Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций
Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.
На деятельность организации, на взаимодействие руководителя и коллектива будет оказывать влияние и то, с кем сам лидер идентифицирует себя. Здесь возможны два варианта.
1. Лидер идентифицирует
себя с рабочей группой. Такая
идентификация возникает, если
у лидера потребность в
2. Лидер идентифицирует
себя с группой управляющих.
Такая идентификация возникает,
Здесь описаны две крайние
позиции идентификации – обычно
обе эти тенденции, но в разной
степени, присутствуют у лидера. Позиция
лидера, его ведущий стиль поведения,
ценности и убеждения оказывают
довольно сильное влияние на функционирование
организации. Эффективность деятельности
лидера проецируется на оценку эффективности
функционирования как властных структур
в организации, так и на всю
организацию в целом, показывая
в очередной раз
Делегирование полномочий и
ответственности является одним
из наиболее важных видов деятельности,
необходимых для
Менеджерской (в противоположность бюрократической) принято считать организацию, обеспечивающую социально полезную синергетичность, т. е. наиболее полное использование потенциала персонала в изменяющейся деловой среде.
Синергетичность деятельности персонала достигается, если делегирование опирается на эффективные системы контроля мотивации, ориентируется на достижение определенных целей, сопровождается формированием соответствующей информационной среды.
Делегирование – это всегда постановка целей перед кем-то и одновременно предоставление средств для их достижения при сохранении ответственности за получение качественных результатов. Наделение полномочиями – это часть процесса поощрения персонала к развитию профессиональных навыков и знаний в области решения проблем развития организации. Оно предполагает обеспечение работников ресурсами, властью и информацией для эффективного выполнения задания.
Современное представление
о наделении подчиненных
Можно выделить три основных
элемента полномочий, которые делегирует
своим подчиненным лидер
• поощрение и содействие проявлению инициативы подчиненных (когда те выдвигают инновационные идеи и предложения относительно усовершенствования организационных процессов и наилучшего решения проблем);
• предоставление свободы
действий подчиненным (на основе глубокого
понимания управленческим лидером
характера должностных
• привлечение к более интенсивному участию подчиненных в различных формах активности (принятие решений, участие в проектах и т. д.).
Как правило, предложения работников непосредственно касаются их насущных проблем, производственных процессов и методов выполнения заданий, а также распределения заданий и подведения итогов.
Если лидер организации
не реагирует на предложения работников,
не рассматривает их идеи и замечания,
то организация в целом теряет
возможность повышать эффективность
проведения преобразований, менеджмент
утрачивает авторитет и влияние,
а энтузиазм рядовых
Учет характера работы, выполняемой подчиненными, предполагает адекватный уровень их ответственности и полномочий за выполнение индивидуальных и групповых заданий. Подчиненные должны обладать определенной степенью автономии в рамках выполнения заданий и должностных обязанностей. Так, например, в условиях проведения изменений иногда целесообразно наделять некоторых специалистов большей автономией для развития сотрудничества и командной работы.
Широкое и активное участие персонала в конечной результативности деятельности организации связано с приобретением ведущими сотрудниками навыков командной работы, развитием позитивной и открытой коммуникации, административных и деловых качеств всех подчиненных. Однако далеко не все организации могут себе позволить провести такое обучение персонала и добиться согласия подчиненных на расширение их профессиональной ответственности и полномочий. Часто лидер организации имеет дело с персоналом, чьи интересы и кругозор ограничены, а образовательный и культурный уровень оставляет желать лучшего.
Рядовые сотрудники могут
быть знакомы с конкретной проблемой,
стоящей перед организацией. Но они
в большей степени склонны
игнорировать ее тонкости. Они более
заинтересованы в индивидуальном результате,
чем в организационной
Другой проблемой, которая
неизбежно возникает при
Поэтому лидер организации
не должен пребывать в плену иллюзий
относительно возможностей активного
привлечения персонала и
Сравнительно недавно, когда
менеджмент утвердился в своих правах
как интеллектуальная дисциплина, роль
лидерства стала
Рассмотрим три примера такого подхода. Первый – это четырех-элементная классификация организаций по признаку их стратегий, предложенная Р. Р. Майлсом и С. С. Сноу.
При описании этих четырех
организационных стратегий в
терминах, отражающих их структуру
и управленческие процессы, Р. Р. Майлс
и С. С. Сноу также охарактеризовали,
хотя и косвенно, лидерское поведение
на высшем уровне управления, которое
характерно для фирм, следующих трем
жизнеспособным стратегиям. Названия,
которые они выбрали для
«Защитники» продумывают
и, насколько возможно, поддерживают
среду, благоприятствующую стабильности
организаций, которые сосредоточиваются
на производстве и распространении
высококачественной продукции и
товаров, используя механизм контроля
над затратами. В противовес этому
«изыскатели» предпочитают динамичную
окружающую среду, где они могут
совершать открытия и работать над
новыми, предпочтительно
Другая теория связи стратегии и лидерства была разработана Д. Дан-фи и Д. Стэйси. Здесь отправной точкой является критика общепринятого подхода, рассматривающего лидерство через призму организационного развития (ОР), в особенности в части осуществления изменений. В модели ОР последовательно отдается предпочтение приросту изменений, достигаемому посредством лидерства, включающего вовлечение сотрудников в процесс создания органичной, гибкой и сплоченной организации.
Д. Данфи и Д. Стэйси привели доказательство, что метод ОР применим только в ограниченных пределах. Они доказали, что стратегические соображения, основанные на оценке социально-экономической и политической среды, могут потребовать различных стратегий. Более автократические и радикальные альтернативы стратегий частично являются следствием постоянных внешних изменений или появления новых конкурентов. Принудительные меры могут стать необходимыми, когда сотрудники компании не желают отвечать на сигналы внешней среды, что подвергает риску жизнеспособность предприятия. Структурные изменения, такие как диверсификация или слияние, могут иметь аналогичный эффект.
Эти суждения производят так
называемую «типологию 2 ч 2»: по вертикали
она проводит различия между сотрудничеством
и принудительной методикой; по горизонтали
– между приростом и
Исследователи во время проведения исследования сделали заключение, что деликатный подход к организационному развитию, основанный на соучастии, не является универсальным или даже предпочитаемым в австралийской промышленности, хотя отдельные компании несколькими годами раньше использовали варианты «смягченного» стиля. Они пришли к выводу, что в бизнесе следует выбирать наиболее надежную в данной ситуации стратегию, отвечающую условиям окружающей среды. Политика, основанная на жестком стиле лидерства, получила поддержку от людей скорее практического, чем исследовательского склада; такая политика, согласно книге М. Хаммера и Дж. Чампи, называется реинжиниринг. Авторы утверждали, что спасение современного бизнеса лежит не в адаптации или постепенных изменениях, а в «подстегнутой крапивой революции», осуществляемой посредством перепроектирования и «старта с нуля, с линии, отмечающей старт».
Модели стратегического
менеджмента часто воспринимают
лидерство в качестве косвенного
фактора и отводят ему
Б. Леви и Д. Вилсон доказали, что специфика индустриальной окружающей среды не является адекватным объяснением организационной стратегии, хотя и оказывает на нее значительное влияние. Доступная область выбора позволяет, используя различные элементы лидерства, произвести организационные акции и получить результаты, имеющие стратегическое значение.
Еще одна простая схема, разработанная на основе практики руководства, была предложена Д. Э. Зандом, считавшим, что успешные лидеры должны сочетать в себе триаду, три важные силы: знание, доверие и власть. «Триадический лидер», т. е. знающий, как управлять этими силами, будет эффективен, но не всегда популярен. Сталкиваясь с различными непредвиденными обстоятельствами, он будет вынужден найти компромисс между всеми тремя факторами и решить, чему отдать первенство: знанию, доверию или власти.