Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
Глава 2
Менеджмент: вид деятельности и система управления
2.1. Менеджмент как вид
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени, как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении.
Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой "жрецов-бизнесменов", связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.
Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется как "религиозно-коммерческая".
Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) и получила название "светско-административной", в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.
Третья управленческая революция
("производственно-
Четвертая управленческая революция
("капиталистическая") произошла
в XVII-XVIII вв. - в начале индустриального
прогресса европейской
Пятая управленческая революция ("бюрократическая") произошла в конце XIX - начале XX в. В ходе ее родилась концепция "рациональной бюрократии".
Конечно, термин "революция" принят
совершенно условно, поскольку развитие
менеджмента происходило и
Таким образом, менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)-управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.
Термином "менеджер" выражают принадлежность лица к профессии управляющего. Независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием.
1. Уважать личное достоинство
каждого и считать его
2. Постоянно изучать людей,
3. Считать, что главное в
4. Гарантией человеческой и
5. Уметь раскрывать
6. Показывать пример в
7. Вести разумный образ жизни.
В современной России формируется новый элитарный слой общества, постоянно увеличивающаяся социальная группа людей. Эту группу продуктивно деятельных людей представляют собой предприниматели и менеджеры. Различия между ними заключаются в следующем.
- Предприниматель - это человек,
который обладает финансовыми
и другими ресурсами,
- Менеджер - управляющий, прошедший
специальную подготовку и
Зарубежные предприниматели
1. Бизнес должен делаться на
экономико-этической основе. Недопустимо
нарушать общепринятые правила
предпринимательства и
2. Необходимо знать и соблюдать
три "золотых правила"
3. Главным показателем
4. Морально-психологическая
5. Следует расширять объем
6. Следует развивать технологию
деловых отношений, поскольку
незнание техники переговорных
отношений, несоблюдение
7. Должны быть преодолены
8. Самое трудное в общении
с российскими
Последовательное преодоление
перечисленных недостатков, особенно
через систему
2.2. Организация как система
Организация представляет собой сложную
организационно-
Одно из первых определений понятия "система" мы встречаем в работе К. Болдуинга [3]: "система - это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:
- поведение каждого элемента влияет на поведение целого;
- поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимозависимы;
- если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо".
Из этого следует, что "система" представляет собой некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что "когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства" [2].
Основными системными принципами являются [1]:
1. Целостность - несводимость свойств
системы к сумме свойств
2. Структурность - возможность описания
системы через установление ее
структуры, т.е.
3. Взаимозависимость структуры и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.
4. Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.
5. Множественность описания
Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:
1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления.
2. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.
3. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.
4. "Человеко-машинная" ("человеко-компьютерная"), поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система.
5. Замкнутая или открытая в
зависимости от решаемых задач
и используемой для этого
6. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.
Термин "система" наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие - элементами или компонентами.
Система управления организацией состоит из отдельных подсистем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней возможно выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.
Организация представляет собой систему,
предназначенную для достижения
поставленных целей, которые реализуются
с помощью решения проблем
и осуществления операций. Лица,
ответственные за принятие решений,
- менеджеры и исполнители
2.3. Менеджмент как управляющая подсистема
Менеджмент как управляющая
подсистема системы управления является
многогранным, поэтому его следует
рассматривать в различных
- взаимосвязь между системой управления (организацией) и внешней средой;
- взаимосвязь между объектом управления (управляемой подсистемой) и субъектом управления (управляющей подсистемой);
- компоненты процессов
- этапы принятия решений в менеджменте.
Рассмотрим менеджмент как систему управления в принятых аспектах.
Взаимосвязь между организацией и внешней средой
Внешняя среда является определяющей, поскольку она включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.
Сложность внешней среды - это многочисленность условий и факторов, без которых организация не может функционировать и обязана на них реагировать. К числу таких внешних факторов относятся: воздействие государственных актов, заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологические изменения. Организация, использующая большое количество видов исходных материалов, различных специалистов и контактирующая с многими другими организациями, а также домохозяйствами, действует в более сложной среде, чем организация, у которой эти параметры проще. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.
Подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может проявляться неодинаково: быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.
Неопределенность внешней
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления