Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

3. Дайте характеристику школе  человеческих отношений.

 

4. Дайте характеристику школе  управленческой науки.

 

5. В чем сущность ситуационного  подхода к управлению?

 

6. В чем сущность маркетингового  подхода?

 

7. Раскройте концепции маркетингового  подхода в управлении.

 

8. Сделайте сопоставление и анализ  концепций менеджмента.

 

 

Глава 4

Методологические основы менеджмента

 

4.1. Закономерности и принципы  менеджмента

 

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся  тенденции, которые в свою очередь  отражают относительно устойчивые взаимосвязи  между элементами управления в организации.

 

К числу важнейших закономерностей  менеджмента следует отнести:

 

1. Развитие  теории и практики менеджмента  в соответствии с трансформацией  форм и методов организации  экономики.

 

2. Определяющее  влияние состояния внешней среды  в выборе и формировании системы управления организацией.

 

3. Соответствие  социального содержания управления  формам собственности на имущество  организации.

 

4. Соотносительность  управляющей и управляемой подсистем  (субъекта (органа) и объекта управления).

 

5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

 

6. Концентрация  и динамичное изменение функций  управления в организации.

 

7. Оптимизация  уровней управления организацией.

 

8. Оптимальное  использование в процессах управления  функций контроля, учета и анализа.

 

Закономерности  имеют объективный характер, а  реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится  и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей  в организациях формируются принципы менеджмента.

 

Принципы менеджмента, синтезируя объективные закономерности управления, определяют черты реальной управленческой практики в любой организации. Представляя  собой общие правила, принципы формируют  требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.

 

Первым, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил  их в книге "Общее и промышленное управление", опубликованной в 1916 г. Принципы управления Файоля приведены  в табл. 4.1.

 

     Таблица 4.1

 

Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем

 

Название принципа

Содержание принципа

Разделение труда

Специализация работ, необходимая  для эффективного использования  рабочей силы

Полномочия и ответственность

Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу

Дисциплина

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры - применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка

Единоначалие

Работник получает распоряжения и  отчитывается только перед одним  непосредственным начальником

Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану

Подчиненность интересов

Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности

Вознаграждение персонала

Получение работниками справедливого  вознаграждения за свой качественный труд

Централизация

Организация должна иметь управляющий  центр. Лучшие результаты достигаются  при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности

Скалярная цепь управления

Неразрывная цепь команд, по которой  передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)

Порядок

Рабочее место - для каждого работника  и каждый работник на своем рабочем  месте

Справедливость

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо  на всех уровнях скалярной цепи

Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и  долгосрочную работу, поскольку высокая  текучесть снижает эффективность

Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство усилий (в единстве - сила)

 

В дополнение к выделенным А. Файолем  принципам, проверенным последующей  практикой, эволюция менеджмента позволила  добавить следующие:

 

- принцип системности, предполагающий  использование методологии системного  подхода в управлении;

 

- принцип компетентности, состоящий  в необходимости знания менеджером  системы управления;

 

- принцип иерархичности, предполагающий  выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

 

- принцип выделения ведущего  звена, предполагающий выбор наиболее  значимой цели и наиболее важных  ресурсов для ее достижения;

 

- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

 

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере образовательной деятельности принципы управления носят особый характер. Принципы управления в этой отрасли подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители образовательной организации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания будущих специалистов. Система принципов менеджмента в образовательной деятельности является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Каждый принцип формирует "под себя" систему требований, выполнение которых в значительной степени способствует совершенствованию менеджмента в образовательной организации.

 

Принципы менеджмента в организациях образования

 

Принцип уважения и доверия к  человеку - основополагающий и системообразующий в педагогическом коллективе. Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и педагогам:

 

- уважайте личное достоинство  человека, признавайте за ним  соответствующие права и возможности;

 

- уважайте и берегите человека  в себе и в других;

 

- предоставляйте личности свободу  выбора;

 

- доверяйте человеку, его потенциальные  возможности неисчерпаемы;

 

- создавайте атмосферу доверия  на основе взаимоуважения;

 

- уважая человека, проявляйте к  нему достаточно высокую требовательность;

 

- создавайте обстановку, в которой он может проявить себя, раскрыть свои возможности;

 

- максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение  найти себя в коллективе;

 

- поощряйте достижения и личный  вклад каждого в общее дело;

 

- гарантируйте каждому педагогу и учащемуся личную защищенность в коллективе.

 

Уважение и доверие к человеку - высшее проявление гуманизма в  управлении!

 

Принцип целостного взгляда на человека. Из него тоже вытекает целый ряд  конкретных требований к руководителю:

 

- стройте свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

 

- не ограничивайте отношения  только должностными обязанностями,  вникайте в жизнь, духовный  мир и стремления педагога, иначе  он неизбежно будет чувствовать отчужденность;

 

- помните, что жизнь педагога  и учащегося не ограничивается  только часами, проведенными в  учебном заведении, она гораздо  шире и богаче;

 

- общаясь с педагогом, никогда  не забывайте, что его работа  в то же время составляет  большую часть его жизни, она определяет его жизнь, сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе, были для него светлыми и радостными;

 

- менеджер должен быть причастен  к образу жизни членов педагогического  коллектива, он должен понимать, в чем состоят общие потребности;

 

- создавайте обстановку, чтобы  личность педагога раскрывалась  в ней не только своими служебными  сторонами, но и другими, скрытыми  от окружающих, но очень ценными  для коллектива;

 

- встречайтесь с педагогами  не только в формально-официальной обстановке, но и в такой, где можно просто пообщаться, "поговорить по душам".

 

Принцип сотрудничества в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую  основу, переход от коммуникации к  общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Отсюда вытекают следующие требования:

 

- считайтесь с человеком как  с активным фактором, а не пассивным  элементом педагогической системы;

 

- знайте и учитывайте личные  качества педагогов и на основе  этого формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавайте рабочую высокопродуктивную атмосферу в образовательной организации;

 

- цените в педагоге гуманное  отношение к учащимся, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда  помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

 

- создавайте атмосферу не только  возложения на педагога ответственности,  но и принятия ее, осознания  им роли и необходимости участия  в процессе управления и общественной  жизни;

 

- бережно относитесь к проявлению любой педагогически целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же по отношению к педагогам;

 

- основами совместной деятельности  руководителя и педагогического  коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически разнообразная работа;

 

- сначала пристальное внимание, анализ, диагноз, потом принятие  решения - вот основа сотрудничества;

 

- одной из повседневных основных  задач деятельности менеджера  является соединение, "притесывание" одной педагогической индивидуальности к другой, объединение их в рабочее единство;

 

- чутко и бережно относитесь  к педагогу, помните, что самой  страшной бедой для школы является  противоборство администрации и  педагогов.

 

Принцип социальной справедливости - важнейшее руководящее положение, на основе которого осуществляется управление. Здесь надо выделить следующие требования:

 

- стремитесь равномерно распространять  не только учебную, но и общественную  нагрузку среди педагогов, осторожно и постепенно включая их в социальную структуру;

 

- создавайте условия и предпосылки,  дающие возможность проявить  свои профессиональные и другие  способности не только "педагогическим  звездочкам", но и всем педагогам;

 

- поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных "стартовых" возможностей;

 

- всегда при оценке труда  педагога приводите в соответствие  заслуги его труда и их общественное  признание;

 

- помните, что одной из гарантий  социальной справедливости в педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в коллективе всей деятельности аппарата управления;

 

- руководитель образовательной  организации должен учитывать,  что уровень социальной справедливости  всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его в целом и по отдельным параметрам;

 

- ощущение несправедливости возникает  тогда, когда человек признает, что соотношение его вклада  и результата оценено ниже (несправедливо)  по сравнению с соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и возникают конфликты.

 

Принцип индивидуального подхода  в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Требования этого принципа выражаются в следующем:

 

- индивидуальный подход может  опираться только на глубокое  изучение системы работы каждого  педагога и его личности;

 

- на основе этого изучения  индивидуализируйте объем, частоту и форму общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и повышение требований к другим;

 

- систематически повышайте качество  и глубину педагогического анализа  урока, лекции, занятий, ибо  это является наиболее действенным инструментом индивидуальной методической работы с педагогом;

 

- задача каждого менеджера помочь  педагогу создать свою собственную  творческую лабораторию;

 

- в ходе индивидуальной работы  с педагогом помогайте ему  укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он располагает;

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления