Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций
Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»
1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента
Главной целью службы управления персоналом является Обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи организации рыночных условиях. Новая кадровая политика предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации.
Служба управления персоналом организации должна разработать и реализовать следующие мероприятии:
v разработать кадровую политику, концепцию управлении персоналом и план реформировании кадровой службы;
v обновить положения о подразделениях кадровой службы;
v провести необходимые перестановки и руководящем составе организации, опираясь на данные внеочередной аттестации (это должно коснуться главных, специалистов, руководителей функциональных и производственных подразделений, бригадиров);
2. Перспектива роста работника не обязательно связана с получением руководящей должности. Влюбой армии рядовых больше, чем генералов. Однако для каждого работника следует предоставить возможность образования, которое даст ему возможность перейти на более высокий профессиональный уровень и соответствующий более высокий статус.
Подготовка кадров является особой сферой вложения капитала.
Заключая контракт, фирма вкладывает в принятого человека большие деньги, которые она надеется вернуть с прибылью. Любое инвестирование должно быть спланированным и эффективным. Ошибки в приеме персонала влекут существенные потери и убытки, следствием чего может быть банкротство фирмы. Правильный подбор кадров-это решение технологических, коммерческих задач, залог процветания фирмы. Однако обучение оказывается выгодным и для самого работника. В США, например, зависимость между затратами на образование и получаемым впоследствии доходом выглядит следующим образом: двукратное увеличение срока образование может привести к пятикратному увеличению дохода.
Цель обучения-обеспечение
организации достаточным
Совокупность учебных мероприятий в концерне составляют долговременные программы, разовые семинары (школы), учебно информационные беседы с руководителем, учебная практика, самообразование.
Инструктаж - разъеснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте. Он является, как правило непродолжительным и ориентирован на выполнение конкретных операций и процедур.
Ротация - самостоятельное обучение сотрудника за счет перемещения на другую должность с целью приобретения новых навыков.
Наставничество – метод изучения профессии за счет работы профессионалом либо под наблюдением опытного человека.
Лекция – традиционный способ обучения, представляющий собой монолог преподавателя для нескольких учеников.
Практические ситуации – анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций.
Деловые игры – обучение в ходе коллективного действия в модельных ситуациях. Они эффективны с точки зрения выработки практических навыков.
Долговременные программы предусматривают существенный рост уровня знаний персонала. Они включают несколько ступеней или этапов обучения, объединяют занятия по широкому кругу вопросов, реализуются в течение длительного периода. Долговременные программы обучения составляют для группы сотрудников, занимающих одинаковые должности; работников одного подразделения; отдельных работников – будущих лидеров; резерва на ключевые должности.
Реализуется подготовка кадров
через специализированные учебные
заведения либо через собственную
внутрифирменную систему
Цели непрерывного обучения – это поддержание и повышение квалификации работника; приобретение знаний вне сферы профессиональной деятельности; развитие навыков в экономической и управленческой сферах; приобретение знаний о потребителях продукции, банках, поставщиках сырья. Администрация корпорации при этом решает проблемы воспроизводства рабочих ресурсов, интеграции персонала, адаптации коллектива к экономическим условиям, внедрения новвоведений.
Планирование человеческих ресурсов включает три этапа:
1. Прогноз количественного и качественного состава кадров
2. Планирование подготовки персонала через учебные заведения
3. Планирование набора, переподготовки и повышения квалификации во внутрифирменной системе обучения.
Оценка эффективности обучения – это сложная методическая задача. Необходимы методы учета затрат на подготовку персонала, критерии оценки результатов обучения, выбор лучших вариантов программ обучения, методики подбора состава обучаемых.
Для трудовых ресурсов применяют показатели: цена приобретения, востановительная стоимость, балансовая стоимость. Цена приобретения – это сумма расходов на набор и первоночальное обучение персонала. Балансовая стоимость дополнительно включает полные затраты на обучение. Восстановительная стоимость – это оценка необходимых затрат в случае замены работника. Особо выделяют расходы на увольнение.
