Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
Глава 1
Менеджмент как совокупность науки и искусства управления
1.1. Содержание и сущность понятий "менеджмент" и "управление"
Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.
В "Оксфордском словаре
В "Толковом словаре русского языка" менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
"Современный экономический
словарь" дает следующие
Из приведенных определений следует, что менеджмент можно трактовать как:
- процесс управления
- процесс управления
- функции управления
- персонал (аппарат) управления организацией.
Кроме того, если рассматривать менеджмент
в аспекте исторического
Аргументацией в пользу каждой из сторон категории "менеджмент" может служить следующий экскурс в его содержание.
Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.
Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.
Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами.
Менеджеры
в организации взаимодействуют
между собой посредством
Менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искусство. В предисловии к книге "Основы менеджмента" по этому поводу сказано, что менеджмент - "самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать "управленческая мысль", сочетающая в себе науку, опыт, "ноу-хау", приумножаемые управленческим искусством..." [12, с. 11].
В оценке менеджмента как науки аргументами служат следующие соображения: управление - это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных за тысячелетия человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения.
Как наука
менеджмент раскрывает природу управленческого
труда, причинно-следственные связи, факторы
и условия совместного труда
людей; изучает экономические
Понимание
менеджмента как искусства
Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение понятия "менеджмент", включив в него следующее содержание.
Менеджмент
- это комплексный процесс
Менеджмент как междисциплинарная область человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет рассматривать его также в нескольких аспектах:
- управление
операциями раскрывает
- управление трудовыми операциями - социальный аспект;
- управление маркетингом - рыночный аспект;
- управление коммуникациями - информационный аспект;
- управление собственностью - имущественный аспект.
В организации указанные аспекты менеджмента системно связаны между собой и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия "менеджмент" позволяет подчеркнуть его адекватность понятию "управление", что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.
1.2. Менеджмент в системе
Менеджмент как учебная
Менеджмент как научная
-общие экономические науки,
изучающие производственные
-специальные экономические
-отраслевые экономические
Менеджмент следует отнести как к специальным, так и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки интеллектуальной и трудовой его составляющих. Подготовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является одной из первостепенных задач менеджмента в профессиональном образовании и его непосредственной функцией.
В общетеоретическом плане
1. Научная функция. Формируя
основные понятия и
2. Познавательная функция.
3. Прогностическая функция. В
менеджменте в процессах
4. практическая функция. Познав
закономерности развития
Реализация основных функций менеджмента осуществляется в единстве с развитием и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.
1.3. Методологические основы
Курс "Менеджмент" - это учебная дисциплина, поэтому к нему неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке. В них обычно рассматриваются хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине.
Методология - это учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений.
В менеджменте как науке
Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.
Логика курса должна содержать в себе ответ на вопрос - при каких условиях действительны высказываемые положения. Эти условия всегда характеризуются ограниченностью ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения курса должен быть получен ответ на следующие вопросы: что? как? для кого?
Следовательно, цель и задачи курса
"Менеджмент" состоят в выработке
у будущего менеджера конкретных
знаний и практических навыков, позволяющих
управлять трудовой деятельностью
персонала через систему
Базируясь на основных положениях макро- и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии и педагогики, курс "Менеджмент" служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением основных его положений к отдельным элементам и всей системе управления организацией.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте термин "менеджмент" в различных трактовках.
2. Раскройте содержание термина "менеджмент".
3. Дайте определение термина "менеджмент".
4. Согласны ли вы с определением термина "менеджмент", приведенным авторами учебника?
5. Назовите функции менеджмента.
6. Каковы методологические
Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления