Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального образования

(на примере общежития  ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи)»

 

Специальность 080507 – Менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Новгород

2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение

 

 

1.1

Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента

 

1.2

Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования

 

1.3

 

Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального  профессионального образования по профилактике противоправного поведения

 

 

Выводы

 

2.1.

Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18     г. Боровичи

 

2.2.

Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных  программ профилактики противоправного поведения  несовершеннолетних

 

2.3.

Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних

 
 

Выводы

 
 

Использованная литература

 
 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  Тяжелое социально-экономическое положение страны, безработица, крушение прежнего мировоззрения и не сформированность новых идеалов, выступающих ориентиром для современной молодежи, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях рыночных отношений – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.  Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко выросло количество преступлений  среди молодежи.

Тревожным симптомом является увеличение числа подростков с противоправным поведением, проявляющимся в таких асоциальных действиях как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, мелкое хулиганство.

  В современных условиях особо важную значимость приобретают вопросы, связанные с необходимостью воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Большинство детей с противоправным поведением не готовы к самостоятельной жизни.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена и необходимостью разрешения ряда противоречий:

- между увеличением числа подростков  с противоправным поведением и отсутствием целостной системы работы с данной категорией детей;

- между увеличением числа специалистов, занимающихся профилактикой противоправного  поведения и отсутствием критериев  и показателей в оценке их деятельности.

Некоторые аспекты исследуемой проблемы достаточно полно раскрыты  в ряде исследований таких авторов, как С.А. Алексеев, И.П. Башкатов,  С.А. Беличева, К.Е.  Игошев, Т.Н. Курбатова, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Н.С. Сунцов, П.И. Третьяков и др.


Недостаточная разработанность заявленной проблемы и определила выбор темы «Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального образования» (на примере общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи).

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация  системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.

Объект исследования: управление учреждением начального профессионального образования.

Предмет  исследования:  система организационно-профилактической работы по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18                г. Боровичи.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что управление профилактической работой по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии будет эффективным, если:

- разработана система мероприятий по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии;

- определены критерии и показатели  эффективности деятельности специалистов по предупреждению противоправного  поведения.                                                                                                                                                                                                                                

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия  «профилактическая работа».
  2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения  на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
  3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
  4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения  на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
  5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования является молодежное общежитие Государственного образовательного учреждения начального профессионального   образования  Профессионального  училища №18 г. Боровичи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента

 

 

Образование, относится к сложноорганизованным социальным системам, анализ которых может быть осуществлен с позиций системного подхода. Управление с позиции системного подхода есть процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. В теории управления принято характеризовать эту взаимосвязь как совокупность конкретных функций управления, обеспечивающих управленческое влияние на все многообразие элементов и сторон управляемого объекта.

Опираясь на анализ научной литературы, в данном исследовании уточнены и конкретизированы следующие понятия: «образовательная система», «управление образованием». 

Под управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. 

Под системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей  образования.

 Образовательная система относится к числу социальных систем. Все социальные системы являются сложными, динамичными, открытыми, самоорганизующимися, управляемыми.  О.Е. Лебедев раскрывает понятие «образовательная система» следующим образом:                                  «образовательная система -  это социально-педагогическая система, удовлетворяющая социальные потребности личности и общества педагогическими средствами; воспитательная система, обеспечивающая  педагогическое управление развитием личности в процессе образовательной деятельности; система, обеспечивающая целенаправленную передачу социального опыта; «нормативно-ценностная система», функционирующая на основе единства педагогических норм. Источниками этих норм являются, с одной стороны,  установленные правила, с другой – традиции, профессиональные ценности, концепции, взгляды». (20,12)      

Очень важно раскрыть особенности образовательной системы. Одна из главных особенностей управления системой начального профессионального образования на современном этапе заключается в том, что оно реализуется в специфических условиях ломки, перехода от одних форм организации и жизнедеятельности образовательных учреждений к другим, что вытекает из сущности нового социально-экономического строя. 

Потребность управления развитием образования как системы приводит к необходимости смены целевых ориентиров управления: 1) цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; 2)цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры; 3) цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности и развитие местных общественных систем. Выделение этих групп целей означает, что сама система управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России, региона, в целом.   

В данном исследовании определен и теоретически обоснован комплекс социально-педагогических условий эффективного управления системой начального профессионального образования: 1) экономические; 2) организационно-управленческие;3)психолого-педагогические. 

1) Экономические. Разработка механизма  перевода системы образования  на новые условия хозяйствования, создает экономическую основу  для обеспечения равных возможностей  получения образования различными  слоями населения; существенно расширяет действие экономических отношений в сфере образования; обеспечивает стабилизацию и укрепление финансового положения учебных заведений; поднимает эффективность использования бюджетных средств; активизирует привлечение на нужды образовательных учреждений внебюджетных источников финансирования; устанавливает тесную взаимосвязь материального и морального стимулирования трудовых коллективов от результатов, качества и эффективности труда. 

2) Организационно-управленческие. Муниципализация  образовательных учреждений, рационализация и дифференциация сети учреждений образования позволяют удовлетворять запросы новой внешней среды, создают необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на образование, развития и саморазвития личности. Дифференциация осуществляется по двум направлениям: 

- экономическая направленность (ориентация видового разнообразия образовательных институтов на материальные возможности различных социальных групп населения); 

- образовательная направленность (ориентация видового разнообразия образовательных учреждений на потребности семьи и социальный заказ). 

3) Психолого-педагогические. Эффективность  и качество действий управляющей системы субъекта по осуществлению целей, задач и функций управления зависит не только от правильного определения ориентиров, содержания и оргструктуры управления, но и от наличия эффективных и оптимально сочетаемых методов, средств управления, создания положительной мотивации у всех участников образования. 

К числу новых методов управления нужно отнести, прежде всего, методы программно-целевого, проектного управления, организационно-деятельностных и деловых игр. Ведется поиск механизмов выполнения таких функций органов управления образованием, как комплексный анализ, прогнозирование работы образовательной системы, планирование и программирование ее работы, консультирование сотрудниками управления. 

Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации, контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты образовательного управления и менеджмента относят такие закономерности, как: зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др. (1,75) Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей образовательного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей образовательной системы к различным видам управленческой деятельности. (14, 42-45)

Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального