Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:56, дипломная работа
Цели исследования заключаются в разработке научных основ организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в процессе осуществления судебных поручений.
Для достижения указанных целей были определены следующие
задачи:
- проанализировать понятие и цели направления судебных поручений;
-выявить сущность и виды судебного контроля;
- проанализировать проблемы, возникающие при исполнении судебных поручений.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты организации контроля за исполнением поручений 9
1. Общие положения об исполнении поручений 9
1.2 Сущность контроля 26
1.3 Виды контроля 31
Глава 2. Комплексный анализ организации контроля за исполнением судебных поручений на 57 судебном участке мирового суда г. Кирова 35
2.1 Характеристика и структура 57 участка мирового суда г. Кирова, распределение основных обязанностей между сотрудниками аппарата 35
2.2 Порядок приема, отправления дел и корреспонденции на 57 участке мирового суда г. Кирова 49
2.3 Регистрация учет уголовных дел, гражданских и дел об административных правонарушениях на 57 судебном участке г. Кирова. Сроки исполнения документов 52
2.4 Выявление проблем, связанных с организацией контроля за исполнением поручений 57
Глава 3. Оптимизация огранизации контроля за исполнением поручений………………………………………………………………………..66 3.1Пути повышения эффективности контроля за исполнением поручений 66
3.2 Мероприятия, проводимые на 57 судебном участке для оптимизации контроля за исполнением поручений. Подсчет документооборота на 57 судебном участке………………………………………………………………...72
Заключение 82
Список использованной литературы: 85
Приложения…………………………………………………………………………………90
Таким образом, суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, вручение судебных повесток и т.д.) и в свою очередь исполняют поручения иностранных судов. ГПК РФ не связывает исполнение таких поручений по гражданским делам только с наличием у РФ международного договора на этот счет с соответствующим государством, так как поручения в РФ могут быть исполнены и при отсутствии договора.
В Российской Федерации передача судебных поручений осуществлялась долгое время, как правило, дипломатическим путем. Такой порядок установился в 1966 г., когда СССР присоединился к Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса 1954 г. и сделал заявление о том, что документы и поручения должны направляться в нашу страну дипломатическим порядком через Министерство иностранных дел.
Изъятие из этого порядка поручения составляет процесс пересылки непосредственно через центральные учреждения юстиции. Такой порядок установлен Конвенцией стран СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, двусторонними договорами о правовой помощи.
В связи с тем, что дипломатический порядок по своей процедуре зарекомендовал себя как более сложный и занимающий больше времени, а порядок передачи через центральные органы юстиции как более упрощенный, Россия некоторое время обдумывала реальные возможности и перспективы присоединения к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доказательств по гражданским и торговым делам от 1 ноября 1965 г., а 12 февраля 2001 г. присоединилась к указанной Конвенции.
Как положительное следует отметить, что в связи с присоединением России к Конвенции 1965 г. были устранены дипломатические и консульские посредники, а правила сношения по вопросам оказания правовой помощи с государствами-участниками установлены через определение того центрального органа, в который должны направляться судебные поручения. В России таким органом осталось Министерство юстиции РФ. Также на центральные учреждения, через которые сносятся между собой компетентные учреждения, может быть указано прямо в международном договоре.
Силу статьи 407 ГПК РФ, статьи 453 УПК РФ в случае необходимости совершения отдельных процессуальных действий (вручение документов, допрос свидетелей, истребование документов и сведений и т.д.) по гражданским, семейным и уголовным делам за пределами Российской Федерации при наличии международного договора российские суды вправе обратиться с такой просьбой (поручением) к компетентному суду иностранного государства.
При необходимости направления
поручения судом выносится
В поручении обязательно указываются наименование запрашивающего и запрашиваемого учреждений (если наименование последнего неизвестно, то поручение адресуется «компетентному органу» с указанием государства), наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, фамилии и адреса сторон, содержание поручения (действия, которые иностранному суду поручается предпринять).
В поручении о вручении документов должны быть перечислены все документы, подлежащие вручению. В случае если судом направляется для вручения адресату копия искового заявления и приложенные к нему документы, то рекомендуется их перечислить в судебном поручении либо указать количество страниц приложения. Кроме того, одним из условий дальнейшего признания и разрешения принудительного исполнения на территории Договаривающихся сторон решения иностранного суда является надлежащее уведомление ответчика не принявшего участие в процессе, о дате и месте судебного заседания. Уведомление ответчика подразумевает собой вручение ему в установленном порядке извещения о дате и месте судебного заседания. В этом случае, судья оформляет извещение, в котором указывает, время, место, дату судебного заседания, наименование дела, фамилии, имена и отчества сторон (форма № 34, утвержденная приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районному суде»). Судебные повестки не подлежат направлению на территорию иностранного государства для вручения их лицам, участвующим в деле, т.к. в них допускается возможность привлечения не явившихся лиц к ответственности (принудительному приводу или штрафу), что не согласуется с нормами Конвенции.
Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностранных государств определяется международными договорами с участием Российской Федерации.
Такие процессуальные действия, как допросы лиц, участвующих в деле, вручение и пересылка документов, извещения о рассмотрении дела, предусмотрены всеми договорами о правовой помощи.
После вынесения соответствующего определения, суд направляет судебное поручение, которое оформляет в соответствии с требованиями международной конвенции. Так, в Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 1 ноября 1965 г. в качестве приложения содержится бланк формуляра запроса о вручении или уведомлении за рубежом о судебном или внесудебном документе; в ст. 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. указывается на содержание и форму поручения об оказании правовой помощи; в двусторонних соглашениях о правовой помощи также как правило, ст. 7 перечисляет правила оформления судебного поручения.
В связи с тем, что международные конвенции, соглашения, договоры устанавливают реквизиты оформления судебного поручения, казалось бы, необходимости в закреплении таких реквизитов в ГПК РФ нет.
Другая сложность, связанная с оформлением и исполнением поручения, - язык, на котором должно быть составлено поручение.
Ранее в научной литературе отмечалось, что судебные поручения и относящиеся к ним основные документы должны быть переведены на официальный язык государства, к которым обращена просьба.
Сегодня после присоединения России в 2001 г. к Гаагской конвенции 1965 г. обобщение в этом вопросе стало невозможным. В соответствии с положением ст. 7 указанной Конвенции бланки заполняются либо на языке запрашиваемого государства, либо на французском или английском языке.
Непосредственное исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором РФ (см. Приложение №1 «Количество исполненных поручений, направленных на территорию иностранных государств в 2012году»).
Учитывая установленную гражданским процессуальным законодательством РФ норму об исполнении поручения на основе законодательства своей страны, а также предоставленного иностранным лицам принципа национального режима, который предполагает, что к отношениям, возникающим с их участием, применяются те же нормы и правила, которые действуют в делах, лишенных иностранного элемента, следует заострить внимание еще на одном спорном вопросе - применении мер принуждения при осуществлении процессуальных действий, указанных в поручении.
Все процессуальные действия (например, опрос сторон и других лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, экспертов) производятся судьей единолично с участием секретаря в судебном заседании в соответствии с нормами ГПК РФ.
Но зачастую некоторые лица (стороны, свидетели) забывают о своих обязанностях, допускают вседозволенность в суде, выражающуюся в несоблюдении порядка, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством. В таких случаях необходимо применять меры принуждения. В ГПК РФ упоминаются три вида мер принуждения: привод, удаление из зала судебного заседания, штраф.
Так, при исполнении судебных
поручений по процессуальному законодательст
При направлении судебного поручения в суд иностранного государства сроки рассмотрения дела на практике автоматически увеличиваются, но, несмотря на это, ГПК РФ для таких категорий дел процессуальные сроки не увеличивает. В связи с тем, что исполнение судебного поручения иностранного государства занимает, как правило, не менее шести месяцев, суд должен назначать дату судебного заседания с учетом этого времени.
Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание при выполнении судебного поручения в силу закона не является препятствием к выполнению судебного поручения, однако это обстоятельство не освобождает суд от обязанности известить указанных лиц о времени и месте судебного заседания. Учитывая это, суд, дающий поручение, должен сообщить адреса названных лиц суду, выполняющему поручение.
Исполнение судебных поручений производится судом в коллегиальном составе либо судьей единолично с соблюдением всех установленных законом процессуальных правил в зависимости от того, в каком порядке - единолично или коллегиально - рассматривается дело7.
Недопустима передача исполнения поручений работникам аппарата суда, а также получение письменных объяснений вместо выяснения поставленных в определении вопросов в судебном заседании с составлением протокола (ст. 228 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что лица, участвующие в деле, в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ вправе давать объяснения суду, как в устной, так и письменной форме и по их ходатайству к протоколу могут быть приобщены соответствующие письменные объяснения. Свидетели должны быть предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств также должны производиться судом. От имени сторон и третьих лиц объяснения могут давать их представители.
Протокол судебного заседания, составленный при выполнении судебного поручения, должен отражать все существенные обстоятельства, которые поручено выяснить суду, и содержать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы (ст. 229 ГПК РФ). Кроме того, в протоколе должны быть отражены и другие имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, установленные при выполнении поручения.
Порядок исполнения поручения установлен статьей 8 Конвенции. При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.
По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем, чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.
После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.
Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
Что касается поручений о вручении документов, запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке, либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.
Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона не будет требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территориях.
Информация о работе Организация контроля за исполнением поручений