права. В этом смысле предприятие – это имущественный комплекс, имущество которого полностью обособлено от имущества организации.
Предприятие как единый имущественный комплекс создается на базе вновь образованных коммерческих организаций с использованием взносов их учредителей и участников, а также доходов от последующей производственной деятельности.
В состав предприятия как особого объекта недвижимости могут входить отдельные объекты (здания, сооружения, земля и т.д.), нематериальные активы (права пользования земельным участком, природными ресурсами, авторские и другие права и пр.) и оборотные средства (деньги, сырье, материалы и т.п.) (рис. 7).
Законом не определен обязательный перечень элементов, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса.
Отнесение предприятия как имущественного комплекса к категории недвижимости независимо от того, входит в его состав объект недвижимости, принадлежащий предприятию на праве собственности, или нет, вызвано необходимостью подчинения сделок с предприятием специальному правовому режиму недвижимости в целях повышения надежности таких сделок, защиты прав, как их участников, так и третьих
3.1. Сущность рынка недвижимости
Рынок недвижимости – это определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяются пространства между различными конкурирующими вариантами землепользования.
Более полным будет определение рынка недвижимости как комплекса отношений, связанных с созданием новых и эксплуатацией уже существующих объектов недвижимости. Таким образом, основные процессы функциониро-вания рынка недвижимости – это развитие (создание), управление (эксплуатация) и оборот прав на недвижимость.
Национальный рынок недвижимости представляет собой совокупность региональных и локальных рынков, существенно отличающихся друг от друга асинхронностью развития, уровнем цен и рисков, эффективностью инвестиций в недвижимость и, особенно, состоянием законодательства, политической и социальной стабильностью и т.д.
Рынок недвижимости, как любая саморегулирующая система, характеризуется спросом, предложением, ценой, инфраструктурой.
Спрос – это количество объектов недвижимости и прав на них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за определенный промежуток времени. Спрос на объекты недвижимости формируется под влиянием многих факторов: экономических, социальных, демографических, природно-климатических и
Рис. 8. Достоинства и недостатки рынка недвижимости
Предложение – это количество объектов недвижимости, которое собственники готовы продать по определенным ценам за некоторый промежуток времени. Предложение объектов недвижимости не эластично. Анализ показывает, что на рынке недвижимости функции спроса и предложения выстраиваются во всех случаях, однако в силу длительности создания (строительства) объектов предложение не может быстро реагировать на изменение спроса. Спрос и предложение отражают взаимодействие между созданием (развитием) и использованием объектов недвижимости.
К основным функциям рынка недвижимости относят:
- информацию о ценах, спросе и предложении;
- посредничество – установление
связей между потребителями,
- свободное формирование цен на объекты недвижимости и защиту прав собственности;
- перераспределение инвестиций в объекты недвижимости;
- обеспечение свободы предпринимательства;
- эффективность решения социальных программ.
С точки зрения предпринимательской (коммерческой) деятельности рынок недвижимости имеет свои достоинства и недостатки (рис. 8).
Рынок недвижимости обладает многочисленными особенностями и является составной частью рыночного пространства (рис. 9).
Рис. 9. Рынок недвижимости – специфический сектор экономики
Циклы в развитии рынка недвижимости не совпадают во времени с экономическими циклами: спад на рынке недвижимости предшествует спаду экономики в целом, а подъем наступает раньше, чем в экономике (рис. 10). Следовательно, по состоянию рынка недвижимости можно судить о тенденциях в экономике, так как если на рынке недвижимости ситуация ухудшается, то в скором времени последует ухудшение ситуации и в национальной экономике, и наоборот – за подъемом рынка недвижимости последует подъем в национальной экономике.
Рис. 10. Взаимосвязь экономических циклов
При перенасыщении объектов недвижимости наблюдается спад на рынке недвижимости. Количество незанятых объектов стремительно увеличивается и собственнику объекта недвижимости сложно его продать, цены снижаются (1). Это – рынок покупателя.
Далее на рынке недвижимости происходит перестройка (2).
После возрастания спроса
на построенные объекты
В результате повышения спроса на вновь созданные объекты новое строительство достигает апогея (4) и цены на объекты недвижимости растут, возникает излишек строительных мощностей и перепроизводство строительной продукции, строительная деятельность сокращается. Это – рынок продавца.
Наступает стабилизация (5), когда
спрос и предложение в
Объекты недвижимости являются одним из немногих товаров, стоимость которых имеет тенденцию к постепенному росту с течением времени. Время пребывания товара на рынке формирует его экономические свойства –ликвидность. Высоколиквидные товары могут быстро переходить из натурально-вещественной формы в денежную, и наоборот. На рынке жилой недвижимости объекты экспонируются в среднем в течение 1 – 1,5 месяцев, на рынке коммерческой недвижимости срок экспонирования достигает 6 месяцев и более. Это свидетельствует о низкой ликвидности объектов недвижимости.
Трансакционные издержки, применительно к рынку недвижимости – это все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, которые несут покупатели и продавцы. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необхо-димо определить, с кем желательно заключить сделку и на каких условиях провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются и т.д.
Рынок недвижимости – это рынок ограниченных ресурсов, продавцов и покупателей. Ограничено количество продавцов недвижимости, находящейся в экологически чистых и центральных районах, объектов с высокими потреби-тельскими свойствами, новых объектов с выразительным художественным стилем. Ограничено и число покупателей таких объектов недвижимости в силу их дороговизны.
В условиях современной экономики рынок недвижимости можно охарактеризовать с трех позиций:
1. Как сферу вложения
капитала в объекты
2. Как сферу, где объекты недвижимости выступают как товары особого рода.
3. Как рынок услуг, создающий условия для жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека во всей многогранности их свойств и проявлений.
Таким образом, рынок недвижимости
– это интегрированная
Услуга – результат взаимодействия исполнителя с потребителем, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителей. Услуга характеризуется: неотделимостью от производителя; неосязаемостью; несохраняемостью; непостоянством качества. При этом услуга
может быть связана (или не связана) с товарами, имеющими материально-пространственную форму выражения, но в любом другом случае она полезна не как вещь, а как определенная деятельность.
3.2. Инфраструктура рынка недвижимости
Рынок недвижимости имеет сложную, разветвленную структуру, дифференцировать его можно по различным признакам. Исходя из триединства сущности недвижимости как товара на рынке недвижимости сформировались и активно действуют три сектора: развитие (создание) объектов недвижимости; управление (эксплуатация) объектами недвижимости; оборот прав на ранее созданную недвижимость.