Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:06, дипломная работа
Целью проекта является анализ, изучение, предложения и их обоснование по улучшению мотивации трудовой деятельности персонала на примере транспортной организации.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ по мотивации персонала;
анализ мотивации трудовой деятельности персонала в транспортной организации на примере ВЧДЭ «Перово»;
разработка и обоснование предложений по улучшению мотивации трудовой деятельности персонала.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Анализ мотивации трудовой деятельности персонала в системе управления хозяйственной деятельности ВЧДЭ «Перово» 8
1.1 Общая характеристика и организационная структура ВЧДЭ «Перово» 8
1.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ВЧДЭ «Перово» 12
1.3 Анализ эффективности использования работников вагонного депо 16
1.4 Анализ трудовой дисциплины и текучести кадров 20
1.5 Анализ премирования работников ВЧДЭ «Перово» 23
1.6 Исследование положения о технической учебе 28
1.7 Анализ мотивации персонала в условиях кризиса 34
1.8 Анализ мотивирующих факторов на транспорте 37
2. мотивация трудовой деятельности персонала и её особенности в транспортной организации 42
2.1 Стратегическое управление транспортной организацией 42
2.2 Основные принципы создания эффективной системы мотивации 49
2.3 Стратегия эффективной мотивации трудовой деятельности персонала 55
2.4 Необходимость управления мотивацией персонала 79
2.5 Особенности мотивации в транспортной организации 80
3.разработка и обоснование предложений по улучшению мотивации деятельности персонала в ВЧД «Перово» 82
3.1 Изменения и дополнения в «Положение об организации технической учебы в структурных подразделениях вагонного хозяйства Московской железной дороги» 82
3.2 Разработка психологических приемов мотивирования 85
3.3 Предложения по повышению мотивации труда в условиях кризиса 88
3.4 Выбор стратегии управления для ВЧДЭ «Перово» 91
3.5 Методика оценки экономической эффективности мероприятий 97
3.6 Рекомендации по мотивации трудовой деятельности персонала в транспортной организации 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список используемой литературы 109
Проведенный анализ нормативных документов позволяет сказать, что в основе реализации корпоративных задач, указанных в Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», лежит разработка эффективной системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами организации.
Для стимулирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта используются различные системы премирования и вознаграждения нашедшие отражение в Концепция корпоративной системы оплаты труда работников ОАО «РЖД».9 На отделениях дорог и в отраслевых подразделениях разработаны специальные положения о премировании рабочих, руководителей, специалистов и служащих, которые устанавливают связь между мотивом и потребностями, размерами поощрения и степенью удовлетворения потребностей. Премии выплачиваются за инициативу, высокие достижения, влияющие на рост доходов и снижение производственных издержек, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда и другое.
В целях поощрения работников за личный трудовой вклад по целевым направлениям мотивации с согласия и по выбору работника, на основе его предпочтений, применяются виды нематериального стимулирования.
Интересующий вопрос в исследовании - об отношении мужчин и женщин к тем мотивационным факторам, которые используются руководством предприятий железнодорожного транспорта.
В качестве метода исследования выбраны методы – анкетирование, допроса, наблюдения. Была разработана анкета в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), в первой части которой представлены 15 факторов мотивации трудовой деятельности. Респондентам предлагалось дать оценку различным факторам мотивации труда, отметив, какое значение имеет каждый из них – «очень небольшое», «небольшое», «среднее», «большое», «очень большое».
Во второй части предлагалось оценить степень удовлетворенности трудовой деятельностью в организации по каждому из пунктов первой части. Предложенная методика позволяет выявить наиболее значимые факторы мотивации трудовой деятельности для персонала, а также определить степень удовлетворенности трудом.
В исследовании принимали участие работники железнодорожного транспорта в составе 46 человек – 25 женщин и 21 мужчин в возрасте от 20 до 54 лет.
Таблица 1.10
«Рейтинг» мотивирующих факторов труда для мужчин и женщин
предприятий железнодорожного транспорта
Женщины |
Мужчины |
1. Хороший заработок (72%) |
1. Хороший заработок (85,7%) |
2. Хорошие взаимоотношения в (64%) |
2. Удобный график работы (57,1%) |
3. Уважительное отношение, внимание со стороны руководства (56%) |
3. Уважительное отношение, внимание со стороны руководства (52,4%) |
4. Наличие социального пакета (52%) |
4. Комфортные условия труда (47,6%) |
5. – Стабильность предприятия (44%) – Хорошая организация труда (44%) |
5. – Отношения в коллективе (42,8%) – Хорошая организация труда (42,8%) – Интересная работа (42,8%) – Престижность профессии (42,8%) |
6. Удобный график работы (40%) |
6. Наличие социального пакета (38,1%) |
7. – Комфортные условия труда (36%) – Удовлетворение от работы, общественная полезность труда (36%) |
7. – Удовлетворение от работы, общественная полезность труда (33,3%) – Карьерный рост (33,3%) |
8. – Престижность профессии (28%) – Карьерный рост (28%) |
8. – Стабильность предприятия (23,8%) – Возможность повышения квалификации (23,8%) |
9. Возможность повышения квалификации (24%) |
9. Четкий объем работ (19%) |
10. Интересная работа (20%) |
10. Работа по специальности (9,5%) |
11. Четкий объем работ (16%) |
|
12. работа по специальности (12%) |
Как показали результаты исследования, для большинства женщин значимыми являются все выделенные в анкете все факторы мотивации: возможность повышения квалификации (60%), четкий объем работ (64%), карьерный рост (52%), комфортные условия труда (80%), наличие социального пакета (88%), работа по специальности (48%), стабильность предприятия (72%), уважительное отношение, внимание со стороны руководства (80%), удобный график работы (80%), хорошая организация труда (72%), интересная работа (64%), удовлетворение от работы, общественная полезность труда (68%), хороший заработок (92%), престижность профессии (56%), хорошие взаимоотношения в коллективе (92%). При этом для трети женщин (32%) скорее среднее значение имеют работа по специальности и престижность профессии.
Для большинства мужчин также важными являются почти все отраженные в опроснике факторы, а именно: четкий объем работ (66,6%), карьерный рост (52,3%), комфортные условия труда (80,9%), наличие социального пакета (90,5%), работа по специальности (52,3%), стабильность предприятия (61,9%), уважительное отношение, внимание со стороны руководства (76,2%), удобный график работы (76,2%), хорошая организация труда (80,9%), интересная работа (66,6%), удовлетворение от работы, общественная полезность труда (66,6%), хороший заработок (100%), престижность профессии (61,8%), хорошие взаимоотношения в коллективе (85,6%). При этом для части мужчин (38,1%) среднее значение имеет престижность профессии; возможность повышения квалификации для испытуемых – мужчин имеет «большое», «среднее» и «небольшое значение»(33,3%, 33,3% и 33,3% соответственно).
В выборке женщин на первых местах по степени значимости такие характеристики мотивации трудовой деятельности, как: хороший заработок (72%), хорошие взаимоотношения в коллективе (64%), уважительное отношение, внимание со стороны руководства (56%), наличие социального пакета (52%).
На первых местах в выборке мужчин следующие характеристики мотивации трудовой деятельности: хороший заработок (85,7%), удобный график работы (57,1%), уважительное отношение, внимание со стороны руководства (52,4%), комфортные условия труда (47,6%).
Видно, что как мужчины, так и женщины на первое место в «рейтинге» наиболее значимых факторов мотивации трудовой деятельности ставят хороший заработок; вторую позицию занимают хорошие взаимоотношения в коллективе (у женщин) и удобный график работы (у мужчин); на третье – уважительное отношение, внимание со стороны руководства; четвертую – наличие социального пакета (у женщин) и комфортные условия труда (у мужчин). Наибольшее различие в мотивации трудовой деятельности мужчин и женщин наблюдается по пунктам:
– хорошие взаимоотношения в коллективе;
– стабильность предприятия;
– возможность повышения квалификации;
– интересная работа.
Как показали результаты исследования, для женщин большее, чем для мужчин, значение имеет возможность повышения квалификации, а также взаимоотношения в коллективе и стабильность предприятия, и меньшее, чем для мужчин, значение для них имеет интересная работа.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Говоря иначе, стратегическое управление - это процесс, охватывающий действия руководителей организации по разработке, реализации и корректировке стратегии.
Этап 1 Анализ внешней и внутренней среды организации |
Этап 2 |
Этап 3 |
Этап 4 |
Этап 5 |
Пересмотр и уточнение при необходимости |
Уточнение формулировки при необходимости |
Переработка при необходимости |
Возврат к этапу 2,3 или 4 при необходимости |
Рис.2.1 Этапы процесса стратегического управления транспортной организацией
Анализ внешней и внутренней среды считают обычно исходным этапом стратегического управления, так как он служит базой как для определения миссии и целей организации, так и для выработки стратегии поведения в окружающей конкурентной среде, позволяющей осуществить миссию и достичь целей. Задача анализа среды любой организации состоит в том, чтобы дать ее руководству полное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития и о внешней среде, направлениях ее развития и о месте, занимаемом в ней данной организацией.
Внешняя среда организации включает макроокружение и непосредственное окружение. Анализ макроокружения проводится на основе изучения влияния на организацию таких факторов, как состояние экономики, правовое регулирование и управление, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технический и технологический уровень развития общества и т.п. Анализ непосредственного окружения связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Это поставщики, покупатели, конкуренты, рынок рабочей силы. Организация может существенно влиять на характер и содержание взаимодействия с непосредственным окружением, активно формировать дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее дальнейшему существованию.
Анализ внутренней среды показывает тот потенциал и те внутренние возможности, на которые может рассчитывать организация для проведения успешной конкурентной борьбы, для достижения поставленных целей и реализации своей миссии, а также в случае необходимости их корректировки.
Анализ внутренней среды проводится по следующим направлениям: персонал организации, его потенциал, квалификация, интересы и др.; организация управления; производство; либо другая основная деятельность организации; финансы организации; маркетинг; организационная культура.
Для анализа среды в стратегическом управлении используются различные методы:
Стратегические цели конкретизируют миссию организации, представляя ее в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Цель - это желательное конкретное состояние - отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена ее деятельность.
Установление целей — это руководство к действию: каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает.
Формулирование и выбор стратегии — следующий этап процесса стратегического управления. Он представляет собой определение основного направления, характера движения, путь, следуя которым организация сможет достичь поставленных целей.
Определение миссии, установление целей и выбор стратегии представляют собой управленческие решения, принимаемые высшим руководством организации для выбора основных направлений ее развития.
Стратегический план - это документ, содержащий цель организации, направления ее развития, долгосрочные и краткосрочные задачи.
На следующем этапе процесса стратегического управления - реализации стратегии — осуществляется комплекс действий, направленных на повышение деловой активности в финансовой, организационной и других сферах, на усиление мотивации персонала, развитие корпоративной культуры и внутренней структуры организации в целях достижения намеченных результатов.
Система стратегического управления
персоналом организации
Стратегическое управление персоналом - это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Цель стратегического управления персоналом – обеспечить скоор-динированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.
Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом.
Таблица 2.1
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала в транспортной организации