Менеджмент как совокупность науки и искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Термин "менеджмент" (англ. management) имеет американское происхождение и переводится на русский язык как "руководство". Такой перевод полностью не раскрывает его смыслового значения, поскольку этот термин не переводится дословно на другой язык. На практике термином "менеджмент" характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле "менеджмент" является менее емким, чем понятие "управление", поскольку управляют не только предприятием и организацией, но и государством, обществом, техническими системами, технологическими процессами, используя для выражения этого процесса понятие "управление". И тем не менее термин "менеджмент" в литературе трактуется широко.

Файлы: 1 файл

Менеджмент как совокупность науки и искусства управления.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

По степени неопределенности хозяйственные  ситуации, в которых принимают решения, могут быть трех видов: определенности, риска и неопределенности.

 

Внешняя среда по своей структуре  неоднородна и представлена средой прямого и средой косвенного воздействия (рис. 2.1).   

 

 

 

Рис. 2.1. Элементы внешней среды организации

 

Внешняя среда прямого воздействия

 

Поставщики. С позиции макроскопического  представления организация - это  система преобразования "входов" и "выходов". Основные разновидности  входов - это рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, - это яркий пример прямого воздействия внешней среды на организацию. Изменчивость качества и цены ресурсов создает проблемы для организации.

 

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах и в необходимые сроки может создать большие трудности для организации. Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с поставщиками. Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.

 

Капитал. Для роста и процветания  предприятию нужны "поставщики" капитала. Существует много видов потенциальных инвесторов - это банки, инвестиционные и кредитные программы, акционеры, частные лица.

 

Трудовые ресурсы. Для реализации задач, связанных с достижением  поставленных целей, необходимо адекватное обеспечение предприятия персоналом нужных специальностей и квалификации. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, представляют главный ресурс, использование которого обеспечивает эффективность и результативность организации.

 

Законы и государственная власть. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь государственным или частным предприятием, хозяйственным товариществом или некоммерческой организацией, и именно это определяет, как организация может вести дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российской Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность.

 

Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства Правительства, Центральный банк, департаменты, управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.

 

Законотворчество региональных и муниципальных органов власти. Дополнительно усложняют деятельность регулирующие решения субъектов Федерации и местных органов власти. Каждый субъект Федерации, каждое муниципальное образование требуют от организаций приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают налогами, а в энергетике и системах коммуникаций устанавливают или участвуют в установлении цен. Их законы изменяют или усиливают федеральные нормы.

 

Потребители. Эффективность организации зависит от ее способности находить или создавать для себя потребителя результатов ее деятельности.

 

Конкуренты представляют собой  важнейший внешний фактор. Если не удовлетворять нужды потребителей более эффективно, чем конкуренты, то организация просуществует недолго. Важно понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Конкурентную борьбу ведут за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

 

В современном мире взаимоотношения  с конкурентами все чаще приобретают  характер кооперации, на основе которой  со временем образуется партнерская сеть.

 

Внешняя среда косвенного воздействия

 

Технология. Технологические нововведения влияют на эффективность производства, конкурентоспособность продукции, на процесс обновления продукта и  услуги.

 

Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Организации, связанные непосредственно с высокими технологиями, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

 

Состояние экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличить запасы поставляемых организации ресурсов и провести с работниками переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в будущем. Оно может также увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. В табл. 2.1 дана сравнительная характеристика деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от формы организации экономики.

 

     Таблица 2.1

 

Сравнительная характеристика деятельности хозяйствующих

субъектов в зависимости от форм организации экономики (внешней  среды)

 

Классификационный признак

Организация экономической деятельности во внешней среде

деятельности

планово- централизованная

традиционная рыночная

сетевая рыночная

Приоритет реализации системного подхода

Подчиненность политическим целям

Свободные, равноправные отношения  субъектов

Подчиненность интересам сетевой  организации

Способ размещения производительных сил

Директивное (по центрапизованному плану)

Экономическое обоснование

Социальное обоснование

Адаптивность к изменениям во внешней  среде

Жесткость связей, большая инерционность, бюрократические структуры управления

Гибкость связей, восприимчивость  к изменениям, органические структуры управления

Согласованность действий участников сети, гибкая координация развития

Обращение факторов производства и  товара

Определяется централизованно  разработанным планом

Регулируется конкуренцией

Определяется степенью удовлетворения социально- экономических потребностей, целями сетевой Организации

Динамичность организационной  структуры управления рынками

Экстенсивность, наращивание оргструктуры

Стохастическая трансформация  оргструктуры

Гибкая модификация оргструктуры по модульному принципу

Соответствие процессам глобализации информационно- экономической среды

Используется преимущественно  вертикальная составляющая информационно- экономической среды

Используется для повышения  эффективности рыночных связей и  отношений

Способствует внедрению в глобальную информационно- экономическую среду

    

     Социокультурные факторы.  В их числе преобладают установки,  жизненные ценности и традиции. Изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают положительным в деятельности организации. Это особенно важно для менеджеров применительно к их функции - мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы потребителей. Организация должна прогнозировать изменение ожиданий общества и готовиться к их удовлетворению более эффективно, чем конкуренты.

 

Политические факторы имеют  для руководителей особое значение. Один из них - отношение органов власти и управления, судебных органов к  предпринимательству. Другой элемент  политической обстановки - это группы интересов.

 

Большое значение имеет фактор политической стабильности. Для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев и даже к национализации иностранной собственности, к установлению специальных пошлин на импорт. Политика может измениться и в благоприятную для инвесторов сторону, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

 

Отношения с местным населением. Для большинства организаций  отношение местного населения имеет  значение как фактор среды косвенного воздействия. Так, некоторые территории не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, стремятся не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых регионах политический климат благоприятствует предпринимательству, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным населением, в среде которого они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования школ, благотворительной деятельности или поддержке талантливой молодежи. Для организаций профессионального образования отношения с местным населением оказывают не косвенное, а прямое воздействие.

 

Глобальная среда

 

Среда организаций, действующих на международном уровне, наиболее сложна, что обусловлено уникальной совокупностью  факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития в разных странах различны. При осуществлении функций управления руководители должны учитывать эти различия.

 

Когда организация начинает вести  дела за пределами своей страны, соответствующие процедуры необходимо модифицировать с учетом конкретных факторов окружения. Анализ факторов международной среды представляет собой трудную задачу, однако решение ее необходимо.

 

Чтобы приспособить свою деятельность к глобальному окружению, менеджеры должны понимать факторы международной среды. Наиболее важными считаются следующие факторы.

 

Культура - это господствующая в  обществе система разделяемых всеми  ценностей, верований, обычаев и  преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни. Различия между культурами выражаются в языке, в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины в обществе, степени коллективизма и даже цветовых предпочтений.

 

Экономика. Руководство должно оценивать воздействие  общей экономической обстановки на организацию. Организации должны анализировать экономические условия  и тенденции, наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут  или намерены вести дела. Это необходимо для обеспечения эффективности управления.

 

Законы  и государственное регулирование. Подобно тому, как отечественные  организации зависят от внутренних законов, так и организации, выступающие  на международных рынках, вынуждены  считаться с множеством законов и регулирующих актов. Это относится к налогообложению, патентному праву, трудовым отношениям, стандартам на готовую продукцию (на образовательные услуги), ценообразованию и отчетности перед государственными учреждениями.

 

Политическая  обстановка. Рынок любой страны находится под влиянием политических событий и решений. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящейся в иностранном владении организации или вида ее продукции (услуги). Непредсказуемые политические действия правительства или внезапная смена режима как минимум означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора. Политические факторы необходимо оценить до вложения капиталов или принятия на себя других обязательств. По мере поступления новой информации и изменения обстоятельств необходимо корректировать соответствующие прогнозы.

 

Взаимосвязь между объектом управления и субъектом  управления

 

В соответствии с методологией системного подхода, как было показано, система управления может быть рассмотрена в микроскопическом, макроскопическом, иерархическом, функциональном и процессуальном аспектах. Если макроскопическое представление раскрывает взаимосвязь организации с внешней средой и дает возможность провести оценку эффективности системы управления в целом, то микроскопическое представление позволяет выявить особенности взаимосвязи между объектом и субъектом управления. Как видно из кибернетической модели системы управления (рис. 2.2), объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъект управления - управляющую подсистему. Между последней и объектом управления существует прямая связь в виде управляющих команд на проведение каких-либо действий и обратная связь в виде информации о результатах этих действий. Сравнение фактических результатов действий в объекте управления с целевыми командами позволяет судить об эффективности действий по управлению.   

 

 

 

Рис. 2.2.  Кибернетическая модель системы  управления: —  «вход» (поставщики); — воздействие внешней среды на систему управления;

—  воздействие  системы управления на внешнюю среду; —  «выход» (поставки продуктов и  услуг потребителям)

 

Следуя  принципам микроскопического представления  о системе, каждую из подсистем можно также представить состоящей из элементов, которые в подсистеме составляют ряды с горизонтальными (между равнозначными элементами) и вертикальными связями (между зависимыми по вертикали рядами элементов). Ряды элементов одного ряда образуют уровни иерархии управления в органе управления организации (рис. 2.3).   

 

 

 

Рис. 2.3. Уровни в иерархии управления организацией

 

Модель любой системы управления (организации) может быть описана  с помощью пяти базовых элементов, так называемой упорядоченной пятеркой - среда, ресурсы, цель, структура, время. Их формализация позволяет построить  модель организации и более глубоко  исследовать происходящие процессы менеджмента в организации. Принцип "упорядоченной пятерки" предполагает учет взаимосвязей между пятью названными элементами организации. Эти взаимосвязи позволяют установить следующую логику менеджмента как системы управления.

Информация о работе Менеджмент как совокупность науки и искусства управления