Применяют пять базовых моделей обучения:
1. Обучение без отрыва от производства в специализированных учреждениях
2. Обучение в специализированных учебных заведениях с отрывом от производства
3. Самостоятельное обучение с аттестацией через экстернат в специализированных учреждениях
4. Самообразование без аттестации
5. Обучение на рабочем месте
Крупные корпорации
стремятся организовать
Можно выделить несколько программ обучения:
1. Церемония приема
2. Вводное обучение вновь приняты
3. Подготовка специалистов для занятия управленческих должностей
4. Переподговка для получения новой специальности
5. Повышение квалификации при сохранении должности
6. Расширение знаний в смежных областях
7. Психологический тренинг
8. Обучение через ответственные поручения
9. Стажировка в различных отделах фирмы
10. Заграничные стажировки
11. Систематическая оценка
12. Привлечение к семинарам и конференциям
3. Инновационный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах, социально-психологических вопросах управления персоналом.
Изменения в принципах управления персоналом направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации, которая приобрела решающее значение в современных условиях.
В условиях развития коллективных
форм собственности (акционерных, и
партнерских компаний, кооперативов)
и привлечения работников к управлению
политика мотивации нацелена на расширение
сотрудничества персонала с администрацией
для достижения общих целей. Это
непосредственно побуждает
Требования творческого подхода работников к производству обусловили повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу; активное участие в принятии управленческих решении; непосредственную заинтересованность в результатах труда.
Отсюда главный стратегический ресурс – на высокий уровень образования, квалификации и этики работников; предоставление широкому кругу работников работников условия для расширения знаний, непрерывного повышения профессиального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры.
Управляющие персоналом – это самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связаных с обучением и повышением квалификации персонала. В.Хойер приводит следующие обобщенные рекомендации менеджерам, отражающие их профессиональные функции.
Менеджер обязан:
· В случае неудачи нести личную ответственность, не перекладывая ее на подчиненных;
· Способствовать дальнейшему повышению уровня квалификации и росту талантов сотрудников;
· Проверять результаты с достижением намеченных целей, но не действовать приказным порядком, оказывая давление на сотрудников;
· Проявлять лояльность по отношению к сотрудникам в случае их просчетав неудач;
· Учитывать индивидуальность сотрудников, иметь к каждому свой подход;
· Чувствовать свою ответственность перед сотрудниками, быть их начальником, а не товарищем;
· Достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, стимулируя их к взаимодействию;
· Помогать каждому сотрудникому ощущать результаты его труда.
Задача менеджеров – сделать работников способными к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные особенности.
На менеджеров возлагается также ответственность за оценку работы сотрудников; определение необходимого вознаграждения за конечные результаты работы; организацию и контроль за деятельностью целевых групп и рабочих бригад; разрешение конфликтных ситуаций и выработку компромиссных решений и др.
В каждой фирме разрабатываются и применяются различные меры по управлению персоналом, но общими являются:
· Представление подчиненнымисвоему руководству рабочих отчетов или докладов о выполненной работе и планах на будущее. Такие отчеты составляются работниками всех уровней управления и представляются в зависимости от принятого в фирме порядка: ежедневно, еженедельно, ежемесячно или ежегодно. Они служат, с одной стороны, инструментом контроля и способствуют повышению ответственности за порученное дело, а с другой, -содействуют развитию инициативы работников, принятию на себя конкретных обязательств по совершенствованию хозяйственной деятельности фирмы;
· Проведение еженедельно оперативных совещаний на высшем уровне управления с участием руководителей производственных подразделений и центральных служб. На таких совещаниях заслуживаются отчеты руководителей по актуальным вопросам текущего момента, проводится обсуждение конкретных мер и принимаемых решений, которые после их одобрения.
Менеджеры, в свою очередь,
отчитываются перед вышестоящими управленческими
уровнями. Например, фирма «Ксерокс»
требует от линейных руководителей
составления отчетов о
Для анализа проблемы кадрового состава и выработки принципов и методов управления персоналом менеджеры постоянно получают информацию о затратах на подбор и расстановку кадров, современном уровне текучести кадров, прогнозируемой потребности в кадрах различных профессий. Для того чтобы улучшить контакты между менеджерами и рядовыми работниками, была упрощена финансовая отчетность фирм, которая стала доступна работникам, в результате чего работники более активно участвуют в принятии управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне управления.
Новые производственные системы,
основанные на коллективном труде, требуют,
чтобы работники-исполнители
Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"