Лекции по "Маркетинговая недвижимость"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:27, курс лекций

Описание работы

1. Сущность и характеристики объектов к недвижимости

На практике применяют разные принципы классификации (в том числе и разработанные за рубежом) в зависимости от происхождения и назначения объектов недвижимости. В частности, исходя из специфики России, необхо-димо понимать разницу между объектами недвижимости и основными фонда-ми. До введения в действие первой части ГК РФ (с 1 января 1995 г.) в отечест-венной экономической теории и хозяйственной практике понятие «объект недвижимости» отсутствовало, а использовалось понятие «основные фонды». К основным фондам отнесены предметы производственного и непроизводствен-ного назначения (здания, сооружения, жилые помещения, машины, оборудо-вание, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и т.д.), которые в своей натуральной форме функционируют и используются в народном хозяйстве на протяжении ряда лет и в течение всего срока службы не теряют своей потребительской формы.

Файлы: 1 файл

Маркетинговая недвижимость.docx

— 214.17 Кб (Скачать файл)

Управление рынком недвижимости осуществляют соответствующие государственные  органы регистрации и профессиональные участники рынка недвижимости, работающие на коммерческой основе.

Рынок недвижимости можно  классифицировать в соответствии с  рис. 15.

Рассмотрим субъектную структуру  рынка недвижимости (рис. 16). Экономическими субъектами являются: покупатели (арендаторы); продавцы (арендодатели) и профессиональные участники рынка недвижимости.

Покупатель (арендатор) –  главный субъект рынка недвижимости. Им может быть физическое или юридическое  лицо, а также орган государственного управления, имеющий право на данную операцию по закону. Именно для покупателей  работает рынок недвижимости.

Продавец (арендодатель) –  это любое юридическое или  физическое лицо, имеющее право собственности  на объект недвижимости, в том числе  государ-ство в лице своих специализированных органов управления собственностью.

Состав профессиональных участников рынка недвижимости определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и  перечнем видов деятельности коммерческих структур.

К институциональным участникам, представляющим интересы государства и действующим от его имени, относятся:

- органы государственной  регистрации прав на недвижимость  и сделок с нею;

- организации, регулирующие  градостроительное развитие, землеуст-ройство и землепользование (федеральные и региональные земельные органы, занимающиеся инвентаризацией земли, созданием земельного кадастра; зони-рованием территорий, оформлением землеотвода; федеральные и региональные органы архитектуры и градостроительства, занимающиеся утверждением и согласованием градостроительных планов застройки территорий и поселений, созданием градостроительного кадастра, выдачей разрешений на строительство);

- органы экспертизы градостроительной  и проектной документации, занимающиеся  утверждением и согласованием  архитектурных и строительных  проектов;

- органы, ведающие инвентаризацией  и учетом строений, органы технической,  пожарной и иных инспекций,  занимающихся надзором за строительством  и эксплуатацией зданий и сооружений.

К неинституциональным участникам, работающим на коммерческой основе, относятся:

- предприниматели, в качестве  которых могут выступать юридические  или физические лица, в том  числе унитарные предприятия,  осуществляющие коммерческую деятельность (работы, услуги) на рынке в соответствии  с законом (имеется в виду  регистрация, а в необходимых  случаях – лицензирование деятельности);

- инвесторы, осуществляющие  вложения собственных, заемных  или привлеченных имущественных,  финансовых, интеллектуальных и  других средств в форме инвестиций в объекты недвижимости;

- риэлтеры (брокеры), оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с объектами недвижимости;

- девелоперы (застройщики), владеющие на правах собственности или аренды участком земли и принявшие решение о создании и развитии объектов недвижимости, определяющие схемы финансирования инвестиционного проекта, занимающиеся проектированием и строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду (самостоятельно или с привлечением ранее перечисленных участников в качестве подрядчиков и соинвесторов);

- редевелоперы, занимающиеся развитием и преобразованием территорий (вторичной застройкой); 

 

Рис. 16. Субъективная структура  рынка недвижимости 

 

- страховщики, занимающиеся  страхованием объектов, сделок, профес-сиональной ответственности;

-  управляющие проектом, осуществляющие общее планирование, коор-динацию и контроль реализации проекта от начала до завершения с целью удовлетворения требований заказчика и обеспечения осуществимости проекта с функциональной и экономической точек зрения, а также завершения строительства в заданный срок в рамках утвержденной сметы и в соответствии с установленными стандартами качества;

- управляющие недвижимостью,  занимающиеся финансовым управле-нием и технической эксплуатацией объектов недвижимости;

- оценщики, оказывающие услуги  собственникам, инвесторам, продав-цам, покупателям по независимой оценке стоимости объектов недвижимости;

- финансисты (банкиры), занимающиеся  финансированием операций на  рынке недвижимости, в том числе  ипотечным кредитованием;

- аналитики, выполняющие  исследование рынка недвижимости  и подго-товку информации для принятия стратегических решений по его развитию;

- участники фондового  рынка недвижимости, занимающиеся  созданием и оборотом ценных  бумаг, обеспеченных недвижимостью  (жилищные облигации, пул закладных  при ипотечном кредитовании и  пр.);

- маркетологи, специалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением объектов и услуг на рынке недвижимости;

- специалисты по информационным  технологиям, обслуживающие рынок  недвижимости; информационно-аналитические  издания и другие СМИ, специализирующиеся  на тематике рынка недвижимости;

- юристы, занимающиеся юридическим  сопровождением операций на рынке  недвижимости;

- специалисты в области  обучения и повышения квалификации  персонала;

- другие специалисты –  сотрудники и члены национальных  и международных профессиональных  объединений рынка недвижимости.

Сложившиеся наименования профессиональных участников рынка недвижимости можно  свести в табл. 2.

С точки зрения предпринимательской  практики использование терминов, представляющих собой заимствования из английского  языка (брокер, девелопер, инвестор) создает определенные неудобства. Однако, поскольку сами профессии являются для России новыми, то чаще всего специалисты, работающие на рынке недвижимости, не подбирают подходящие наименования в русском языке, а используют устоявшиеся иностранные термины.

Рынок недвижимости на практике делят на первичный и вторичный  по способу совершения сделок.

Под первичным рынком недвижимости принято понимать совокуп-ность сделок, совершаемых с вновь созданными, а также приватизированными объектами. Он обеспечивает передачу объектов недвижимости в экономичес-кий оборот. 

 

 

  Т а б л и ц а  2

Виды  деятельности профессиональных участников рынка недвижимости 

 

Профессиональный  участник рынка недвижимости

Вид деятельности

Риэлтер

Операции, предусмотренные  законом (брокерская деятельность)

Девелопер (застройщик)

Развитие и создание объектов недвижимости (девелопмент)

Редевелопер

Развитие и преобразование территорий – вторичная застройка (редевелопмент)

Финансовый аналитик

Финансовый анализ инвестиционных проектов

Проектировщик и строитель

Проектирование и строительство

Страховщик

Страхование

Управляющий недвижимостью

Управление недвижимостью

Оценщик

Оценочная

Финансист, банкир, кредитор

Финансирование, кредитование

Аналитик-исследователь рынка  недвижимости

Исследования, анализ и прогнозирование  рынка

Участник фондового рынка

Создание и оборот ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью

Маркетолог, специалист по рекламе

Маркетинг и реклама

Специализированные СМИ, специалист по информационным технологиям

Освещение проблем и информационное обеспечение

Юрист

Юридическое обеспечение  операций

Образовательные учреждения

Образование и повышение  квалификации


 

 

Под вторичным рынком недвижимости понимают сделки, совершаемые с уже созданными объектами, находящимися в эксплуатации и связанные с перепродажей или другими формами перехода объектов недвижимости от одного владельца к другому.

Первичный и вторичный  рынки влияют друг на друга. Например, цены вторичного рынка являются своеобразным ориентиром, показывающим, насколько  рентабельно новое строительство  при существующем уровне затрат. Взаимное влияние спроса и предложения  на первичном и вторичном рынках недвижимости, существенно осложняет  анализ сферы обращения и выбор  решений относительно инвестирования в недвижимость. Сложность этой задачи обусловлена тем, что сделки на рынке  недвижимости носят частный, а зачастую и конфиденциальный характер, что  серьезно затрудняет сбор необходимой  информации.

Рынок недвижимости испытывает влияние экономической ситуации в целом как на национальном, так и на региональном уровнях. Возможности реагирования на изменение этой ситуации на первичном и вторичном рынках недвижимости различны. Так, при снижении спроса на недвижимость вторичный рынок может достаточно гибко реагировать уменьшением предложения и снижением цен, нижняя граница которых определяется, по сути, тремя факторами: ценой приобретения объекта, финансовым положением продавца и соответствием его уровня доходов уровню текущих затрат по содержанию недвижимости. Диапазон снижения цен или предложения может быть довольно широким. Вторичный рынок недвижимости является более инертным, поскольку решения на нем принимаются множеством лиц.

На первичном рынке  недвижимости ситуация иная. Нижняя граница  цены определяется уровнем затрат на строительство. Вместе с тем здесь  сложнее как уменьшить, так и  увеличить предложение. В строительном процессе задейство-ван ряд организаций, каждая из которых заинтересована в использовании своих мощностей и ресурсов, прекратить строительный процесс мгновенно невоз-можно. Также невозможно быстро увеличить предложение – процесс создания объектов недвижимости занимает месяцы и даже годы. Предложение на первичном рынке является абсолютно неэластичным в краткосрочном периоде.

Для обеспечения новой  деятельности необходима соответствующая  инфраструктура. Однозначного определения  термина «инфраструктура» в современной  экономической науке не существует, так как ее понимание зависит  от рассматриваемого объекта, к которому она относится. В широком смысле под инфраструктурой понимается совокупность отраслей и видов деятельности, обусловливающие конкретный рассматриваемый  объект для обеспечения его нормального  функционирования. В зависимости  от объектов конкретного уровня под  инфраструктурой подразумевают  ту или иную совокупность составляющих ее элементов.

На рынке недвижимости под инфраструктурой понимаются профес-сиональные и институциональные участники рынка недвижимости, влияющие на создание и потребление полезных свойств объектов недвижимости, а также их распределение в рыночной среде. Уровни инфраструктуры могут быть различными:

-   народнохозяйственный – макроуровень (на уровне федерального рынка недвижимости);

-   региональный (на уровне рынка недвижимости отдельного региона);

-   локальный (на уровне отдельного сектора рынка недвижимости);

-   объектный микроуровень (на уровне отдельного объекта недвижимости).

Инфраструктура рынка  недвижимости формируется общими усилиями институциональных и не институциональных  участников рынка. Принято выде-лять четыре подхода формирования инфраструктуры рынка РФ, соответ-ствующих различным аспектам функционирования рынка недвижимости:

1. Инженерно-технологический – с точки зрения профессиональных субъектов рынка.

2. Трансакционный – психолого-поведенческий.

3. Методологический – рыночный и макрорыночный, с точки зрения методологов рыночной экономики.

4. Социальный – с точки зрения общественных деятелей.

С  инженерно-технологической точки зрения рынок недвижимости рас-сматривается как совокупность механизмов профессиональной деятельности с целью создания полезных свойств объектов недвижимости и их распределение между различными категориями потребителей. Основные задачи и методы формирования инфраструктуры рынка недвижимости с точки зрения инженерно-технологического подхода:

1) формирование эталонных  технологий профессиональной деятельности  на рынке недвижимости: развитие (создание) объектов недвижимости; управление (эксплуатация) объектов недвижимости; оборот прав на ранее созданную  недвижимость; управление рынком  недвижимости;

2) разработка и внедрение  стандартов описания объектов недвижимости всех видов с целью заключения сделок с ними. Эту задачу решают системные аналитики с участием профессионалов-практиков;

3) создание единого информационного  пространства рынка недвижимос-ти и обеспечение его информационной открытости (осуществляют исследова-тели рынка недвижимости с участием специалистов в области информацион-ных технологий);

4) формирование и законодательное  закрепление эталонных требований  к объектам недвижимости и  к профессиональной деятельности  на рынке недви-жимости, а также разработка инструктивных и регистрационных документов, регламентирующих сделки на рынке недвижимости (осуществляют государ-ственные органы, регулирующие рынок недвижимости, при инициативном участии и контроле общественных объединений, профессионалов и специали-зированных исследовательских организаций);

Информация о работе Лекции по "Маркетинговая недвижимость"