Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
3. Дайте характеристику школе человеческих отношений.
4. Дайте характеристику школе управленческой науки.
5. В чем сущность ситуационного подхода к управлению?
6. В чем сущность маркетингового подхода?
7. Раскройте концепции
8. Сделайте сопоставление и
Глава 4
Методологические основы менеджмента
4.1. Закономерности и принципы менеджмента
Закономерности менеджмента
К числу важнейших
1. Развитие
теории и практики менеджмента
в соответствии с
2. Определяющее
влияние состояния внешней
3. Соответствие
социального содержания
4. Соотносительность
управляющей и управляемой
5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.
6. Концентрация
и динамичное изменение
7. Оптимизация
уровней управления
8. Оптимальное
использование в процессах
Закономерности
имеют объективный характер, а
реализуются в процессе деятельности
людей. Это в полной мере относится
и к закономерностям
Принципы менеджмента, синтезируя объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.
Первым, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге "Общее и промышленное управление", опубликованной в 1916 г. Принципы управления Файоля приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем
Название принципа
Содержание принципа
Разделение труда
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы
Полномочия и ответственность
Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу
Дисциплина
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры - применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка
Единоначалие
Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
Единство действий
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
Подчиненность интересов
Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности
Вознаграждение персонала
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд
Централизация
Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности
Скалярная цепь управления
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
Порядок
Рабочее место - для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
Справедливость
Установленные правила и соглашения
должны проводиться в жизнь
Стабильность персонала
Установка работающих на лояльность
по отношению к организации и
долгосрочную работу, поскольку высокая
текучесть снижает
Инициатива
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
Корпоративный дух
Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)
В дополнение к выделенным А. Файолем принципам, проверенным последующей практикой, эволюция менеджмента позволила добавить следующие:
- принцип системности,
- принцип компетентности, состоящий
в необходимости знания
- принцип иерархичности,
- принцип выделения ведущего
звена, предполагающий выбор
- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере образовательной деятельности принципы управления носят особый характер. Принципы управления в этой отрасли подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители образовательной организации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания будущих специалистов. Система принципов менеджмента в образовательной деятельности является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Каждый принцип формирует "под себя" систему требований, выполнение которых в значительной степени способствует совершенствованию менеджмента в образовательной организации.
Принципы менеджмента в
Принцип уважения и доверия к человеку - основополагающий и системообразующий в педагогическом коллективе. Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и педагогам:
- уважайте личное достоинство
человека, признавайте за ним
соответствующие права и
- уважайте и берегите человека в себе и в других;
- предоставляйте личности
- доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы;
- создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
- уважая человека, проявляйте к
нему достаточно высокую
- создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности;
- максимально развивайте
- поощряйте достижения и личный вклад каждого в общее дело;
- гарантируйте каждому педагогу и учащемуся личную защищенность в коллективе.
Уважение и доверие к человеку - высшее проявление гуманизма в управлении!
Принцип целостного взгляда на человека. Из него тоже вытекает целый ряд конкретных требований к руководителю:
- стройте свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
- не ограничивайте отношения
только должностными
- помните, что жизнь педагога
и учащегося не ограничивается
только часами, проведенными в
учебном заведении, она
- общаясь с педагогом, никогда не забывайте, что его работа в то же время составляет большую часть его жизни, она определяет его жизнь, сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе, были для него светлыми и радостными;
- менеджер должен быть
- создавайте обстановку, чтобы
личность педагога
- встречайтесь с педагогами
не только в формально-
Принцип сотрудничества в управлении
предусматривает перевод
- считайтесь с человеком как
с активным фактором, а не пассивным
элементом педагогической
- знайте и учитывайте личные
качества педагогов и на
- цените в педагоге гуманное отношение к учащимся, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
- создавайте атмосферу не
- бережно относитесь к проявлению любой педагогически целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же по отношению к педагогам;
- основами совместной
- сначала пристальное внимание, анализ, диагноз, потом принятие решения - вот основа сотрудничества;
- одной из повседневных
- чутко и бережно относитесь
к педагогу, помните, что самой
страшной бедой для школы
Принцип социальной справедливости - важнейшее руководящее положение, на основе которого осуществляется управление. Здесь надо выделить следующие требования:
- стремитесь равномерно
- создавайте условия и
- поощряйте, оценивайте
- всегда при оценке труда
педагога приводите в
- помните, что одной из
- руководитель образовательной
организации должен учитывать,
что уровень социальной
- ощущение несправедливости
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Требования этого принципа выражаются в следующем:
- индивидуальный подход может
опираться только на глубокое
изучение системы работы
- на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту и форму общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и повышение требований к другим;
- систематически повышайте
- задача каждого менеджера
- в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он располагает;
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления