Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

2) свойственен определенный "набор" потребностей, которые растущий  человек будет удовлетворять всеми доступными ему способами, и если взрослое сообщество не предоставляет ему просоциальных способов их удовлетворения, он будет пользоваться любыми, и асоциальными в том числе (к примеру, обращаясь к подростковому возрасту, следует отметить его ведущую потребность - потребность в самоутверждении); помочь подросткам научиться удовлетворять свои потребности социально приемлемыми способами, направленными на развитие личности, а не на ее деструкцию;

3) различна и роль взрослого  на разных этапах возрастного развития. Роль взрослого в подростковом возрасте существенно падает, особую значимость приобретают сверстники. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что "родители" сами подчас находятся в растерянности от непредсказуемости ситуации, кроме того, они (мы) никогда не были молодыми в ситуации неопределенности. К тому же, сегодняшние подростки (в первую очередь они) брошены взрослыми на произвол судьбы и получают от нас не помощь и поддержку, а указания на ошибки, недовольство, осуждение. Главная трудность заключается в том, что мы слишком долго не обращали внимания на то, что происходит в мире, где живут наши дети. За это время они успели разувериться в нас, отгородиться непонятным нам языком, научиться скрываться и прятаться. Мы живем в разных мирах, часто не понимая, и не видя друг друга. Восстановить, создать отношения доверия - одна из главнейших и сложнейших задач на пути организации эффективной профилактической работы.

Третье направление повышения эффективности профилактической работы, тесно связанное с первыми двумя, касается содержания деятельности. Сегодня содержание профилактических мероприятий:

1) носит в большей степени  развлекательный характер (праздники, дискотеки и пр.). Предполагается, что эти мероприятия отвлекут  молодежь от совершения преступных действий и иных нежелательных поступков. С точки зрения психологии - это заблуждение, поскольку, во-первых, роль подростков и молодежи в этих мероприятиях весьма пассивная: они не включены в деятельность, они - развлекаемые, потребители, во-вторых, "участие" в данных мероприятиях не способствует удовлетворению их возрастных потребностей и проблем, а просто задерживает их удовлетворение привычными для них способами;

2) носит информационно-устрашающий  характер (лекции, беседы и пр.). При  этом известно, что "страхом будущих болезней юность не испугать", даже с учетом того, что "больное будущее" может наступить через полгода или через месяц. Кроме того, информация о каких бы то ни было последствиях (к примеру, наркомании) не обеспечивает молодого человека умением решать свои проблемы социально приемлемыми способами, не ведущими к разрушению личности, а также умением в критической ситуации сказать "Нет!", не уронив своего достоинства;

3) ориентированы в большей степени  на детей младшего школьного возраста (различные кружки в квартальных клубах, школах и пр.);

4) ориентированы на детей, которые  являются успешными в каком-либо  виде деятельности (олимпиады, конкурсы  и пр.), количество таких детей  к подростковому возрасту резко  сокращается.

Необходимо четкое определение в содержании профилактической работы, начиная с выбора модели профилактики (информационная, поведенческая, конструктивно-позитивная), заканчивая отбором содержания каждого конкретного мероприятия, выверенного относительно целей, возраста, социальной группы детей и пр.

Четвертое направление повышение эффективности связано с общим отношением к жизни. Одним из самых характерных симптомов той молодежной культуры является потеря интереса и любви к обычной человеческой жизни. Уход в иную жизнь, появление культа смерти. Некоторые исследователи находят именно эти философские основания распространения среди несовершеннолетних противоправного поведения. Мы вносим в такое отношение к жизни свою лепту.

Возмущение плохими людьми, дорогами, жилищными условиями, плохой погодой, ухудшением уровня жизни, экологии, плохими политиками, унизительной зарплатой; произнесение, её задумываясь, в присутствии детей фраз, типа: "Разве это жизнь?", "Хоть в петлю лезь!", "Жить не хочется!", выражающие не просто недовольство жизнью, а предпочтение смерти самым серьезным образом сказывается на отношении детей к жизни. Хотим мы того, или нет, но каждая подобная фраза кодирует подсознание нашего ребенка против жизнелюбия и служит образцом для подражания.

Создание атмосферы, где взрослые на собственном примере доказывают, что жизнь прекрасна и удивительна, что без табака, алкоголя, наркотиков есть чему радоваться в этой жизни. Помочь ребенку исправить то, чем он недоволен и может исправить, но, главное, своим примером и терпением помочь ему смириться с тем, чего исправить нельзя, и научиться любить обычную трезвую жизнь, приобрести реальное умение "устраивать праздники из буден" - также важное направление профилактики.

Пятое направление повышения эффективности связано с общим подходом к организации профилактической деятельности, суть которого сегодня заключается в слове "борьба". Вся наша жизнь в течение долгих десятилетий была пронизана борьбой. Смена парадигмы с борьбы на помощь - это не игра слов, а одно из важнейших направлений профилактики девиантного поведения в целом. Мы можем затрачивать огромные усилия на борьбу, к примеру, с профашистскими и другими асоциальными партиями и группировками, мы можем создать дополнительные карательные органы, но при этом можем добиться прямо противоположного результата: все запрещенное перейдет "в подполье", прибавив тем самым так недостающей молодежи романтики. "Помощь" предполагает создание альтернативных просоциальных по своему содержанию партий, ассоциаций, движений, групп, которые станут более привлекательными для растущих людей, которые в большей степени будут способствовать удовлетворению их возрастных потребностей.

Для организации эффективной профилактической работы необходимо решить следующих задачи:

    • создание среды, активизирующей процессы самопознания;
    • создание условий для формирования положительного отношения подростка к самому себе;
    • создание взаимоотношений доверия и партнерства между взрослым и растущим человеком;
    • организация и включение растущих людей в социально одобряемые и личностно привлекательные виды деятельности;
    • обучение детей, подростков и молодежи просоциальным способам решения личностных проблем;

Именно на этих основаниях должна быть организована профилактическая деятельность. Основной целью которой является создание условий для реализации возрастных потребностей подростков социально-приемлемыми способами и формирование таких личностных качеств, которые бы позволили подростку успешно адаптироваться в современном обществе.  

Также нельзя забывать, что эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения  таких составляющих, как направленность  на искоренение источников дискомфорта как в самом подростке, так  и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; обучение подростка навыкам поведения, которые помогают достичь поставленных  целей и сохранить здоровье. В связи с этим, мы рассмотрим несколько подходов к профилактике.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонение в поведении подростков от социальных норм происходит потому, что несовершеннолетний их просто не знает. А, следовательно, основным направлением работы специалиста должно стать информирование подростков об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Реализовать данное направление возможно через систему социального обучения с целью формирования их правосознания.

Другое направление профилактической работы основано на  социально-профилактическом подходе, который в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным образовательным учреждением для устранения или минимизации причин противоправного поведения.

Среди основных направлений профилактики противоправного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к подросткам, сопровождающими разными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействие со стороны специалиста.

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или в коррекции качеств личности подростка с противоправным поведением,  особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Итак, для проведения успешной профилактической работы необходимо выбрать правильный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Таким образом, проведенный анализ литературы по теме исследования позволил сформулировать ряд положений, которые могут стать основой разработки моделей решений.

1. Уточнена сущность понятий  «образовательная система», «управление  образованием».  В частности под  управлением образованием понимается  целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. 

Под системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей  образования.

2. Анализ литературы, раскрывающий  первый параграф  показал, что  одна из главных особенностей  управления системой начального  профессионального образования  на современном этапе заключается  в том, что оно реализуется в специфических условиях ломки, перехода от одних форм организации и жизнедеятельности образовательных учреждений к другим, что вытекает из сущности нового социально-экономического строя.  А также определен и теоретически обоснован комплекс социально-педагогических условий эффективного управления системой начального профессионального образования: 1) экономические; 2) организационно-управленческие;3)психолого-педагогические. 

3. Во втором параграфе раскрыта  теория  профилактической работы  в общежитии профессионального училища, а также рассмотрены правовые основания  в организации деятельности общежития по профилактике правонарушений среди  подростков.

4. В третьем параграфе раскрыты направления повышения эффективности профилактической работы. Которые связаны с

переносом усилий на организацию профилактической работы, с возрастными особенностями детей. Третье направление связанно с первыми двумя, касается содержания деятельности. Четвертое - связано с общим отношением к жизни. Что касается пятого направления, то оно связано с общим подходом к организации профилактической деятельности, суть которого сегодня заключается в слове "борьба».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Состояние и проблемы  в управлении общежитием 

ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи

 

Молодежные общежития, были, есть и будут одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие подростка и социума, а также способствующих решению сложных проблем нравственного воспитания.

В стенах  общежития важным направлением воспитательной и профилактической  работы  противоправного поведения должна стать хорошая подготовка подростка  к самостоятельной нравственной взрослой жизни.

В общежитии Профессионального училища №18  проживают учащиеся данного училища, большинство из которых учится на реабилитационном отделении. Среди них дети – сироты, дети, лишенные попечения  родителей, выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений Новгородской области, а также учащиеся вспомогательных школ, склонные к противоправным поступкам. Подростки, у многих из которых наблюдается склонность к противоправным поступкам, обусловленные индивидуальными особенностями и особенностями их жизни и воспитания, в наибольшей степени нуждаются в помощи такого рода.

Педагогический коллектив общежития включает в себя администрацию, воспитателей, социального педагога, психолога, медицинских работников и т.д., которые совместно и обеспечивают организацию и проведение профилактической работы по противоправному поведению среди несовершеннолетних. В данном общежитии работает также Совет общежития, которые участвуют во всей деятельности, не исключая и  профилактическую деятельность по предупреждению противоправного поведения. (Приложение №1)

Правильно организованная досуговая воспитывающая деятельность, соответствует формированию у подростков ответственности перед собой и обществом, ответственности за свое поведение, что выступает основой их социализации нормализации поведения.

Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального