Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

 

Глава 2

Менеджмент: вид деятельности и  система управления

   

2.1. Менеджмент как вид человеческой  деятельности

 

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени, как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении.

 

Началом отсчета времени возникновения  менеджмента считают появление  письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой "жрецов-бизнесменов", связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает порядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций.

 

Первая управленческая революция, названная выше, характеризуется  как "религиозно-коммерческая".

 

Вторая управленческая революция  произошла в Вавилоне (второе тысячелетие  до н.э.) и получила название "светско-административной", в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством.

 

Третья управленческая революция ("производственно-строительная") связана с применением государственных  методов управления в сфере производства и строительства и произошла  в период царствования Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) также в Вавилоне.

 

Четвертая управленческая революция ("капиталистическая") произошла  в XVII-XVIII вв. - в начале индустриального  прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональное управление.

 

Пятая управленческая революция ("бюрократическая") произошла в конце XIX - начале XX в. В ходе ее родилась концепция "рациональной бюрократии".

 

Конечно, термин "революция" принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эволюционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях.

 

Таким образом, менеджмент - самостоятельный  вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)-управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

 

Термином "менеджер" выражают принадлежность лица к профессии управляющего. Независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием.

 

1. Уважать личное достоинство  каждого и считать его неприкосновенным.

 

2. Постоянно изучать людей, знать  их нужды и интересы.

 

3. Считать, что главное в общении  - это завоевывание доверия людей.

 

4. Гарантией человеческой и деловой  порядочности являются справедливость  и совесть.

 

5. Уметь раскрывать интеллектуальный  потенциал людей, что считается  высшим показателем управленческого мастерства.

 

6. Показывать пример в непрерывности  духовного и профессионального  совершенствования.

 

7. Вести разумный образ жизни.

 

В современной России формируется  новый элитарный слой общества, постоянно  увеличивающаяся социальная группа людей. Эту группу продуктивно деятельных людей представляют собой предприниматели и менеджеры. Различия между ними заключаются в следующем.

 

- Предприниматель - это человек,  который обладает финансовыми  и другими ресурсами, предпринимательским  талантом, идеями для организации бизнеса и способен взять на себя ответственность за риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, продукции или вида услуги.

 

- Менеджер - управляющий, прошедший  специальную подготовку и получивший  профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

 

Зарубежные предприниматели высказывают  следующие пожелания своим российским коллегам, которые способствуют, безусловно, формированию портрета российского менеджера [21, с. 21].

 

1. Бизнес должен делаться на  экономико-этической основе. Недопустимо  нарушать общепринятые правила  предпринимательства и коммерции.  Деловой риск не имеет ничего общего с риском преступать закон. В связи с этим порядочность является визитной карточкой предпринимателя.

 

2. Необходимо знать и соблюдать  три "золотых правила" предпринимательства:  первое, рекламируя себя, не порочь  своих соперников; второе - потребитель - это король; третье - умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним.

 

3. Главным показателем эффективного  предпринимательства является практический  результат: получение прибыли,  утверждение положительной репутации  в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда, прочности фирмы.

 

4. Морально-психологическая подготовленность  предпринимателей должна проявляться  не в их стремлении к сиюминутным  успехам, в патологическом отношении  к деньгам, а в понимании  важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности.

 

5. Следует расширять объем маркетинговой  информации. В России все еще  нет справочников о фирмах, отсутствуют  информационные механизмы нахождения  партнеров, неэффективная реклама. Предприниматели и менеджеры должны владеть методами сбора информации о потребительском и покупательском спросе.

 

6. Следует развивать технологию  деловых отношений, поскольку  незнание техники переговорных  отношений, несоблюдение делового  протокола, этики коммерческого общения, слабая ориентация в особенностях национальной и региональной политики партнеров наносят ущерб российскому предпринимательству и менеджменту.

 

7. Должны быть преодолены языковые  и терминологические трудности.  Незнание иностранных языков, отсутствие ясного понимания базовых понятий в области бизнеса, менеджмента, маркетинга, коммерции, банковского дела, трудности в оформлении документации, устарелость научно-технических и экономических терминов, которыми пользуются предприниматели и специалисты, - все эти трудности должны быть преодолены менеджерами.

 

8. Самое трудное в общении  с российскими предпринимателями  - не всегда современное мировоззрение,  закомплексованность их мышления, упрощенная деловая мотивация,  недостаток нестандартных подходов при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач.

 

Последовательное преодоление  перечисленных недостатков, особенно через систему профессионального  образования путем подготовки молодого поколения менеджеров, будет способствовать формированию нового элитарного слоя российского общества - специалистов в области управления.

 

 

2.2. Организация как система управления

 

Организация представляет собой сложную  организационно-производственную систему  управления.

 

Одно из первых определений  понятия "система" мы встречаем в работе К. Болдуинга [3]: "система - это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям:

 

- поведение каждого элемента  влияет на поведение целого;

 

- поведение элементов и их  взаимодействие на целое взаимозависимы;

 

- если существуют подгруппы  элементов, то каждая из них  влияет на поведение целого  и ни одна из них не оказывает  такого влияния независимо".

 

Из этого следует, что "система" представляет собой некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что "когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства" [2].

 

Основными системными принципами являются [1]:

 

1. Целостность - несводимость свойств  системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

 

2. Структурность - возможность описания  системы через установление ее  структуры, т.е. обусловленность  поведения системы не столько  поведением ее отдельных элементов,  сколько свойствами ее структуры.

 

3. Взаимозависимость структуры  и среды - система формирует  и проявляет свои свойства  в процессе взаимодействия со  средой, являясь при этом активным  элементом взаимодействия.

 

4. Иерархичность - каждый элемент  системы в свою очередь может  рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.

 

5. Множественность описания каждой  системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное  и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.

 

Система управления организацией с  позиции системного подхода может  быть определена как:

 

1. Концептуальная, если она рассматривается  как модель системы управления.

 

2. Эмпирическая, если рассматривается  конкретная организация.

 

3. Искусственная, поскольку она  создана и используется людьми.

 

4. "Человеко-машинная" ("человеко-компьютерная"), поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система.

 

5. Замкнутая или открытая в  зависимости от решаемых задач  и используемой для этого информации - только внутренней или связанной  с окружающей средой.

 

6. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

 

Термин "система" наиболее часто  употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие - элементами или компонентами.

 

Система управления организацией состоит  из отдельных подсистем, каждая из которых  может быть описана как некоторая  система, однако в ней возможно выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты системы обладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие параметры, что предопределяет многовариантность построения организации.

 

Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются  с помощью решения проблем  и осуществления операций. Лица, ответственные за принятие решений, - менеджеры и исполнители решений - специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.

 

 

2.3. Менеджмент как управляющая  подсистема

 

Менеджмент как управляющая  подсистема системы управления является многогранным, поэтому его следует  рассматривать в различных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить все многообразие представлений в единое целое возможно с помощью классификатора, имеющего следующие основания классификации:

 

- взаимосвязь между системой  управления (организацией) и внешней  средой;

 

- взаимосвязь между объектом  управления (управляемой подсистемой)  и субъектом управления (управляющей  подсистемой);

 

- компоненты процессов менеджмента;

 

- этапы принятия решений в  менеджменте.

 

Рассмотрим менеджмент как систему  управления в принятых аспектах.

 

Взаимосвязь между организацией и  внешней средой

 

Внешняя среда является определяющей, поскольку она включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники  рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.

 

Сложность внешней среды - это многочисленность условий и факторов, без которых  организация не может функционировать  и обязана на них реагировать. К числу таких внешних факторов относятся: воздействие государственных актов, заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологические изменения. Организация, использующая большое количество видов исходных материалов, различных специалистов и контактирующая с многими другими организациями, а также домохозяйствами, действует в более сложной среде, чем организация, у которой эти параметры проще.  В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.

 

Подвижность внешней среды - это  скорость, с которой происходят изменения  среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных  организаций изменяется с нарастающей  скоростью. Кроме того, подвижность  внешнего окружения может проявляться неодинаково: быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.

 

Неопределенность внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает управляющая  подсистема о конкретном факторе, и  функцией достоверности информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления