Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

- одна из главных задач индивидуального  подхода - выравнивание профессионального  мастерства педагогов, постепенное  доведение отстающих до уровня  передовых;

 

- особенно трудно, но необходимо учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;

 

- определите для каждого педагога  его индивидуальные цели и  рубежи их достижения, этим вы  обеспечите ему путь к успеху. Сущность этого подхода составляет выбор руководителем тех или иных видов управленческого воздействия на отдельного работника в соответствии с индивидуальными особенностями его личности.

 

Принцип обогащения работы педагога исходит из того, что педагогический труд сам по себе не лишен элементов однообразия: из года в год одни и те же темы, один и тот же материал. Из этого принципа вытекает целый ряд конкретных требований:

 

- необходимо через разумные  промежутки времени менять нагрузку, особенно у тех, кто работает  не творчески;

 

- определить перспективу профессионального  роста каждого, разработав вместе  с ним конкретный план;

 

- проводить с преподавателями  консультации по поводу их  сегодняшних и будущих профессиональных  потребностей;

 

- проводить семинары, круглые столы,  симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов.

 

Принцип личного стимулирования. Некоторые  требования, вытекающие из этого принципа:

 

- используйте стимулы, особенно  материальные и моральные, справедливо,  в противном случае они вместо  пользы внесут раздор в коллектив;

 

- каждый менеджер должен иметь  хорошо продуманную систему стимулов  и не сводить ее только к  премированию, награждению. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое  отношение менеджера к человеку - это тоже стимулы, и иногда  более сильно действующие, чем награждение;

 

- вся работа руководителя с  педагогами должна строиться  на основе стимулирования их  деятельности: на создании условий  для труда, атмосферы взаимной  удовлетворенности, системы саморазвития  педагога;

 

- используйте стимулы для того, чтобы привлечь внимание педагогов к ключевым направлениям деятельности;

 

- стимулы являются очень действенным  инструментом создания в педагогическом  коллективе обстановки приподнятости,  мажорного настроения, здорового  микроклимата.

 

Принцип единого статуса. Все работники, педагоги и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения должны находиться в одинаковых демократических условиях.

 

Принцип консенсуса. Из этого принципа тоже вытекают свои требования:

 

- в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

 

- менеджер должен особенно четко  и логично аргументировать свою  точку зрения, чтобы ее восприняло "критическое большинство"  в коллективе;

 

- основным инструментом менеджера при осуществлении принципа консенсуса должен быть логический анализ ошибочных суждений;

 

- мобилизуйте мнение наиболее  влиятельной части педагогов  еще до начала совещания, педагогического  совета, обеспечьте тем самым  поддержку большинства членов коллектива обсуждаемой проблеме;

 

- широко используйте метод "акцентирования": повторяйте и варьируйте в  разговорах с членами коллектива, в выступлениях перед ними  те или иные идеи, по которым  в будущем необходимо будет  принять решение. "Приучайте" коллектив заранее к правильному мнению;

 

- умейте идти на взаимные  уступки, но не во вред делу. Люди должны привыкнуть к новой  идее, понять ее суть, сами прийти  к осознанию того, что без нового  им не обойтись.

 

Принцип коллективного принятия решений - один из путей демократизации управления. Требования этого принципа:

 

- коллективные решения следует  принимать по важным, перспективным,  стратегическим вопросам;

 

- с информацией, на основе  которой будет приниматься решение,  заранее должен познакомиться каждый член педагогического коллектива;

 

- решение только в том случае  будет активно поддерживаться  коллективом, если педагоги активно  участвовали в его подготовке;

 

- еще до обсуждения решения  руководителю необходимо учесть  расстановку сил в коллективе, наличие или отсутствие "критической массы" членов коллектива;

 

- всегда необходимо помнить,  что там, где решение принято  большинством, бывает и несогласное  меньшинство, с которым необходимо  вести работу, вовлекая его в  процесс выполнения решения.

 

Принцип участия в управлении и  делегирования полномочий. Исходя из этого требуется:

 

- включение педагога в процесс  управления только с его согласия;

 

- приобщая педагога к управлению, старайтесь учитывать его индивидуальные  особенности, способности и стремления;

 

- помогите педагогу понять, что  включение его в процесс управления - не дополнительная нагрузка, а  акт доверия, одна из возможностей  его дальнейшего профессионального  роста;

 

- обязательно добивайтесь, чтобы  работа педагога на порученном ему участке привела к успеху, оказывайте ему постоянные внимание и помощь;

 

- всячески поощряйте любой, пусть  даже небольшой, положительный  результат, достигнутый на управленческом  поприще. Делайте его достоянием  коллектива, добивайтесь общественного  признания результатов управленческой деятельности педагогов.

 

Принцип целевой гармонизации. Этот принцип предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую  работу менеджера, в результате которой  в организации появляется целевая  целостность.

 

Требования, вытекающие из принципа:

 

- работа по целеполаганию должна  стать неотъемлемой частью деятельности  руководителя. Этому же он должен  научить весь педагогический  коллектив;

 

- необходимо помнить, что целевая  целостность в обучении формируется не сразу. Это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами, поэтому вся система этой работы должна быть во всех деталях продумана менеджером и спланирована.

 

Принцип горизонтальных связей. Труд педагога индивидуален по своему характеру, но конечный результат - развитие личности - итог коллективного труда педагогов.

 

К осуществлению принципа горизонтальных связей выдвигаются следующие требования:

 

- менеджер должен помнить, что  этот принцип может осуществляться  не столько сам по себе, сколько через следование менеджера таким принципам, как делегирование полномочий, коллективное принятие управленческого решения, единый статус для всех работников и др.;

 

- горизонтальные связи необходимо  формировать целесообразно, имея  программу на длительное время;

 

- при формировании такой системы  связей ни в коем случае  не упускать из виду неформальные, дружеские связи в коллективе;

 

- развитая система горизонтальных  связей, являясь в известной степени  противоположностью вертикальным  иерархическим связям управления, не должна противостоять им.

 

Принцип автономизации управления чрезвычайно важен в крупных  образовательных организациях.

 

При этом необходимо знать:

 

- во главе автономных участков  управления должны находиться  высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

 

- такая работа обязательно вознаграждается  материально в зависимости от  объема и сложности затраченного  труда;

 

- желательно, чтобы педагоги, руководящие  конкретными участками управления педагогическим процессом (кафедра, программа управления качеством знаний учащихся, программа управления уроком и т.п.), выбирались или утверждались на собрании всего педагогического коллектива;

 

- автономизация управления тесно  связана со всей системой управленческих принципов, и осуществить ее эффективно вне этой связи невозможно;

 

- все педагоги, ставшие во главе  автономных подразделений, должны  пройти соответствующую подготовку.

 

Принцип постоянного обновления - основное руководящее положение  для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур и т.д.

 

Основные требования к его осуществлению:

 

- любые крупные изменения необходимо  заранее подготавливать, создавая в коллективе определенный психологический настрой;

 

- изменения должны быть основаны  на детальном плане и расчете,  при обязательной уверенности  в успехе;

 

- надо еще до начала изменений  формировать в коллективе чувство  их необходимости.

 

     Таковы методологические принципы менеджмента в образовании, его методологический базис.

 

 

4.2. Целеполагание

 

В организации приходится решать многие вопросы, в том числе: какие товары или услуги, каким образом, в каком  количестве, в какие сроки и  для кого производить; по каким каналам товар доводить до потребителя, как стимулировать продажи, каким образом завоевывать, а затем и отстаивать свой сегмент рынка? Все эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности.

 

Формирование целей - целеполагание  относится к важнейшей части  методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания  менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и безусловное добросовестное отношение персонала организации.

 

Цель - фундаментальное понятие  теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Производный термин "целеполагание" означает, что "действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием"  [20, с. 70].

 

Если известны факторы, от которых  зависит достижение цели, и установлено  влияние каждого фактора как  независимой переменной, то такую цель принято называть целевой функцией.

 

Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию  ее развития и основные направления  деловой активности. С позиции  менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени.

 

Для перевода системы управления из существующего состояния в желаемое необходима конкретная программа действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой.

 

Цели организации реализуются  через стратегию и тактику  и исходят из миссии организации.

 

Миссия организации - это главная  цель организации, ради которой она  создана и которая характеризует  определенный(е) вид(ы) ее деятельности. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации; тип привлекаемых работников.

 

В некоммерческой организации, каким  является, например, высшее государственное  профессиональное образовательное  учреждение, миссия заключается в  удовлетворении потребности населения  в определенного рода образовательных услугах, запросов национального и местного хозяйства в высококвалифицированных кадрах.

 

Стратегия - это основное направление  деятельности организации. Стратегия  предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и  меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается посредством:

 

- оценки и анализа внешней  среды организации;

 

- диагностического анализа внутренней  среды организации;

 

- разработки и анализа стратегических  альтернатив;

 

- выбора наиболее предпочтительного варианта стратегии;

 

- оценки стратегии соотносительно  миссии и главной цели организации;

 

- реализации стратегии в форме  программы, бизнес-плана.

 

Тактика - это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной  деятельности организации. Ее назначение - это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.

 

Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к  выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.

 

Существует ряд общих требований, предъявляемых к целям управления. Во-первых, цели должны быть конкретными  и измеримыми. Во-вторых, цели должны быть реальными и достижимыми.  В-третьих, цели должны быть взаимосвязанными и иерархичными (соподчиненными).

 

Цели разделяют на общие (главные) и специфические.

 

- Общие цели отражают концепцию  организации, ее миссию и разрабатываются  на длительную перспективу, например, для обеспечения устойчивости организации на рынке, разработки новых направлений развития.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления