Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:36, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. «Предмет и сущность менеджмента»

1. Предмет науки управления
2. Метод науки управления
3. Понятие, задачи, виды менеджмента
4. Модели менеджмента

Файлы: 1 файл

Теоретические и методологические основы менеджмента.docx

— 578.34 Кб (Скачать файл)

Однако анализ проведения затрат, методов их распределения, составление  и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости изделий и продукта, определение порога рентабельности  производства и реализации продукции – все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности предприятия, функционирующего как единое целое.

Результаты анализа дают необходимую информацию администрации  предприятия и другим пользователям  – субъектам анализа – о  состоянии анализируемых объектов.

Цели субъектов анализа  могут быть различными, но все они  сходятся в главном – это получение  ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития. Если интерес предприятия ранее был определен вопросами производства, то при новых условиям необходим учет целей и интересов разных субъектов анализа, заинтересованных в работе организации. Таблица 1. С переходом к рыночной экономике действовавшие ранее методики оценки экономической эффективности по многим параметрам изменились, разработки же по методическим  вопросам эффективности переходного периода от плана к рынку до недавнего времени практически отсутствовали. В 1994 году были опубликованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, одобренные многими структурами России.

Таблица 1. Направления и цели анализа эффективности различных заинтересованных групп.

Группа

Вклад в организацию

Вид интереса

Параметры анализа

Собственники

Собственный капитал

Дивиденды

Финансовые результаты, устойчивость положения

Инвесторы

Заемный капитал

Проценты

Ликвидность

Администрация

Знания, компетентность

Оплата труда

Карьерный рост

Персонал

Труд (работа)

Заработная плата и  отчисления на социальные нужды

Эффективность хозяйственной  деятельности

Поставщики

Поставка товаров

Цена товара

Финансовое состояние

Покупатели

Закупки товаров

Цена товара

Финансовое состояние

Налоговые органы

Инфраструктура предприятия

Налоги

Финансовые результаты


Проблемы оценки эффективности  деятельности предприятий аналогичны проблемам оценки эффективности  общества в целом. Основными вопросами  являются:

·        Как измерить эффективность производства;

·        Что является критерием эффективности.

Оценка деятельности предприятия  должна учитывать результаты и затраты  производства. Однако практика показывает, что оценка производственных звеньев  только с помощью показателей  результатно – затратного подхода не всегда нацеливает их на достижение высоких конечных результатов деятельности, изыскание внутренних резервов и не способствует на деле повышению общей народно – хозяйственной эффективности.

Применяемые сегодня такие  показатели, как рентабельность, фондоотдача, производительность труда, учитывают  эффективность использования одного из ресурсов производственного процесса и не связаны с изменением жизненного уровня человека.

Рост рентабельности производства за счет повышения  использования  производственных фондов и уменьшения затрат труда совсем не обязательно  сопровождается ростом потребления  материальных и духовных благ человеком, участвующим в данном производстве. Характеризовать уровень жизни  человека, его трудовую активность на данном предприятии можно показателем  реальной средней заработной платы  работающего.  

 

       2. Экономические и социальные  аспекты эффективности. Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управленческих процессов.

Тем не менее, мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Мало говорить о целесообразности результатов и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.

 Выделяют три вида эффективности:

•         потребностная (отношение целей к потребностям, идеалам и 
нормам);

•         результативная (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

•         затратная (отношение затрат к достигнутым результатам).

Эти виды эффективности  образуют целую цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та — затратную. Рисунок 2. 

 

 

 

Рис 2. Взаимосвязь видов  эффективности 

 

Вообще говоря, цепочка  «потребности – цели – задачи - ресурсы» (рис. 3) исчерпывают содержание разработки любого плана.

Ценностная 

Рис. 4. Направления разработки планов организации 

 

Поэтому выделенные виды эффективности полностью соответствуют содержанию планирования и обеспечивают единство таких функций управления, как планирование и анализ эффективности — и планов, и итогов их выполнения.

Если потребностную (П), результативную (Р) и затратную (3) эффективности выразить отношениями Ц/П, П/Ц и Р/3 (где Ц — цель), то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:

Э = Ц/П х П/Ц х Р/3.

Различают три основных элемента экономической эффективности управления производством:

•         эффективность комплекса процессов, каким является управление, и прежде всего организация управления;

•         экономическая эффективность совершенствования отдельных подсистем, соответствующих определенным функциям управления;

•         эффективность применения вычислительной техники и внедрения мероприятий по созданию автоматизированных систем управления.

3. Методологические  принципы качественной оценки  эффективности менеджмента. При оценке эффективности управления как комплекса процессов необходима система показателей, характеризующих эффективность отдельных сторон управления. Однако это положение не отрицает  возможности нахождения общего критерия оценки эффективности системы управления.

 Оценка уровня эффективности предполагает сравнение отдельных вариантов систем управления. Поэтому при выборе показателей, определяющих эффективность управления, нужно учитывать их сопоставимость и соразмерность применительно к различным производственным условиям.

В реальной управленческой практике существует множество факторов, явлений и событий, возникающих как в результате различных комбинаций элементов данной системы управления и их внутренних взаимосвязей, так и воздействия внешней среды, влияющей на эффективность управления.

В целом все  многообразие отмечаемых в литературе факторов можно разбить на такие группы: политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные и психологические. В реальной действительности все эти факторы, как правило, действуют не обособленно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Уровень эффективности  управления, зависящий от целого ряда изменяющихся факторов, не является постоянным, в связи, с чем при решении этой проблемы необходимо изучить основные тенденции развития предприятия и взаимосвязи его экономических показателей. При исследовании эффективности определяющим является положение об управлении как основном элементе производственно-хозяйственной деятельности, активно воздействующем на результаты работы предприятия, вследствие чего эффект управления выражается в его технико-экономических показателях.

Оценка эффективности  управления базируется на:

•         критериях эффективности управления;

•         показателях эффективности затрат на управление;

•         обобщающих показателях эффективности управления;

•         частных показателях эффективности управления;

•         показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов.

         Методологически определение эффективности управления раньше сводилось лишь к оценке роли управления в повышении эффективности производства, в настоящее время в условиях рыночной экономики оценивается роль управления в успешности организации на рынке в целом.

Для этого необходимо найти  такие показатели, которые, с одной стороны, отражали бы эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации на рынке, а с другой — были бы следствием эффективности управления.

Разнообразие  предлагаемых в литературе и методиках  критериев и показателей эффективности  обусловлено не только сложностью проблемы, но и различием функций, выполняемых  отдельными критериями и показателями в процессе оценки управления.

Для аргументации этого положения можно сослаться  на систему показателей эффективности  общественного производства, которая  предусматривает:

•    обобщающие показатели;

•    показатели использования ресурсов производства:

•    трудовых (производительность труда);

•    материальных (материалоемкость);

•    основных фондов (фондоотдача);

•    оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств);

•    коэффициенты эффективности и сроки окупаемости капитальных вложений в производство.

Определение эффективности  управления можно рассматривать  как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта, эффективность использования производственных ресурсов (потенциала), эффективность использования управленческих ресурсов (потенциала). На основании этого подхода можно выделить алгоритм оценки эффективности управления, состоящий из трех этапов.

Каждый последующий  этап оценки выступает конкретизацией предыдущего этапа, дополняя и уточняя его.

На первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристикой критерия эффективности управления производством.

На втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управление.

На третьем этапе определяется эффективность управления производственным (рыночным) потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.

Управление выступает  важнейшим фактором комплексного использования всех производственных ресурсов. Именно управлению отводится ведущая роль в переводе экономики на новые рыночные формы развития.

Проблема определения  эффективности системы управления производством значительно усложняется  тем, что процесс управления является неотъемлемой частью производственно-хозяйственной  деятельности и конечные его результаты выражаются в итоговых показателях работы предприятия, которые складываются под одновременным воздействием целого ряда факторов. Кроме того, применяемые в процессе управления решения зависят и от субъективных качеств руководителей и исполнителей.

При системном  подходе управление на любом уровне рассматривается, с одной стороны, как система, включающая ряд подсистем более низкого уровня, а с другой — как подсистема в более сложных образованиях — производстве и в системе управления более высокого уровня.

Для построения показателей эффективности управления это означает:

—   необходимость методологической увязки показателей эффекивности управления с показателями эффективности производства (интегральный показатель эффективности управления должен одновременно быть параметром интегрального показателя эффективности производства);

—   при оценке эффективности управления необходима система показателей,   которая  должна  охватывать  все  уровни  и  аспекты управления, но в то же время быть оптимально компактной. Вершиной системы должен стать обобщающий показатель, представляющий собой количественное выражение общего критерия эффективности.

Для реализации системного подхода могут быть использованы методы математической статистики, в частности аппарат производственных функций в сочетании с факторным и корреляционно-регрессионным анализом.

Особенно важна  структуризация критериев и показателей  эффективности управления в соответствии с многоуровневым и многоаспектным характером отношений и процессов управления, интеграции частных и локальных критериев и показателей в единую систему, возможности «включения» предлагаемых показателей в уложившуюся систему информации о хозяйственных процессах.

Информация о работе Лекции по "Теоретические и методологические основы менеджмента"