Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:06, дипломная работа
Целью проекта является анализ, изучение, предложения и их обоснование по улучшению мотивации трудовой деятельности персонала на примере транспортной организации.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ по мотивации персонала;
анализ мотивации трудовой деятельности персонала в транспортной организации на примере ВЧДЭ «Перово»;
разработка и обоснование предложений по улучшению мотивации трудовой деятельности персонала.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Анализ мотивации трудовой деятельности персонала в системе управления хозяйственной деятельности ВЧДЭ «Перово» 8
1.1 Общая характеристика и организационная структура ВЧДЭ «Перово» 8
1.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ВЧДЭ «Перово» 12
1.3 Анализ эффективности использования работников вагонного депо 16
1.4 Анализ трудовой дисциплины и текучести кадров 20
1.5 Анализ премирования работников ВЧДЭ «Перово» 23
1.6 Исследование положения о технической учебе 28
1.7 Анализ мотивации персонала в условиях кризиса 34
1.8 Анализ мотивирующих факторов на транспорте 37
2. мотивация трудовой деятельности персонала и её особенности в транспортной организации 42
2.1 Стратегическое управление транспортной организацией 42
2.2 Основные принципы создания эффективной системы мотивации 49
2.3 Стратегия эффективной мотивации трудовой деятельности персонала 55
2.4 Необходимость управления мотивацией персонала 79
2.5 Особенности мотивации в транспортной организации 80
3.разработка и обоснование предложений по улучшению мотивации деятельности персонала в ВЧД «Перово» 82
3.1 Изменения и дополнения в «Положение об организации технической учебы в структурных подразделениях вагонного хозяйства Московской железной дороги» 82
3.2 Разработка психологических приемов мотивирования 85
3.3 Предложения по повышению мотивации труда в условиях кризиса 88
3.4 Выбор стратегии управления для ВЧДЭ «Перово» 91
3.5 Методика оценки экономической эффективности мероприятий 97
3.6 Рекомендации по мотивации трудовой деятельности персонала в транспортной организации 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
Список используемой литературы 109
Затраты |
Направления расчета эффекта |
Мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала | |
Затраты на: а) создание и поддержание учебных помещений; б) отвлечение оборудования и материалов из основного производства; в) компенсацию роста брака и снижение темпа работы на период обучения; г) отвлечение специалистов для обучения и наставничества из основной деятельности и на привлечение сторонних специалистов; д) организацию учебного процесса; е) посылку лиц на обучение в коммерческие и хозрасчетные учебные заведения за пределы организации |
Экономия складывается за счет: а) роста индивидуальной производительности труда (через условное высвобождение работающих); б) общего роста объема выпуска продукции и повышения ее качества, за счет экономии материалов – после завершения обучения; в) стабилизации трудового коллектива; г) снижения условно-постоянных расходов в расчете на единицу продукции; д) для специалистов – высвобождение их от несвойственных функций. |
Мероприятия по совершенствованию оргструктуры организации | |
Затраты на: а) анализ существующей структуры (изучение документооборота, документопотоков, загрузки отдельных подразделений); б) выработку рекомендаций по улучшению существующей структуры; в) разработку новых положений о подразделениях и должностных инструкций; г) пе-рестройку структуры и ее освоение; д) трудо-стройство |
Экономия рассчитывается через: а) экономию заработной платы и расходов на содержание закрываемых подразделений; б) увеличение выпуска продукции в расчете на одного управленца; в) рост качества выполняемых функций; г) снижение условно-постоянных расходов |
Мероприятия по оценке работ и работников | |
Затраты на: а) исследования уровня отдачи работающего персонала; б) выбор систем оценки для различных подразделений и категорий работников; в) формирование штата профессиональных оцен-щиков; г) внедрение системы в практику. |
Эффект за счет: а) роста производительности труда у работающих путем эффективного контроля за их работой; б) сокращения численности занятых; в) роста качества работ; г) четкого закрепления обязанностей за определенными работниками |
Мероприятия по совершенствованию процедуры найма | |
Затраты на: а) внедрение соответствующей процедуры (подбор работников, подготовку помещений, печатного материала, медицинского осмотра, тестирования, испытаний и т.п.); б) мероприятия по профориентации и профотбору; в) контакты со службами трудоустройства, биржами труда, консультационными организациями и т.п. |
Эффект за счет снижения текучести и стабилизации трудового коллектива |
Для начало необходимо рассмотреть случаи неэффективной работы системы мотивации. Типичные ситуации, при которых система мотивации не дают необходимого эффекта, можно сгруппировать в четыре основных блока:
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
Выплата «премии-приза»
Отличительной особенностью этих премий является их неожиданный характер. Считается, что использование подобного рода вознаграждений призвано не только повысить лояльность сотрудников, но и мотивировать их на активную работу в течение следующего периода.
Однако повышения эффективности работы, как правило, не происходит. Для того чтобы премирование дало результаты, каждый сотрудник должен четко понимать, за что он получил премию и выполнение каких задач позволит ему рассчитывать на нее в будущем. В противном случае премирование воспринимается персоналом как элемент лотереи и не влечет повышения мотивации, ожидаемого руководством.
Одна из задач системы мотивации — управление ожиданиями сотрудников. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо. Часто встречающаяся ошибка — сотрудники не понимают, как действует система мотивации, и что надо делать, чтобы получить премию.
Гарантированные премии
Ситуация, когда сотрудники считают премии по результатам работы частью своего оклада, наиболее характерна для промышленных предприятий, унаследовавших систему стимулирования с советских времен. Опросы, проведенные среди сотрудников нефтедобывающих предприятий, показали, что на вопрос о том, сколько они получают, большинство назвали размер заработной платы с учетом переменной части, а не оклад. Это означает, что существующая система стимулирования не ориентирует работников на достижение каких-либо результатов. Премии они воспринимают не как бонус за хорошую работу, а как неотъемлемую часть своего ежемесячного дохода.
Вместе с тем руководители организаций не торопятся объединять переменную часть с окладом, поскольку не хотят терять инструмент наказания за возможные провинности. По законодательству работодатель не имеет права «урезать» оклад сотрудника, но вполне может лишить его премии. Подобные наказания чаще всего не носят системного характера и, следовательно, не имеют ничего общего со стимулированием.
Иногда считается, что, поскольку управленческий персонал организации выполняет ключевые функции, для него следует создать особые условия.
Недостижимые бонусы
Создание системы стимулирования с завышенными требованиями может демотивировать персонал. Если руководство пытается навязать сотрудникам обязательства, за которые они не готовы нести ответственность, желаемый результат все равно не будет достигнут.
Решить проблему недостижимых целей можно, если планирование осуществляется «снизу — вверх».
Если организация ставит перед сотрудникам недостижимые планы, это может свидетельствовать о следующем:
Однако если цели не будут достигнуты, персонал не будет работать лучше. Чем менее успешны сотрудники, тем больше денег приходится платить, чтобы их удержать. Таков негласный парадокс организационной психологии. Нужно также добавить, что 90% случаев невыполнения плана сотрудники связывают не со своей неэффективностью, а с неправильным поведением менеджеров либо с непреодолимой внешней силой, которую не учел все тот же менеджер. Поэтому надо очень аккуратно подходить к оценке достижимости целей.
Недостижение поставленных целей может быть следствием не только просчетов, допущенных при разработке системы мотивации, но и ошибок при подборе сотрудников.
Премия за чужую работу
Результаты работы сотрудников некоторых подразделений традиционно привязываются к бизнес-показателям. При этом зачастую не учитывается влияние на эти показатели деятельности других подразделений. Несмотря на то, что у разных подразделений могут быть разные схемы стимулирования, необходимо, чтобы все они были увязаны с целями организации.
При отсутствии количественных показателей деятельности (выручка, объем производства, количество клиентов) следует использовать балльные системы оценки.
Премирование сотрудников осуществляется руководителем на основании субъективных оценок продуктивности, квалификации, компетентности и т. д. В итоге заработная плата работника на 80% зависит от субъективных оценок руководства, что приводит к неэффективности мотивации и полной потере лояльности. Если руководитель обладает слабыми лидерскими качествами и его решения не рассматриваются сотрудниками как обоснованные и правильные, то вознаграждение персонала должно быть больше ориентировано на объективные, однозначно измеримые показатели.
Создание системы мотивации, которая полностью автономна и не требует участия менеджера и принятия решений, — одна из самых серьезных ошибок, допускаемых в процессе разработки способов мотивирования.
Очень важно оперативно отслеживать изменение целей и корректировать систему мотивации.
При разработке системы мотивации необходимо неукоснительно соблюдать следующие основные принципы:
Основные принципы создания эффективной системы мотивации — ее простота и понятность10
1. Очень важно в самом начале процесса разработки четко определить цели, которые организация планирует достичь, внедрив новую систему мотивации. Зачастую отсутствие целей, увязанных со стратегией компании, вызвано тем, что служба управления персоналом в силу тех или иных причин не принимает участия в стратегическом управлении. В итоге разрабатываемые схемы вознаграждения оказываются далеки от реалий бизнеса и не приносят желаемого результата. Четкая постановка целей позволяет не только правильно разработать новую систему мотивации, но и выявить основные проблемы действующей.
2. Для разных этапов процесса разработки характерны свои ошибки. Первым этапом создания новой системы мотивации принято считать описание действующей системы по принципу «как есть». Основная ошибка этого этапа — учет только формальных внутрифирменных регламентов и положений по оплате труда и компенсациям.
Широко распространенная ошибка на этапе проектирования — использование заимствованных схем вознаграждения.
Другая часто встречающаяся ошибка, допускаемая на этом этапе, — разработка слишком сложной системы вознаграждения. Основные принципы создания эффективной системы мотивации — ее простота и понятность. Их неотступное соблюдение позволит избежать многих проблем. Ярким примером неэффективности сложных систем вознаграждения может служить внедрение программы премирования, увязанной с системой управления по целям (management by objectives). Этот подход предполагал постановку целей для каждого сотрудника, оперативный контроль и оценку достижения целей. В зависимости от степени достижения целей выплачивалась премия. Теоретически такая система выглядит почти идеальной: цели понятны, имеют количественное выражение, система выплат и премий четкая. Но на практике административных ресурсов на обслуживание созданной системы не хватило. Цели, устанавливаемые рядовым сотрудникам, постоянно менялись, а у руководителей не было возможности отслеживать их исполнение. В итоге такая система вознаграждения очень быстро превратилась в формальную, утратила свой мотивационный эффект, и пришлось разрабатывать новую.
3. Наиболее характерная ошибка, допускаемая в процессе внедрения новой системы, — непродуманная стратегия информирования сотрудников. Любое нововведение, связанное с внедрением новой системы оплаты труда, в большинстве случаев вызывает негативную реакцию персонала. Поэтому очень важно объяснить сотрудникам, какие цели преследует новая система мотивации, ее структуру и порядок применения. Это позволит избежать лавинообразного роста текучести и возможного саботажа со стороны как рядовых сотрудников, так и линейных руководителей.
4. Существует три наиболее важных условия создания эффективной системы мотивации. Во-первых, всегда нужно помнить о целях, которые мы стремимся достичь благодаря новой системе мотивации. Во-вторых, необходимо учитывать доступные финансовые и административные ресурсы компании, которые понадобятся для внедрения и поддержания системы. И в-третьих, важно принимать во внимание особенности бизнеса, стиль управления и корпоративную структуру компании.
5. Хотя универсальных критериев оценки эффективности системы мотивации не существует, есть ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что внедренная система вознаграждения не работает. К ним можно отнести изменение уровня текучести кадров с момента внедрения новой системы, степень удовлетворенности сотрудников системой мотивации (для анализа этого параметра часто используются так называемые «опросы мнения сотрудников» — employee opinion surveys) и, разумеется, изменение показателей результативности подразделений и всего предприятия в целом. Однако нельзя оценивать эффективность системы мотивации в отрыве от других элементов системы управления персоналом. Часто встречаются ситуации, когда новая система мотивации не приносит желаемого результата исключительно в силу того, что система оценки эффективности деятельности, которая неразрывно связана с системой мотивации, на практике не работает.
В целом большинству организаций можно посоветовать не пытаться создать принципиально новую систему мотивации, а доработать существующую, усилив ее лучшие элементы. Как правило, при разработке и внедрении новой системы мотивации допускается значительно больше ошибок, чем при совершенствовании действующей.
Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.
Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала в транспортной организации