Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
- одна из главных задач
- особенно трудно, но необходимо учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
- определите для каждого
Принцип обогащения работы педагога исходит из того, что педагогический труд сам по себе не лишен элементов однообразия: из года в год одни и те же темы, один и тот же материал. Из этого принципа вытекает целый ряд конкретных требований:
- необходимо через разумные
промежутки времени менять
- определить перспективу
- проводить с преподавателями
консультации по поводу их
сегодняшних и будущих
- проводить семинары, круглые столы, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов.
Принцип личного стимулирования. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:
- используйте стимулы, особенно
материальные и моральные,
- каждый менеджер должен иметь
хорошо продуманную систему
- вся работа руководителя с
педагогами должна строиться
на основе стимулирования их
деятельности: на создании условий
для труда, атмосферы взаимной
удовлетворенности, системы
- используйте стимулы для того, чтобы привлечь внимание педагогов к ключевым направлениям деятельности;
- стимулы являются очень
Принцип единого статуса. Все работники, педагоги и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения должны находиться в одинаковых демократических условиях.
Принцип консенсуса. Из этого принципа тоже вытекают свои требования:
- в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;
- менеджер должен особенно
- основным инструментом менеджера при осуществлении принципа консенсуса должен быть логический анализ ошибочных суждений;
- мобилизуйте мнение наиболее
влиятельной части педагогов
еще до начала совещания,
- широко используйте метод "
- умейте идти на взаимные
уступки, но не во вред делу.
Люди должны привыкнуть к
Принцип коллективного принятия решений - один из путей демократизации управления. Требования этого принципа:
- коллективные решения следует принимать по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
- с информацией, на основе
которой будет приниматься
- решение только в том случае
будет активно поддерживаться
коллективом, если педагоги
- еще до обсуждения решения
руководителю необходимо
- всегда необходимо помнить,
что там, где решение принято
большинством, бывает и несогласное
меньшинство, с которым
Принцип участия в управлении и делегирования полномочий. Исходя из этого требуется:
- включение педагога в процесс
управления только с его
- приобщая педагога к
- помогите педагогу понять, что
включение его в процесс
- обязательно добивайтесь,
- всячески поощряйте любой,
Принцип целевой гармонизации. Этот
принцип предусматривает
Требования, вытекающие из принципа:
- работа по целеполаганию
- необходимо помнить, что
Принцип горизонтальных связей. Труд педагога индивидуален по своему характеру, но конечный результат - развитие личности - итог коллективного труда педагогов.
К осуществлению принципа горизонтальных
связей выдвигаются следующие
- менеджер должен помнить, что
этот принцип может
- горизонтальные связи
- при формировании такой
- развитая система
Принцип автономизации управления чрезвычайно важен в крупных образовательных организациях.
При этом необходимо знать:
- во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;
- такая работа обязательно
- желательно, чтобы педагоги, руководящие
конкретными участками управлен
- автономизация управления
- все педагоги, ставшие во главе
автономных подразделений,
Принцип постоянного обновления - основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур и т.д.
Основные требования к его осуществлению:
- любые крупные изменения
- изменения должны быть
- надо еще до начала изменений
формировать в коллективе
Таковы методологические принципы менеджмента в образовании, его методологический базис.
4.2. Целеполагание
В организации приходится решать многие вопросы, в том числе: какие товары или услуги, каким образом, в каком количестве, в какие сроки и для кого производить; по каким каналам товар доводить до потребителя, как стимулировать продажи, каким образом завоевывать, а затем и отстаивать свой сегмент рынка? Все эти вопросы в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности.
Формирование целей - целеполагание относится к важнейшей части методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на свой и своих коллег предпринимательский талант, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и безусловное добросовестное отношение персонала организации.
Цель - фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет опредмеченный мотив, который побуждает к действию ради чего-то. Производный термин "целеполагание" означает, что "действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т.е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием" [20, с. 70].
Если известны факторы, от которых зависит достижение цели, и установлено влияние каждого фактора как независимой переменной, то такую цель принято называть целевой функцией.
Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени.
Для перевода системы управления из
существующего состояния в
Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации.
Миссия организации - это главная
цель организации, ради которой она
создана и которая
В некоммерческой организации, каким является, например, высшее государственное профессиональное образовательное учреждение, миссия заключается в удовлетворении потребности населения в определенного рода образовательных услугах, запросов национального и местного хозяйства в высококвалифицированных кадрах.
Стратегия - это основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепции, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегия разрабатывается посредством:
- оценки и анализа внешней среды организации;
- диагностического анализа
- разработки и анализа
- выбора наиболее предпочтительн
- оценки стратегии
- реализации стратегии в форме программы, бизнес-плана.
Тактика - это система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение - это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.
Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.
Существует ряд общих
Цели разделяют на общие (главные) и специфические.
- Общие цели отражают концепцию
организации, ее миссию и
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления