Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Глава 1

Менеджмент как совокупность науки  и искусства управления

 

1.1. Содержание и сущность понятий  "менеджмент" и "управление"

 

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение  и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

 

В "Оксфордском словаре английского  языка" менеджмент характеризует  способ (манеру) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого  рода умения и административные навыки, орган управления, административную единицу.

 

В "Толковом словаре русского языка" менеджмент определен как искусство  управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

 

"Современный экономический  словарь" дает следующие определения  термина "менеджмент": "1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании; 2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган" [15, с. 195].

 

Из приведенных определений  следует, что менеджмент можно трактовать как:

 

- процесс управления хозяйственной  деятельностью организации;

 

- процесс управления производством  (продажами) товара или услуги;

 

- функции управления организацией;

 

- персонал (аппарат) управления  организацией.

 

Кроме того, если рассматривать менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления.

 

Аргументацией в пользу каждой из сторон категории "менеджмент" может  служить следующий экскурс в  его содержание.

 

Процессный аспект менеджмента  заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.

 

Функциональный аспект менеджмента  предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: целеполагание, планирование, организовывание, координирование, учет, контроль, анализ. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

 

Чтобы обеспечивать условия для эффективного и целенаправленного  использования ресурсов организации  в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной  деятельности, необходимы люди, умеющие профессионально управлять организацией и претворяющие это умение на практике. Такие профессионально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного работника, группы и целой организации являются менеджментом организации, эту категорию персонала называют менеджерами.

 

Менеджеры в организации взаимодействуют  между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган - аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

 

Менеджмент  выступает одновременно и как  наука, и как искусство. В предисловии  к книге "Основы менеджмента" по этому поводу сказано, что менеджмент - "самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать "управленческая мысль", сочетающая в себе науку, опыт, "ноу-хау", приумножаемые управленческим искусством..." [12, с. 11].

 

В оценке менеджмента  как науки аргументами служат следующие соображения: управление - это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных за тысячелетия  человеческих знаний, представленных различными концепциями, теориями, и  как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения.

 

Как наука  менеджмент раскрывает природу управленческого  труда, причинно-следственные связи, факторы  и условия совместного труда  людей; изучает экономические отношения  в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей.

 

Понимание менеджмента как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация - это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс. В результате этого процесса появляется качественно новый специалист - менеджер, способный соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями.

 

Итак, сделаем  попытку дать обобщенное определение  понятия "менеджмент", включив  в него следующее содержание.

 

Менеджмент - это комплексный процесс обеспечения  целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования  факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, который основывается на системе принципов, функций, методов  и организационной структуры управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

 

Менеджмент  как междисциплинарная область  человеческой деятельности базируется на нескольких концепциях, что позволяет  рассматривать его также в  нескольких аспектах:

 

- управление  операциями раскрывает технический  аспект менеджмента в организации;

 

- управление  трудовыми операциями - социальный  аспект;

 

- управление  маркетингом - рыночный аспект;

 

- управление  коммуникациями - информационный аспект;

 

- управление собственностью - имущественный  аспект.

 

В организации  указанные аспекты менеджмента  системно связаны между собой  и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы  организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций. Всестороннее рассмотрение понятия "менеджмент" позволяет подчеркнуть его адекватность понятию "управление", что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.

 

 

1.2. Менеджмент в системе экономических  дисциплин, основные функции курса

 

Менеджмент как учебная дисциплина включается в качестве обязательного  федерального компонента в учебные  планы подготовки педагога профессионального  обучения по специальности "Экономика и управление".

 

Менеджмент как научная дисциплина относится к системе экономических  наук. В этой системе выделяют три  основные группы (подсистемы) экономических  наук:

 

-общие экономические науки,  изучающие производственные отношения  в общетеоретическом и историческом плане (экономическая теория, экономическая история, история экономических учений);

 

-специальные экономические науки,  рассматривающие отдельные стороны  (функции) производственных отношений  и их существенные черты на  макро-, мезо- и микроуровне экономики (менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, экономический анализ, экономика труда и др.);

 

-отраслевые экономические науки,  которые изучают особенности  производственных отношений в  отдельных отраслях и суботраслях  национальной экономики, закономерности и тенденции конкретной отрасли (экономика отрасли, экономика предприятия или фирмы), организация и управление предприятием, а также менеджмент, маркетинг.

 

Менеджмент следует отнести  как к специальным, так и отраслевым экономическим наукам в зависимости от объекта изучения. Например, менеджмент профессионального образования изучает управление производственными отношениями в процессах воспроизводства человеческого капитала, подготовки интеллектуальной и трудовой его составляющих. Подготовка высокообразованной, квалифицированной рабочей силы является одной из первостепенных задач менеджмента в профессиональном образовании и его непосредственной функцией.

 

В общетеоретическом плане менеджмент выполняет следующие основные функции  в системе профессионального образования, которые позволяют лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.

 

1. Научная функция. Формируя  основные понятия и закономерности  хозяйственной деятельности в  системе профессионального образования,  менеджмент позволяет теоретически осмыслить и практически освоить сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием рабочей силы.

 

2. Познавательная функция. Менеджмент  помогает осмыслить закономерности  управления экономикой, разобраться в сложных взаимосвязях различных экономических процессов в сфере подготовки кадров для национального хозяйства.

 

3. Прогностическая функция. В  менеджменте в процессах принятия  решений важное значение имеют  экономические прогнозы и вероятностные  показатели (в частности, для совершенствования структуры подготовки кадров), тенденции и направления научно-технического прогресса, варианты экономического роста и т.д.

 

4. практическая функция. Познав  закономерности развития экономических  процессов в системе профессионального образования, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий в образовании.

 

Реализация основных функций менеджмента  осуществляется в единстве с развитием  и использованием экономических, естественных, математических, технических, педагогических, психологических, юридических и социальных дисциплин.

 

 

1.3. Методологические основы дисциплины "менеджмент"

 

Курс "Менеджмент" - это учебная  дисциплина, поэтому к нему неправомерно предъявлять такие же требования, как к соответствующей области экономической науки. Учебный курс включает вопросы, не имеющие прямого отношения к данной науке. В них обычно  рассматриваются хозяйственные ситуации для иллюстрации и аргументации теоретических положений. Учебный курс содержит понятийный аппарат и методологию, которые обязательно присутствуют в данной области науки и в учебной дисциплине.

 

Методология - это учение о научном  методе познания, принципы и способы  организации теоретической и  практической деятельности. Научное познание ставит своей целью проникнуть в сущность процессов и явлений и в их взаимосвязи, раскрыть и научиться использовать причины и источники развития этих процессов и явлений.

 

В менеджменте как науке используются следующие методы научного познания: наблюдение объекта исследования, сбор, обработка и изучение полученной информации об объекте исследования посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, комплексного и системного подходов, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, моделирование в логических и математических формах. Эти методы широко применяются и в других гуманитарных, естественных и технических науках.

 

Наиболее широко в курсе используется метод научной абстракции, т.е. освобождение представлений о предмете и объекте исследования от частного, случайного, нетипичного, кратковременного, единичного и, напротив, нахождение в них существенного, общего, постоянного. Далее начинается движение от общего к частному.

 

Логика курса должна содержать  в себе ответ на вопрос - при  каких условиях действительны высказываемые положения. Эти условия всегда характеризуются ограниченностью ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, поэтому в процессе изучения курса должен быть получен ответ на следующие вопросы: что? как? для кого?

 

Следовательно, цель и задачи курса "Менеджмент" состоят в выработке  у будущего менеджера конкретных знаний и практических навыков, позволяющих  управлять трудовой деятельностью  персонала через систему мотивации  труда, принимать научно обоснованные управленческие решения, структурировать деятельность других людей, управлять организацией. Знать основные положения и практический инструментарий менеджмента необходимо каждому специалисту.

 

Базируясь на основных положениях макро- и микроэкономики, кибернетики, психологии, философии и педагогики, курс "Менеджмент" служит основой для изучения ряда прикладных дисциплин, которые являются приложением основных его положений к отдельным элементам и всей системе управления организацией.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте термин "менеджмент" в различных трактовках.

 

2. Раскройте содержание термина  "менеджмент".

 

3. Дайте определение термина  "менеджмент".

 

4. Согласны ли вы с определением  термина "менеджмент", приведенным  авторами учебника?

 

5. Назовите функции менеджмента.

 

6. Каковы методологические основы  изучения дисциплины "Менеджмент"?

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления