Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.
Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
(на примере общежития ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи)»
Специальность 080507 – Менеджмент организации
|
В. Новгород
2009
СОДЕРЖАНИЕ |
||
Введение |
| |
1.1 |
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента |
|
1.2 |
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования |
|
1.3
|
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения |
|
Выводы |
||
2.1. |
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи |
|
2.2. |
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних |
|
2.3. |
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних |
|
Выводы |
||
Использованная литература |
||
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тяжелое социально-экономическое положение страны, безработица, крушение прежнего мировоззрения и не сформированность новых идеалов, выступающих ориентиром для современной молодежи, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях рыночных отношений – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко выросло количество преступлений среди молодежи.
Тревожным симптомом является увеличение числа подростков с противоправным поведением, проявляющимся в таких асоциальных действиях как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, мелкое хулиганство.
В современных условиях особо важную значимость приобретают вопросы, связанные с необходимостью воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Большинство детей с противоправным поведением не готовы к самостоятельной жизни.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена и необходимостью разрешения ряда противоречий:
- между увеличением числа
- между увеличением числа
Некоторые аспекты исследуемой проблемы достаточно полно раскрыты в ряде исследований таких авторов, как С.А. Алексеев, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, К.Е. Игошев, Т.Н. Курбатова, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Н.С. Сунцов, П.И. Третьяков и др.
Недостаточная разработанность заявленной проблемы и определила выбор темы «Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального образования» (на примере общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи).
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная
апробация системы организационно-
Объект исследования: управление учреждением начального профессионального образования.
Предмет исследования: система организационно-
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что управление профилактической работой по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии будет эффективным, если:
- разработана система мероприятий по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии;
- определены критерии и показатели
эффективности деятельности специалистов
по предупреждению противоправного
поведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Экспериментальной базой исследования является молодежное общежитие Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
1.1. Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Образование, относится к сложноорганизованным социальным системам, анализ которых может быть осуществлен с позиций системного подхода. Управление с позиции системного подхода есть процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. В теории управления принято характеризовать эту взаимосвязь как совокупность конкретных функций управления, обеспечивающих управленческое влияние на все многообразие элементов и сторон управляемого объекта.
Опираясь на анализ научной литературы, в данном исследовании уточнены и конкретизированы следующие понятия: «образовательная система», «управление образованием».
Под управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры.
Под системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей образования.
Образовательная система относится к
числу социальных систем. Все социальные
системы являются сложными, динамичными,
открытыми, самоорганизующимися, управляемыми.
О.Е. Лебедев раскрывает понятие «образовательная
система» следующим образом:
Очень важно раскрыть особенности образовательной системы. Одна из главных особенностей управления системой начального профессионального образования на современном этапе заключается в том, что оно реализуется в специфических условиях ломки, перехода от одних форм организации и жизнедеятельности образовательных учреждений к другим, что вытекает из сущности нового социально-экономического строя.
Потребность управления развитием образования как системы приводит к необходимости смены целевых ориентиров управления: 1) цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения; 2)цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры; 3) цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности и развитие местных общественных систем. Выделение этих групп целей означает, что сама система управления образованием предполагает свою особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России, региона, в целом.
В данном исследовании определен и теоретически
обоснован комплекс социально-педагогических
условий эффективного управления системой
начального профессионального образования:
1) экономические; 2) организационно-управленческие;
1) Экономические. Разработка механизма
перевода системы образования
на новые условия
2) Организационно-управленческие. Муниципализация образовательных учреждений, рационализация и дифференциация сети учреждений образования позволяют удовлетворять запросы новой внешней среды, создают необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на образование, развития и саморазвития личности. Дифференциация осуществляется по двум направлениям:
- экономическая направленность (ориентация видового разнообразия образовательных институтов на материальные возможности различных социальных групп населения);
- образовательная направленность (ориентация видового разнообразия образовательных учреждений на потребности семьи и социальный заказ).
3) Психолого-педагогические. Эффективность и качество действий управляющей системы субъекта по осуществлению целей, задач и функций управления зависит не только от правильного определения ориентиров, содержания и оргструктуры управления, но и от наличия эффективных и оптимально сочетаемых методов, средств управления, создания положительной мотивации у всех участников образования.
К числу новых методов управления нужно отнести, прежде всего, методы программно-целевого, проектного управления, организационно-деятельностных и деловых игр. Ведется поиск механизмов выполнения таких функций органов управления образованием, как комплексный анализ, прогнозирование работы образовательной системы, планирование и программирование ее работы, консультирование сотрудниками управления.
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации, контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты образовательного управления и менеджмента относят такие закономерности, как: зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др. (1,75) Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей образовательного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей образовательной системы к различным видам управленческой деятельности. (14, 42-45)