Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 И. Ансоф (1965),

Л. Канторович (1976) и др.

Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военнопромышленного комплекса

Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.)

Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения, информационные системы и др.

Д. Томпсон (1967),

П. Лоренс (1967),

В. Оучи (1975),

Г. Минцберг (1973),

Р. Стюарт (1976),

М. Портер (1980) и др.

Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации

 

Школа научного управления (классическая школа) (1885-1950). Возникновение школы  связано с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лили Гилберт, Г. Ганта. В  области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда (хронометраж), исследование рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда - все это рассматривалось как средство совершенствования производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.

 

В области учета человеческого  фактора предлагалось стимулирование с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объема производства. Предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и использовалось полностью. Устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавалась важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, а также необходимость их обучения.

 

Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. Такой подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.

 

Административные начала управления в недрах рассматриваемой школы  развивали А. Файоль, Л.Урвик, Дж. Муни и др. Были созданы универсальные принципы управления работой организации в целом, в том числе:

 

рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала  разделять организации на подразделения  по функциональному принципу и рассматривать  управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация;

 

структура организации и управление работниками, которая определялась второй группой принципов, например, принципом единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.

 

Школа человеческих отношений (поведенческих  наук). М. Фоллетт определила менеджмент как обеспечение выполнения работы посредством других лиц. Э. Мэйо обнаружил, что силы взаимодействия между людьми в коллективе превосходят усилия руководителя и материальную мотивацию труда. А. Маслоу определил, что мотивы поступков людей обусловлены их различными потребностями. Школа разработала приемы человеческих отношений в управлении, включающие эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам более широких возможностей общения в процессе выполнения работы.

 

Поведенческие науки - психология и  социология сделали изучение поведения  человека на рабочем месте строго научным. Социальное взаимодействие, мотивации, характер власти и авторитет, организационная структура, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни - все это стало предметом изучения представителей школы поведенческих наук.

 

Школа управленческой науки возникла на основе проникновения математики, кибернетики, статистики в теорию управления.

 

Исследование операций и математические модели применительно к решению  операционных проблем организации  составляют суть подхода этой школы. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях эксперимента на реальных объектах.

 

Распространение количественного  подхода в начале было небольшим, однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применение компьютеров.

 

 

3.2. Новые концепции менеджмента

 

Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки и хранения информации. В их контурах развитие получили ситуационный и маркетинговый подходы в управлении организаций. Однако и тот, и другой походы базируются на интеграции различных концепций.

 

Ситуационный подход к процессу управления в современных условиях должен применяться в управлении любой организацией. Он предполагает (при общности процесса управления) использование специфических конкретных подходов и приемов, которые применяет руководитель для эффективного достижения целей организации. Эти подходы и приемы могут значительно различаться, однако их использование зависит от конкретной ситуации. Ситуационный подход нацеливает связь конкретных приемов управления на определенную ситуацию, с тем чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо определить, каковы значимые переменные характеристики ситуации, как они влияют на эффективность организации.

 

Особенности реализации ситуационного  подхода состоят в следующем:

 

1. Освоение средств профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность: понимание процесса управления, изучение индивидуального и группового поведения персонала, системного анализа, методов планирования и контроля, а также методов принятия решений.

 

2. Необходимость предвидения вероятных  последствий (положительных и  отрицательных) от применения конкретных методик или концепций.

 

3. Умение правильно интерпретировать  ситуацию, определить, какие факторы  являются наиболее важными в  данной ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных.

 

4. Применение конкретных приемов таким образом, чтобы получить наименьший отрицательный эффект и иметь меньше всего недостатков.

 

К сожалению, невозможно определить все  ситуационные переменные, влияющие на управление организацией. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на ее успех. Специалисты считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам: внутренние и внешние переменные.

 

Управление маркетингом, или маркетинговый  подход в менеджменте - это анализ, планирование, претворение в жизнь  бизнес-плана и контроль за проведением  мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема продаж, увеличение доли рынка и т.п. Схема процессов маркетингового подхода  управления организацией представлена на рис. 3.1.  

 

 

 

Рис. 3.1. Схема маркетингового подхода  управления организацией

 

Задача маркетингового подхода  к управлению организацией заключается  в воздействии на уровень, время  и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации  в достижении стоящих перед ней целей.

 

При этом возникает вопрос: как  найти баланс между интересами организации, клиентов, общества. Ведь зачастую эти  интересы вступают в противоречие друг с другом, поэтому очевидно, что  вся деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.

 

В данное время можно выделить пять таких концепций.

 

1. Концепция совершенствования  производства утверждает, что потребители  будут благожелательны к товарам,  которые широко распространены  и доступны по цене, а следовательно, руководство организацией должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

 

2. Концепция совершенствования  товара или услуги утверждает, что потребители будут благосклонны  к товарам или услугам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

 

3. Концепция  интенсификации коммерческих услуг  утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

 

Этого подхода  придерживаются многие производители. Особенно агрессивно используют эту  концепцию применительно к товарам пассивного спроса, о приобретении которых покупатель обычно не задумывается. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и "жесткой продажи" им товара. Применяют концепцию интенсификации коммерческих усилий и в сфере некоммерческой деятельности.

 

4. Концепция  чистого маркетинга утверждает, что залогом достижения целей  организации являются определение  нужд и потребностей целевых  рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Это сравнительно новый подход в менеджменте. Сущность его определяется с помощью  логической формулы типа "Отыщите потребности и удовлетворите их", "Производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести" и т.д. Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом. Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту - это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг - забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара. Сопоставление концепции интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга на схемах позволяет видеть их различие (рис. 3.2).

 

 

 

Рис. 3.2. Сопоставление концепций  менеджмента

 

5. Концепция социально-этичного  маркетинга утверждает, что задачей  организации является установление  нужд, потребностей и интересов  целевых рынков и обеспечение  желаемой удовлетворенности более  эффективными и более продуктивными  (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

 

Социально-этичный маркетинг - явление  самого последнего времени. Эта концепция  порождена сомнениями относительно концепции чистого маркетинга и  его соответствия нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг.

 

Эта концепция требует от менеджмента  увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: прибыли, удовлетворенности покупателей, благосостояния людей. Первоначально организации основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли. Затем они стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга. В промышленно развитых странах при принятии решения они думают и об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности всех трех факторов: прибылей организации, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции организации уже добились значительного роста продаж и доходов, получения прибыли и пришли к необходимости сетевой организации хозяйственной деятельности.

 

Итак, менеджмент как научная дисциплина был вначале сформирован в основном специалистами, имеющими техническое образование, которые основное внимание уделили структуризации трудовой деятельности, представляя организацию как аналог механизма, в котором люди были его составными элементами.

 

Начиная с 30-х годов прошлого века менеджмент стал пополняться другими  концепциями, в которых последовательно  учитывались отличие трудовой деятельности от работы механизмов, вероятностный  характер реакции людей на управляющие  воздействия, эволюция экономики и экономических отношений, научно-технический прогресс, информационная революция и компьютеризация принятия решений. Все это привело к тому, что в современных условиях менеджмент развивается в направлениях:

 

- углубленного изучения психологических аспектов управления;

 

- компьютеризации принятия управленческих  решений на основе системного  подхода;

 

- учета глобализации информационно-экономического  пространства.

 

Задачей любого менеджера в связи  с этим в современных условиях является умение обеспечивать индивидуальную и групповую мотивацию трудового поведения каждого работника при решении проблем на основе максимально стандартизированных приемов и навыков. Выполнять это следует в условиях интеграции хозяйственной деятельности при наличии свободной торговли и движения капиталов, развития международного рынка труда.

 

Без глубокого знания теории менеджмента  сделать это невозможно, поэтому  изучение этой научной дисциплины является основой профессиональной подготовки менеджера любого уровня и сферы деятельности.   

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Приведите классификацию школ  управления.

 

2. Дайте характеристику школе  научного управления.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления