Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.
Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение
Эффективное проведение профилактической работы требует тщательного изучения особенностей личности подростка, так сказать его «общего» портрета. В нем, как в зеркале, отражено все неблагоприятное влияние на подростка окружающей среды и все недостатки в воспитании.
Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, воспитателей, социального педагога, психолога, родителей.
Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся:
- помощь семье в решении
- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;
- привлечение детей, родителей
к организации и проведению
социально-значимых
- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;
- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
Ключевой характеристикой предлагаемой системы является - организация системного взаимодействия всех субъектов профилактики в общежитии и училище.
Здесь, в основу решения задачи профилактики заложен принцип взаимодействия различных специалистов и целостное понимание роли училища, как органа, объединяющего работу этих специалистов.
При этом деятельность педагогического коллектива направлена на оказание своевременной помощи детям «группы социального риска» и привлечение специалистов для поддержки учреждения в профилактической работе с ними.
Таким образом, ставятся две главные задачи:
- организация действенного
- создание локальных (индивидуальных)
программ профилактики правонар
В деятельности училища и общежития по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:
- создание банка данных детей группы «риска»;
- диагностика проблем
- разработка индивидуальных программ профилактики;
- реализация программ.
На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.
Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.
В данном исследовании мы не ставим задачи выработки единых требований и показателей для банка данных о детях и семьях «группы риска», Вместе с тем предложенные нами диагностические методики и процедуры могут стать основой для сбора информации, её последующего анализа и систематизации с целью выработки решений по профилактическим мерам в отношении того или иного ребёнка «группы социального риска».
Основная проблема здесь связанна с трудностью решения практических задач по преемственности подходов и продолжению процесса сопровождения. Ведь с переходом из одного учреждения в другое принимающая сторона не получает полной и достоверной информации о ребёнке, включающей его личностные особенности, проблемы, причины лежащие в их основе, осуществлённые учреждением меры по их устранению.
Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы училища по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям. Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:
1. Вовремя выявлять факторы
2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.
2.2. Система мероприятий
общежития Профессионального
Одним из важных этапов в организации работы по профилактике противоправного поведения является диагностика. Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений, мы предлагаем использовать разработанную анкету
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
Укажите:
Ваше имя и фамилию____________
Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер
2.1. Состояние здоровья
2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал
2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю занятия
2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников
2.1.4. Практически здоров
2.2. Активность
2.2.1. Общие дела меня не интересуют, я в них не участвую
2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания
2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие
2.2.4. Часто бываю организатором
и активным участником
2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе
2.3.2. Какие-то предметы мне
2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам
2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить училище
2.4. Семья
2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать
2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни
2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне
2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем
2.6. Планы на будущее
2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться
2.6.3. Когда окончу училище, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней
2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком
Эту анкету заполняют учащиеся, затем анкеты обрабатываются по ниже приведенной формуле в шкале оценки уровня социальной адаптации. После проведения анкетирования социальный педагог предлагает воспитателю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.
Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.
Эта простая скрининговая методика, наряду со структурированным наблюдением и анализом ситуации поможет выявить детей потенциально способных совершить противоправные поступки и отнести их к первой (начальной) группе риска. Учащиеся этой группы помещаются в зону особого внимания, но официально их нельзя поставить на учёт, так как эта санкция может применяться только к подросткам, совершившим противоправное действие.
Основные факторы социальной адаптации |
Уровни социальной адаптации
0%
25
50
75 % | |||
1 уровень -значительно ниже нормы |
2 уровень -ниже нормы |
3 уровень -близко к соц. норме |
4 уровень -социальная норма | |
1. Состояние здоровья |
Психические патологии |
Хронические заболевания |
Частые, заболевания |
Удовлетвори тельное |
2. Общественная активность |
Не участвует в общественной жизни |
Пассивный участник общественных дел |
Активный участник творческих дел |
Организатор коллективных творческих дел |
3. Отношение к учёбе |
Отрицательное |
Избирательное |
Положительное |
Учится с интересом |
4. Семья воспитанника |
Асоциальная (криминальная) семья с пьющими родителями |
Аморальная семья, присутствует дух наживы и стяжательства |
Конфликтная семья (постоянные споры и конфликты) |
Внешне благополучная, но есть проблемы |
5. Характер эмоциональных отношений в семье |
Напряжённо-конфликтные отношения |
Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение |
Ровные, но без эмоциональной близости |
Атмосфера дружбы, поддержки, взаимопонимания |
6. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений |
Жизненные планы асоциальной (криминальной) направленности |
Планы неопределённые или нереальные |
Планы в основном определились, нет жизненных ориентиров |
Проф. планы выражены чётко, положительные жизненные ориентиры |
7. Уровень развития интересов и потребностей |
Только материальные потребности, интересы асоциального характера |
Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы |
Сочетание культурных и материальных потребностей, разносторонние интересы |
Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы |
8. Отношение к педагогическим воздействиям |
Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий |
Неприятие педагогических воздействий через пассивное сопротивление |
Избирательное отношение к педагогическим воздействиям |
К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно |
9. Самокритичность и самооценка |
Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка |
Критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена |
Отношение к себе безразличное, самооценка занижена |
Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям |
10. Внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию |
Проявление жестокости и агрессивности к окружающим |
Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию» |
Сопереживания могут проявляться только в отношении близких людей |
Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь |
11. Волевые качества |
Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках |
Слепое подчинение чужой воле |
Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния |
Способность вести за собой к позитивным целям |
12. Культура речи и поведения |
Постоянное употребление нецензурных выражений, асоциальные поступки |
Частое употребление нецензурных слов, склонность нарушать нормы поведения |
Редкое употребление нецензурной лексики, к противоправным поступкам не склонен |
Высокая культура речи, следование социальным нормам и правилам поведения |
13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению |
Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно |
Наркотик, токсические вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит |
К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко |
Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит. |