Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:27, курс лекций
1. Сущность и характеристики объектов к недвижимости
На практике применяют разные принципы классификации (в том числе и разработанные за рубежом) в зависимости от происхождения и назначения объектов недвижимости. В частности, исходя из специфики России, необхо-димо понимать разницу между объектами недвижимости и основными фонда-ми. До введения в действие первой части ГК РФ (с 1 января 1995 г.) в отечест-венной экономической теории и хозяйственной практике понятие «объект недвижимости» отсутствовало, а использовалось понятие «основные фонды». К основным фондам отнесены предметы производственного и непроизводствен-ного назначения (здания, сооружения, жилые помещения, машины, оборудо-вание, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и т.д.), которые в своей натуральной форме функционируют и используются в народном хозяйстве на протяжении ряда лет и в течение всего срока службы не теряют своей потребительской формы.
1.1. Цели,
задачи и направления
Каждый, кто планирует
свою карьеру в области маркетинга,
должен хорошо понимать значение маркетинговых
исследований. В обязанности любого
руководителя входит принятие решений.
Насколько они будут
Принципиальной
особенностью маркетингового исследования,
отличающей его от сбора и анализа
внутренней и внешней текущей
информации, является его целевая
направленность на решение определенной
проблемы или комплекса проблем
маркетинга. Эта целенаправленность
и превращает сбор и анализ информации
в маркетинговое исследование.
Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах.Маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Это помогает снижать уровень неопределенности при принятии маркетинговых решений.
В табл. 1 содержится информация о том, сколько американских фирм прибегает к маркетинговым исследованиям и какие их направления реализуются наиболее часто.
Таблица 1
Направления маркетинговых исследований (деятельность 435 компаний)
Итак, условно можно
выделить следующие объекты (направления)
маркетинговых исследований: внешняя
предпринимательская среда, рынок,
потребитель и конкуренты, которые
при необходимости
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений.
1.2. Принципы
проведения маркетинговых
К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.
Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.
Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.
1.3. Потребность в проведении маркетингового исследования
Она возникает в случае, когда:
– фирма не достигла поставленных маркетинговых целей;
– фирма уступает позиции конкурента;
– фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
– фирма готовит новый бизнес-план;
– любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагаются значительные инвестиции.
Маркетинговое исследование нецелесообразно проводить в следующих случаях:
– информация может быть получена из уже существующих отчетов;
– недостаточно времени на проведение исследования, т.к. решение проблемы иногда должно быть найдено срочно;
– отсутствуют необходимые для проведения исследования ресурсы;
– затраты на проведение исследования превышают ценность предполагаемых результатов, такое встречается, когда принимаемые решения не могут оказать решающего влияния на объем продаж, прибыль или лояльность потребителей.
Прежде чем приступить к маркетинговым исследованиям, необходимо задать себе ряд вопросов (рис. 1).
РАЗРАБОТКА ЗАМЫСЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Определение проблемы
Ясное, четкое изложение
проблемы является ключом к проведению
успешного маркетингового исследования.
Часто предприятие имеет
1. Выявление симптомов.
2. Четкое изложение возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов.
3. Выявление списка альтернативных действий, которые можно предпринять для устранения проблемы.
В данном случае термин «проблема» относят не только к реальным ситуациям, но и к ситуациям, которые могут быть охарактеризованы как возможности.
Чтобы исследования были направлены на помощь в решении реальной проблемы, а не ее симптомов, исследователь должен получить представление:
– о личности специалиста, принимающего решение, и условиях, в которых он работает;
– о рассматриваемых тактических решениях;
– о целях и задачах специалиста, принимающего решение;
– о его отношении к риску;
– о возможных последствиях реализации различных тактических решений.
Точное понимание этих вопросов позволит исследователям преобразовать проблему, требующую решения, впроблему, требующую исследования. Примеры, показывающие различия между решаемыми и исследуемыми проблемами, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь между решаемыми и исследуемыми проблемами
Решаемая проблема |
Исследуемая проблема |
Разработать упаковки нового продукта |
Оценить эффективность вариантов дизайна упаковки |
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов |
Оценить варианты выгодного месторасположения |
Увеличить товарооборот в магазине |
Оценить имидж магазина |
Увеличить число покупателей, совершающих повторные покупки |
Установить число покупателей, совершающих в настоящее время повторные покупки |
Распределить бюджет на рекламу по географическим регионам |
Определить проникновение на рынок в данных регионах |
Внедрить новый продукт |
Разработать план тестирования рынка и определить реакцию потребителей на новый продукт |
Выйти на рынки других стран |
Определить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждой стране |
Выбрать зарубежные каналы распределения |
Оценить структуру и участников канала в каждой стране |
Очевидно, эти проблемы взаимосвязаны, но не идентичны. Если проблема, требующая решения, заключается в установлении того, что необходимо сделать, то проблема, требующая исследований, - в определении информации, которая нужна для этого, а также способов ее получения.
2.2. Формулирование целей
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
При постановке целей маркетинговых исследований задается вопрос: «Какая информация необходима для решения данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования. Исходя из этого, цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:
1. Разведочный (поисковый), когда исследования направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез.
2. Описательный (дескриптивный), когда цель исследования заключается в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации.
3. Каузальный (причинный), когда цель исследования – изучение причин возникшей ситуации и установление наилучшей возможности ее разрешения.
Примером цели маркетинговых исследований может быть следующая: «Определить демографический профиль покупателей, используя такие параметры, как возраст, пол, образование и годовой семейный доход». Эта цель сформулирована в терминах, понятных менеджерам, указаны параметры измерения, можно выбрать методы исследования и определить требуемые затраты.
Характер целей маркетингового исследования предопределяет выбор конкретных типов исследования, носящих те же названия, а именно: разведочный, описательный и казуальный.
РАЗВЕДОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это исследование, в котором основное внимание уделяется генерации идей и сбору информации, помогающих понять проблему. Он особенно полезен для разбивки широкой и неопределенной формулировки проблемы на небольшие и более конкретные формулировки подпроблем. Основной упор в разведочном исследовании делается на поиске идей и информации, помогающей понять проблему.
3. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ
3.1. Классификация маркетинговой информации
Маркетинговая информация может быть классифицирована по различным критериям.
С точки зрения источников получе
– вторичная - получаемая из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, справочников, систематизирующих и аналитических обобщений, источники которой могут быть как внутренними (по отношению к предприятию), так и внешними;
– первичная - формируемая непосредственно в процессе проведения специальных обследований (опросов, наблюдений, тестирования и т.п.).
В зависимости от периода времени, к которому относятся содержащиеся в ней сведения, информация делится на:
– историческую - дает представление об условиях и результатах деятельности фирмы в ретроспективе;
– текущую - отражает текущее состояние дел;
– прогнозную - представляет вероятностную оценку положения фирмы в перспективе.
С позиций использования инфор
– констатирующую - содержит сведения о состоянии объектов управления;
– поясняющую - позволяет описывать причинные факторы изменений в системе маркетинга;
– плановую - используется в процессе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга;
– контрольную - связана с контролем текущей деятельности (анализ сбыта, доли рынка, исполнения бюджета маркетинга и т.п.).
В зависимости от периодичности возникновения информация подразделяется на:
– постоянную - показывает стабильные характеристики маркетинговой среды;
– переменную - отражает фактические количественные и качественные параметры системы маркетинга;
– эпизодическую - формируется по мере необходимости.
С точки зрения
возможности фиксированной числ
– количественной - позволяет установить в конкретных единицах сведения о состоянии объектов (емкость рынка, доля рынка, влияния доходов потребителей на спрос, объемы инвестиций на различные цели и т.д.);
– качественной - описывает состояние объектов в качественных характеристиках (половой состав потребителей способы покупки товаров, покупательские предпочтения и т.п.).
3.2. Методы получения информации
В зависимости от
характера информации, способов ее
получения, техники проведения исследования
и его конечных результатов применяются
различные виды и методы проведения
маркетинговых исследований. Выбор
того или иного метода должен
Получение данных возможно на основе проведения:
– кабинетных исследований, связанных с анализом вторичных данных (используются методы анализа документов);
– полевых исследований, связанных с получением первичной информации, используются методы наблюдения, эксперимента, опросов.