Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. В теории и практике управления образовательными системами выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления образовательными системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей образовательных учреждений, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в образовании. Гласность в управлении начальной профессиональной образовательной системой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всего  учреждения, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета образовательного учреждения перед коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам училищной жизни направлены на утверждение демократизации в учреждении. 

Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления учреждением начального профессионального образования, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему. (19, 7)

Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении училищем побуждает руководителя иметь ясное представление об училище как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей, или компонентов, что и является ее первым признаком. Однако в управлении образовательным учреждением важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. (25, 73) Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий признак системы заключается в ее интегративности. Каждый компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, не сводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении училищем важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие образовательного учреждения и среды может протекать в двух формах. В первом случае училище приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, и во втором – профессиональное училище подчиняет среду для достижения своих целей. 

Системность и целостность в управлении образовательным учреждением предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны. 

Рациональное сочетание централизации и децентрализации. История образования и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями решений, принимаемых без их участия и желания. 

В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. 

В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. Опыт учреждений начального профессионального образования показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления. 

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутриучилищном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива образовательного учреждения, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы. 

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. 

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину  и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. 

Единоначалие руководителя образовательной системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность. 

Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности. 

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды. (14,45)

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутриучилищном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. Надо отметить, что изобилие и неупорядоченость информации, как и ее отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, особенностях ее становления в учебной и внеучебной деятельности, об особенностях характера, способностей и др. (3, 7-16)

Для человека, имеющего дело с внутриучилищной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия администрации образовательного учреждения должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутриучилищной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители училища, так и учителя. 

В управлении образовательной системой важна любая информация, но, прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутриучилищная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. (39, 119)

  Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

 

 

1.2. Теория и практика профилактической работы  в общежитиях учреждений начального профессионального образования

 

 

Молодежные общежития, были, есть и будут одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие подростка и социума, а также способствующих решению сложных проблем нравственного воспитания. Успешная работа в общежитии невозможна без умелого педагогического руководства.

Новые социально-экономические и социально-психологические реалии требуют рассмотрения вопроса о защите детства, о профилактической работе с детьми с позиций соотнесения приоритетных задач воспитания и реальных возможностей образовательного учреждения в социальном воспитании подрастающего поколения.

Болезненный, стихийный процесс "сброса" российским государством всей полноты ответственности за воспитание ребенка, обеспеченной  минимальной поддержкой общества, до крайности обострил вопрос об ответственности не только самого профессионального училища, но и общежития училища перед государством в подготовке ребенка к будущему.

Эти отношения можно охарактеризовать как технологическую ошибку, системно порождающую отклонения и проблемы в развитии ребенка. Впрочем, эти предположения аргументировано подтверждают цифры и факты:

- Распространенность бытового  пьянства среди несовершеннолетних. С 1997 по 2005 г. количество официально зарегистрированных несовершеннолетних, больных алкоголизмом, увеличилось на 73%.

- Уровень правонарушений среди  несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.

- Темпы роста употребления наркотических веществ несовершеннолетними выше, чем в старших группах. С 1998 по 2005 год употребление наркотиков среди взрослого населения возросло в 7 раз, тогда как среди несовершеннолетних - в 10 раз.

Очевидно, что негативная динамика состояния психического и физического здоровья, а также резко возросший уровень правонарушений  среди несовершеннолетних -  реакция на падение уровня социального благополучия и защищенности детей.

По данным министерства внутренних дел Российской Федерации, 424,3 тыс. подростков состоят на учете в органах внутренних дел.

В российской действительности появился и получил долговременную прописку феномен "уличные дети" (34, 45), или безнадзорные дети, в соответствии с общепринятой терминологией,  "феномен социальное сиротство".

"Уличные дети" - это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние. Показательными на этом фоне являются рост детской преступности и делинквентного поведения. (34, 47) Сравнительный анализ числа несовершеннолетних, совершивших преступление на 10 000 человек по странам СНГ, демонстрирует абсолютное лидерство России по этому показателю:

- в России совершено 189 преступлений  на 10 000 человек;

- в Беларуси - 124;

- на Украине - 91;

- в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане - 9-14.

При этом в структуре правонарушений произошли качественные изменения:

- выросло число убийств, совершенных  несовершеннолетними (18,5 %);

- стало больше умышленных причинений вреда здоровью (27,3 %);

- возросло число изнасилований  и разбоев, совершённых несовершеннолетними (около 6 %).

Приводя эти данные, мы ставили целью - добиться осознания органами управления начальным профессиональным образованием необходимости не просто понимания сложности процесса воспитания детей «группы социального риска», их возвращения в общество, а необходимости практической подготовки специалистов к профилактической деятельности и превентивным мерам по предупреждению  социальных патологий в подростковой среде.

Принятие профилактики правонарушений среди подростков в качестве стартовой позиции в настоящих условиях - первый показатель и требование к новому социальному и педагогическому профессионализму в поддержке детей, нуждающихся в помощи государства.

Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального