Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений или по изменению целей.
Связующие функции - это принятие решений и коммуникация. Последняя представляет процесс обмена информацией, которая необходима для всех функций управления. Они относятся к частным функциям.
Принятие решений. Для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это и есть решение. Принятие решения - выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, не будут знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.
К частным функциям (процессам) относятся делопроизводство, обеспечение оргтехникой и ее использование. Частные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.
Управление всегда воздействует на конкретный объект, который имеет определенную отраслевую направленность, поэтому оно вызывает необходимость существования специфических функций управления.
Для образовательных организаций
специфическими функциями управления
являются функции, связанные с получением
человеком образования через
оказываемые ему
Одной из главных специфических функций управления в образовательной организации является разработка миссии учебного заведения. Другие специфические функции управления формируются под воздействием специфики образования. Образование от других отраслей материального производства отличают:
- наличие большого числа
- многозначность целей;
- производство не товаров, а образовательных услуг;
- пристальное
общественное внимание и
Учитывая
эту специфику не только в целом
в отрасли, но и в отдельных
образовательных учреждениях, могут
формироваться специфические
К таким функциям следует отнести:
1) функцию реализации потенциала внешних связей системы образования. Эта функция предполагает ориентацию образовательного учреждения на тесное взаимодействие с производством, культурной средой, наукой, что обеспечивает возможность разработки самостоятельной концепции содержания образования, программы развития способностей индивидуума в зависимости от его склонностей и способностей, системы ценностей, которой должна быть подчинена педагогическая концепция;
2) функцию
реализации различных форм
3) функцию претворения в жизнь
государственной политики в
4) функцию координации
В образовательном учреждении реализация специфических задач управления тесно связана с общими (основными) функциями.
Функция планирования позволяет определить главные направления развития производства (образовательной деятельности) с учетом источников его осуществления.
Функция организовывания осуществляет связь между подразделениями (отделениями, факультетами, кафедрами и др.) по организации образовательной деятельности, учебного процесса, его материально-технического обеспечения.
Функция мотивации, к сожалению, на данном этапе не может проявляться в достаточно эффективной степени из-за отсутствия денежных средств в образовательных организациях. Тем не менее меры моральной мотивации труда широко применяются.
Через функцию контроля осуществляется проверка деятельности и соответствие ее выработанному направлению.
Таким образом, в результате разделения труда по функциям персонал менеджеров, педагогов и сотрудников должен обеспечить руководство, управление и обслуживание образовательной и иной деятельности организации. При рациональном разделении функций должны обеспечиваться:
- в области производственной (образовательной) деятельности - рациональная расстановка персонала, координированная деятельность менеджмента, преподавателей и сотрудников, применение инновационных технологий, ритмичная учебно-производственная и хозяйственная деятельность;
- в области социально-
- в области экономики организаци
В табл. 4.2 приведен алгоритм выполнения
функций менеджмента в
Таблица 4.2
Алгоритм выполнения функций менеджмента в организации
Функция управления
Временной интервал действия функции
Содержание управленческой деятельности
Целеполагание
Неограниченно длительный
Осознание и формирование целей организации в виде "дерева целей"
Организовывание
Непрерывно
Обеспечение организованности всех компонентов процесса управления
Перспективное планирование:
стратегическое
Долгосрочная перспектива (свыше 5 лет)
Прогнозирование поведения внешней среды; стратегии развития
тактическое
Среднесрочная перспектива (до 5 лет)
Прогнозирование поведения внешней среды; планирование мероприятий по освоению новых рынков, новой продукции и услуг; определение состава и численных значений показателей развития
Текущее планирование (бизнес-планирование)
Краткосрочная перспектива (до 1 года)
Прогнозирование поведения внешней среды; определение состава и численных значений показателей годового, квартального, месячного планов
Координация деятельности
Кратко-среднесрочная
Определение структуры организации; налаживание взаимодействия между составными частями; разделение обязанностей персонала и согласование действий
Регулирование
Краткосрочная перспектива
Выявление отклонений от плановых заданий и устранение таких отклонений
Контроль
Непрерывно
Наблюдение за ходом деятельности; сравнение фактических и заданных значений показателей; выявление величины, причины, места и времени обнаруженных отклонений
Учет
Непрерывно
Наблюдение, фиксация и регистрация операций деятельности; группировка результатов для получения сводных (итоговых) данных о состоянии деятельности
4.4. Понятие, сущность и
понятие "метод менеджмента" представляет собой сложное по смыслу словосочетание, которое образовано понятием "метод", происходящим от греческого "methodos" и означающим, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь и, во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, с понятием "менеджмент", широкий смысл которого раскрыт в материале предыдущих глав.
Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должна существовать система методов, получившая название "метод", "методический аппарат" или "методический инструментарий" - все они равнозначны и используются в одном и том же смысле.
В табл. 4.3 сведены различные определения методов управления, принятые в специальной литературе по менеджменту.
Таблица 4.3
Определения термина "метод"
Определение термина «метод»
Характеристика по:
содержанию
направленности
Способ воздействия на коллективы и отдельных работников для достижения поставленных целей
Целенаправленное воздействие
Человек, трудовой коллектив
Прием воздействия на участников производственного процесса и через них - на само производство
Воздействие
Трудовой коллектив, производство
Способ воздействия, направленный на реализацию целей производства и управления
Целенаправленное воздействие
Производство, управление
Способ или прием
Целенаправленное воздействие
Управляемая система
Способы воздействия субъекта управления на интересы и потребности работников, обеспечивающие соответствие их поведения целям и задачам производства
Целенаправленное воздействие
Интересы и потребности
Совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления на социально-экономические отношения
Целенаправленное воздействие
Социально- экономические отношения
Способы воздействия на труд с целью достижения заданных результатов
Воздействие
Труд человека
Совокупность конкретных способов,
приемов осуществления
Способы, приемы
Функции управления
Порядок, последовательность, технология выполнения объективно необходимых функций управления
Технология управления
Функции управления
Способ осуществления
Способ деятельности
Управленческая деятельность
Сознательно формируемые объектом управления варианты управленческой деятельности с целью воздействия на коллективы
Варианты управленческой деятельности
Трудовой коллектив
Источник: Румянцева З.П. Современный менеджмент // РЭЖ.1996. -7-8. С. 75-76.
Обобщая эти подходы к пониманию
сути методов менеджмента, следует
сделать вывод о том, что их
содержание и специфика определяются
сущностью и особенностями
Таким образом, методы управления представляют
собой способы воздействия
С помощью методов управления реализуются функции менеджмента. Такие функции, как стратегическое планирование, реализация стратегии, маркетинг, финансирование, обеспечение деятельности факторами производства, контроль, учет и другие реализуются через методы управления, которые воздействуют через экономические интересы работников и создают экономическую мотивацию в объекте управления.
Все методы управления тесно взаимосвязаны
и используются менеджментом для
обеспечения оптимальных
Методическая база менеджмента
в России формировалась и развивалась
адекватно историческому
Класс общенаучных методов
Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, что объясняется множественностью достигаемых с их помощью целей и различием объектов управления. Широкое разнообразие частных методов и необходимость выбора менеджментом наиболее приемлемых для достижения конкретных целей требует их классификации. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления