Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.
Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение
Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Оценки по системе выставляются экспертами (не менее двух человек, хорошо знающих подростка) на основе консенсуса. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями). Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим системам и методикам и вносит изменения в программу профилактики.
Таким образом, данная диагностика
позволяет выявить детскую
Индивидуальную программу профилактики
правонарушений мы предлагаем рассматривать, как долговременный
проект. При этом она может иметь следующий
характер: информационно-
Ресоциализация в свою очередь включает два процесса:
1.десоциализацию, т.е. развенчание прежних негативно заряженных аморальных установок и стереотипов поведения;
Коррекцию здесь мы рассматриваем как набор социально-педагогических методов и технологий по достижению состояния успешной социализации.
Организация деятельности общежития по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основными составляющими данной деятельности должны стать трансформация и удовлетворение основных потребностей подростка, поддержка и взращивание личностных новообразований, организация основных видов деятельности, характерных для подросткового возраста. В общем виде данные характеристики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ведущие потребности возраста |
Личностные новообразования |
Ведущий вид деятельности |
|
|
(проба сил и возможностей)
|
Организация данного проектирования для всего общежития может стать эффективным способом включения в социально-значимую деятельность подростков группы риска. Структура социального проектирования предполагает:
В ходе подготовки проекта сопровождения может возникнуть необходимость принятия определенных управленческих решений по разработке и согласованию индивидуальных программ профилактики, уточнению должностных инструкций специалистов, введению (если есть необходимость) новых специалистов социально - педагогических учреждений и др. Исходя из этого, для решения выявленных проблем и работы с причинами неблагополучия определяется педагогическая команда. В случае, когда деятельность по устранению факторов риска выходит за область компетенции школы, через КДН привлекаются специалисты других служб и ведомств. В каждом случае эта программа будет носить индивидуальный характер и строится исходя из анализа ситуации конкретного подростка.
Вместе с тем в качестве
системы мероприятий для
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 2
Цель этапа |
Основные направления в работе |
Методы работы |
1 этап Цель: Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН |
Первичная диагностика Определить "зоны" детского неблагополучия; Выявить индекс благополучия; Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу |
Методы изучения личности (анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка). |
2 этап Цель: Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка. |
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых); 2. Построение эмоционально- 3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка; 4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности; 5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. |
Методы коррекции - метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др. |
3 этап Цель: Формирование законопослушного поведения подростка |
1. Формирование доверительных отношений с подростком; 2. Достижение устойчивых
позитивных результатов в 3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности. |
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др. Индивидуальная педагогическая поддержка Социальное проектирование. |
Для того чтобы деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних была эффективной, важно классифицировать детей по группам, каждая из которых предполагает свою, особую систему работы. В качестве основного индикатора классификации нами был взят "индекс благополучия", т.е. степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, училище, общежитие).
При разработке обобщенных критериев, мы исходили из распределения свободного времени ребенка по указанным типам сред. Нами предполагалось, что связь со средой пропорциональна тому времени, которое проводит ребенок в той или иной среде с учетом того, что в среднем 8-9 часов в сутки у ребенка уходит на сон.
Рассмотрим типологизацию детей, ориентируясь на реальные жизненные ситуации подростков общежития.
Таблица 3
Номер группы |
Сохранность семейных отношений |
Сохранность связей со школой |
Совершение противоправных действий) |
Включенность в уличную среду |
Индекс благополучия |
1) |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2) |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
3) |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
3 |
4) |
1 |
1 |
0 |
0,5 |
2,5 |
5) |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
6) |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
2 |
7) |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
2 |
8) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
9) |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
1,5 |
10) |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
11) |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
12) |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
1 |
13) |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
1 |
14) |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
15) |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
16) |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
17) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Условные обозначения:
Для 1-2-го столбцов (сохранность семейных связей и связей с училищем):
1 - полное наличие признака;
0,5 - частичное наличие признака (например, ребенок посещает училище время от времени, но еще окончательно не бросил);
0 - отсутствие признака.
Для 3-4 столбцов (связь с криминалом и включенность в уличную среду): 1 - отсутствие признака;
0,5 - частичное наличие признака (например, ребенка время от времени видят с лицами из криминальных структур, но в правонарушениях он не задействован);
0 - полное наличие признака.
Как мы видим, в таблице представлено 17 основных типологических групп. Следует отметить, что не все арифметически возможные варианты сочетаний вошли в таблицу.
Охарактеризуем и прокомментируем представленные типологические группы:
№ 1 (индекс благополучия - 4) - идеальный вариант: ребенок не имеет проблем в семье, регулярно посещает училище, не общается с криминальными "элементами", при этом улица не занимает в его жизни важного места.
№ 2 - полностью сохранены связи с семьей и училищем, но из-за того, что много времени проводит на улице, замечен был в общении с криминалом. В данном случае необходимо своевременно обратить внимание на вакуум свободного времени у ребенка и организовать его досуг.
№ 3 - полная сохранность связей с семьей, отсутствие связей с криминальными "элементами". Но возникают проблемы с учебой, ребенок много времени предоставлен улице. В перспективе такая ситуация приводит к тому, что ребенок бросает учебу, у него возникают проблемы с семьей и он полностью уходит на улицу. В данном случае важно выстраивать позитивные взаимодействие родителей и представителей училища и общежития (воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог и др.) с целью оказание помощи ребенку.
№ 4 - полная сохранность связей с семьей и училищем, но ребенок часто прибывает на улице и замешан в криминальной деятельности. В этой ситуации, пока подросток не усвоил еще ценности уличного мира и криминальные порядки необходимо взаимодействие заинтересованных специалистов (ПДН, КДН, училища) и семьи, а также привлечение подростка к разнообразной досуговой деятельности.
№ 5 - сохранены семейные отношения, но существуют некоторые проблемы с учебой. Соответственно частичная включённость в уличную среду и замечено общение с криминальными "элементами".
№ 6 - семья обладает большим потенциалом для изменения ситуации, ибо у ребенка возникли проблемы с учебой, много времени он проводит на улице, замешен в деятельности криминальных структур.