Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.
Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение
№ 7 - подросток успешно продолжает обучение, но совершил противоправные действия. Кроме того, ребенок в семье не получает необходимой помощи, большую часть времени предоставлен улицы.
№ 8 - у ребенка трудности в семье, в общежитии и училище, он пропускает занятия и конфликтует с родителями, преподавателями, воспитателями. Из-за отсутствия поддержки, он подвержен влиянию улицы и криминальных структур.
№ 9 - ситуация, во многом схожая с описанной в №8, но из-за совершенного правонарушения сильно усугубляется.
№ 10 - ребенок не учится, связи с семьей частично сохраняются. Возможно, дестабилизация состояния в семье произошла в результате трудной жизненной ситуации, так как ребенок много времени проводит на улице и замечен в общении с криминальными структурами. Возможно, к этой группе, можно отнести тех детей, которые вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь.
Детей в группах с №11 по 17 можно назвать "уличными" в прямом смысле слова, т.е. подверженными негативному ценностному влиянию уличной субкультуры. Качественная характеристика этих групп - зависимость от уличной среды. Начиная с 11-й группы можно констатировать, что семейные и социальные установки у детей замещаются установками уличной среды.
№ 11 - ребенок ходит на занятия нерегулярно, домой приходит только ночевать, все свободное время проводит на улице, замешан в совершении преступлений.
№ 12 - ребенок не ходит на учебу. Все свое время проводит на улице, общается с криминальными "элементами", домой приходит только ночевать.
№ 13 - связи ребенка с семьей утрачены, но он продолжает кое- как учиться. "Живет" на улице, замечен в общении с криминалом.
№ 14 -17 - дети, полностью утратившие связи с семьей и проживающие на улице.
Группы можно выделить по видам той профилактической работы, которую могут получить дети от училища. Так, можно выделить группу детей, совершившие противоправные действия (0) и редко посещающих школу (0,5) или не посещающих совсем (0), для организации центра дневного пребывания, где им будет предложена некоторая образовательная программа и содержательный досуг.
Что касается профилактической работы с каждой конкретной группой, то очевидно, если для № 2 - 6 семейные связи сохранены, то взаимодействие с семьей даст хороший результат в работе с ребенком.
Начиная с № 7, когда семейные связи частично нарушены (0,5) или полностью утрачены (0), речь идет уже о необходимости включения в работу учреждений соответствующего профиля.
Для отслеживания социальной ситуации развития ученика «группы риска» нами взята и творчески переработана система статусов ребёнка, позволяющая в достаточно простой и удобной форме проводить мониторинг ключевых сфер развития.
Ниже предложена программа мониторинга динамики детского неблагополучия учащихся, состоящих на учете в училище или ПДН. Программа решает следующие задачи:
- формирует у членов коллектива целостный образ воспитанника;
- содержит доступные
- представляет обобщенные
- позволяет подключить родных
ребенка и учитывать эти
- обладает возможностями
- предоставляет возможность для
оценки результативности
Критериальную основу мониторинга детского неблагополучия составляют признаки психофизической, педагогической, социальной и психологической готовности воспитанника к успешному изменению в ходе профилактической деятельности педагогического коллектива.
Количественная оценка осуществляется по 5-ти балльной системе. Качественная оценка записывается в виде комментария по каждой шкале. На протяжении двух месяцев все специалисты, используя в основном метод наблюдения, ведут сбор информации о ребенке. Затем полученные данные оформляются в обобщенный портрет воспитанника - профиль.
Таким образом, на основе программы мониторинга члены педагогического коллектива:
- проводят первоначальную, динамическую и итоговую диагностику;
- создают профиль (портрет) ребенка;
- составляют индивидуальную
- распределяют между собой "зоны ответственности" по реализации профилактической деятельности;
- оценивают эффективность
На основе данных мониторинга формируются группо-ориентированные программы профилактики правонарушений, с выделением общих для группы воспитанников проблем.
1. Психофизический статус
Психофизический статус отражает уровень состояния психического и физического здоровья ребенка с точки зрения его готовности к изменению в профилактической деятельности, включая уровень здоровья, уровень мотивации к заботе о своем здоровье, а также уровень сформированности навыков личной гигиены. Рекомендации по заполнению:
Уровни развития статуса |
№ п/п |
Оценка в баллах |
Здоров, группа здоровья 1. Резкие, быстро проходящие заболевания (редко болеет ОРЗ, легкие травмы) |
1.1.1. |
5 |
Практически здоров, однако подвержен сезонным заболеваниям (аллергия, грипп, травмы и т.п.) |
1.1.2 |
4 |
Группа здоровья 2. Достаточно часто болеет, особо чувствителен к сезонным заболеваниям. Может иметь хронические заболевания, мало влияющие на общую трудоспособность. |
1.1.3 |
3 |
Часто болеет, особо чувствителен к сезонным заболеваниям. Имеет ряд хронических заболеваний, влияющих на общую трудоспособность. Нуждается в постоянном медицинском наблюдении. |
1.1.4 |
2 |
Имеет хронические заболевания, заметно снижающие трудоспособность. Нуждается в постоянном медицинском наблюдении и лечении в условиях стационара |
1.1.5 |
1 |
В примечание вносится информация о том, какие заболевания имеет подросток и что важно знать и учитывать педагогам при работе с этим ребенком.
Навыки личной гигиены полностью сформированы: следит за своим внешним видом, чистотой тела, одежды, Выглядит неизменно
опрятным. Следит за собой самостоятельно |
1.2.1 |
5 |
Навыки личной гигиены сформированы, однако периодически требуется напоминание или контроль со стороны взрослых. |
1.2.2 |
4 |
Навыки личной гигиены сформированы, однако требуется постоянный контроль со стороны взрослых. |
1.2.3 |
3 |
Навыки личной гигиены частично сформированы, требуется обучение и постоянный контроль со стороны взрослых. |
1.2.4 |
2 |
Навыки личной гигиены отсутствуют. |
1.2.5 |
1 |
В примечание вносится информация о том, какие конкретно навыки сформированы.
Вредные привычки, разрушительно влияющие на состояние здоровья воспитанника и окружающих, не наблюдаются. Проявляет устойчивость против вредных привычек и пропагандирует освобождение от вредных привычек среди других воспитанников, сверстников. |
1.3.1 |
5 |
Имеются отдельные вредные привычки, разрушительно влияющие на состояние здоровья воспитанника и окружающих. Например, эпизодически курит табачные изделия. При этом проявляет желание освободиться от вредных привычек и делает самостоятельные шаги в этом направлении |
1.3.2 |
4 |
Имеются устойчивые вредные привычки, разрушительно влияющие на состояние здоровья воспитанников и окружающих. При этом периодически проявляет желание освободиться от вредных привычек, но не может практически это осуществить без постоянного контроля со стороны взрослых. |
1.3.3 |
3 |
Имеет ряд вредных привычек, разрушительно влияющих на состояние здоровья воспитанника и окружающих. Наблюдаются случаи, когда воспитанник пропагандирует "преимущество" вредных привычек. При этом желание освободиться от вредных привычек либо не выражено, либо формально. |
1.3.4 |
2 |
Отмечается устойчивое пристрастие к вредным привычкам. Активно приобщает других к ним. |
1.3.5 |
1 |
В примечание вносится информация о том, какие конкретно вредные привычки наблюдаются у ребенка.
1.4. Физическая активность
Активно занимается спортом, имеет достижения |
1.4.1 |
5 |
Занимается спортом с |
1.4.2 |
4 |
В настоящее время проявляет интерес к спорту |
1.4.3 |
3 |
Нет интереса к спорту, но
участвует во всех запланирован |
1.4.4 |
2 |
Спортом не интересуется, на
спортивные мероприятия не |
1.4.5 |
1 |
В примечание вносится информация о том, проявляет ли ребенок интерес к спортивным занятиям, каким видом спорта интересуется, в какой секции занимается и какие достижения имеет.
2. Педагогический статус
Педагогический статус отражает уровень педагогической готовности подростка к позитивному изменению. Под педагогической готовностью мы понимаем достаточный уровень развития познавательных способностей, интерес к приобретению новых знаний, владение рациональными приемами организации учебного труда, наличие общеучебных навыков, достаточный уровень общеучебной подготовки. Рекомендации по заполнению:
2.1. Уровень развития
Произвольное внимание устойчивое, быстро включается в деятельность и сохраняет работоспособность в течение урока, легко выполняет задания, требующие запоминания. Основные операции мышления развиты в достаточной степени (умеет выделять главное, обобщать, сравнивать, проводить аналогии). Прогноз обучения положительный: способен к изучению предметов общеобразовательного цикла в соответствии со своим возрастом. |
2.1.1 |
5 |
Произвольное внимание устойчивое, достаточно быстро включается в деятельность, сохраняет работоспособность в течение урока, однако может отвлекаться, при этом способен самостоятельно возвращаться к выполнению заданий. Без особого напряжения выполняет задания, требующие запоминания. Для запоминания требует несколько повторений, информация сохраняется достаточно долгое время. Основные операции мышления развиты в достаточной степени (умеет выделять главное, обобщать, сравнивать, проводить аналогии), но темп мышления несколько замедлен (требует дополнительных объяснений, повторений). Прогноз обучения положительный: способен к изучению предметов общеобразовательного цикла в соответствии со своим возрастом, однако может нуждаться в формировании дополнительной мотивации к изучению отдельных предметов. |
2.1.2 |
4 |
Произвольное внимание неустойчивое, для включения в работу требуется организационный момент, подготовка. Может отвлекаться, неспособен самостоятельно возвращаться к выполнению заданий - требуется помощь и контроль учителя. Испытывает трудности при запоминании. Запоминает материал фрагментарно. Образное запоминание преобладает над смысловым. Прогноз обучения положительный при условии проведения коррекционно-развивающих занятий один раз в неделю. |
2.1.3 |
3 |
Произвольное внимание неустойчивое, быстро утомляется, отвлекается, когда включается в учебный процесс, теряет нить рассуждений. Испытывает большие трудности при запоминании, запоминает маленькими порциями. Низкий уровень развития долговременной памяти не позволяет сохранять информацию длительное время. Преобладает наглядно-образное мышление. Основные мыслительные операции развиты слабо. Возможна педагогическая запущенность или задержка психического развития. Прогноз обучения положительный, но при условии обучения по индивидуальной программе или при условии проведения коррекционно-развивающих занятий с дефектологом. |
2.1.4 |
2 |
Низкий уровень развития произвольного внимания, на уроке внимание часто рассеивается. Характерны нарушения памяти, быстрое забывание информации. Плохо понимает воспринимаемый материал, преобладает механическое запоминание. Умственная работоспособность замедлена. Основные мыслительные операции развиты очень слабо, испытывает значительные затруднения в решении простейших мыслительных задач. Как правило, имеет место легкая умственная отсталость (олигофрения в степени легкой дебильности). Прогноз обучения положительный в рамках специальных коррекционных программ при условии проведения коррекционно-развивающих занятий с дефектологом. |
2.1.5 |
1 |