Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Эффективное проведение профилактической работы требует тщательного изучения особенностей личности подростка, так сказать его «общего» портрета. В нем, как в зеркале, отражено все неблагоприятное  влияние на подростка окружающей среды и все недостатки в воспитании.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, воспитателей, социального педагога, психолога, родителей.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности  становятся:

- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь подростку в устранении  причин, влияющих на совершение  преступления;

- привлечение детей, родителей  к организации и проведению  социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение  проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое  консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся  с привлечением специалистов  из соответствующих организаций;

    • пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;
    • организация  летних профильных смен для детей «группы риска».

Ключевой характеристикой предлагаемой системы является - организация системного взаимодействия всех субъектов профилактики в общежитии и училище.

Здесь, в основу решения задачи профилактики заложен принцип взаимодействия различных специалистов и целостное понимание роли училища, как органа, объединяющего работу этих специалистов.

При этом деятельность педагогического коллектива направлена на оказание своевременной помощи детям «группы социального риска» и привлечение специалистов для поддержки учреждения в профилактической работе с ними.

Таким образом,  ставятся две главные задачи:

- организация действенного взаимодействия  специалистов социально-педагогических и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;

- создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.

В деятельности училища и общежития по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:

- создание банка данных детей  группы «риска»;

- диагностика проблем личностного  и социального развития детей  и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;

- разработка индивидуальных программ профилактики;

- реализация программ.

На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.

Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные  решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.

В данном исследовании мы не ставим задачи выработки единых требований и показателей для банка данных о детях и семьях «группы риска», Вместе с тем предложенные нами диагностические методики и процедуры могут стать основой для сбора информации, её последующего анализа и систематизации с целью выработки решений по профилактическим мерам в отношении того или иного ребёнка «группы социального риска».

Основная проблема здесь связанна с трудностью решения практических задач по преемственности подходов и продолжению процесса сопровождения. Ведь с переходом из одного учреждения в другое принимающая сторона не получает полной и достоверной информации о ребёнке, включающей его личностные особенности, проблемы, причины лежащие в их основе, осуществлённые учреждением меры по их устранению. 

Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы училища по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям.  Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия  и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система мероприятий  общежития Профессионального училища  №18 по созданию индивидуальных  программ профилактики противоправного  поведения  несовершеннолетних

 

Одним из важных этапов в организации работы по профилактике противоправного поведения является диагностика. Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений, мы предлагаем использовать разработанную анкету

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

Укажите:

  Ваше имя и фамилию______________________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

2.1. Состояние здоровья

2.1.1. Болею очень часто, из-за  этого не усваиваю учебный  материал

2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю занятия

2.1.3. Здоровье не хуже и не  лучше, чем у большинства сверстников

2.1.4. Практически здоров

2.2.    Активность

2.2.1. Общие дела меня не интересуют, я в них не участвую

2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

2.2.3. Меня привлекают отдельные  мероприятия, и я в них принимаю  участие

2.2.4. Часто бываю организатором  и активным участником коллективных  творческих дел

    1. Учёба

2.3.1. Не вижу смысла во всей  этой учёбе

2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

2.3.3. Учусь не хуже других по  многим предметам

2.3.4. Учусь с интересом и желанием  хорошо закончить училище

2.4.    Семья

2.4.1. Родители пьют, не считают  нужным работать

2.4.2. Родители считают, что власть  и деньги – это главное в  жизни

2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне

2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем

2.6.    Планы на  будущее

2.6.1. Попробую устроиться в жизни  так, чтобы, не работая иметь много  денег

2.6.2. Я об этом не думаю, придёт  время и всё само собой сложиться

2.6.3. Когда окончу училище,  тогда  буду думать, куда поступать или  пойти работать

2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию  и готовлюсь к ней 

    1.     Интересы
      1. Меня больше всего интересуют деньги  и красивая жизнь
      2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
      3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
      4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества 
    2.   Я  и  преподаватели
      1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
      2. Когда меня учат,  как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
      3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых  хорошо знаю и уважаю  
      4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых  людей, даже если я с ним не согласен
    3. Мое мнение
      1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все  взрослые так  считают
      2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
      3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
      4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их  замечания
    4. Отношение к обидчикам
      1. . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

2.10.2. Если меня обидят при  моих друзьях, тогда я вместе  с ними посчитаюсь c обидчиком

      1. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
      2. Я могу простить обиду
    1. Волевые качества
      1. Я способен  стать лидером группировки
      2. Я умею жить по «понятиям»
      3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
      4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
    2. Какая пословица (тост) Вам больше нравится
      1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
      2. Хочешь жить, умей вертеться
      3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
      4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
    3. Какое высказывание  вам больше подходит
      1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
      2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
      3. Курить, здоровью вредить
      4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда. 

 

Эту анкету заполняют учащиеся, затем анкеты обрабатываются по ниже приведенной формуле в шкале оценки уровня социальной адаптации. После проведения анкетирования социальный педагог предлагает воспитателю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
  • Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив  вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;
  • В-третьих, достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;
  • В-четвёртых, она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника. 

 Если оценки респондента  и эксперта (коэффициент социальной  адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.

Эта простая скрининговая методика, наряду со структурированным наблюдением и анализом ситуации поможет выявить детей потенциально способных совершить противоправные поступки и отнести их к первой (начальной) группе риска. Учащиеся этой группы помещаются в зону особого внимания, но официально их нельзя поставить на учёт, так как эта санкция может применяться только к подросткам, совершившим противоправное действие.

Шкала оценки уровня социальной адаптации

 

 

 

Основные факторы социальной адаптации

 

               Уровни  социальной адаптации

 

0%                        25                             50                            75 %                              

1 уровень -

значительно ниже нормы

2 уровень -

ниже нормы

3 уровень -

близко к соц. норме

4 уровень -

социальная норма

1. Состояние здоровья

Психические патологии

Хронические заболевания

Частые, заболевания

Удовлетвори

тельное

2. Общественная активность

Не участвует в общественной жизни

Пассивный участник общественных дел

Активный участник творческих дел

Организатор коллективных творческих дел

3. Отношение к учёбе

Отрицательное

Избирательное

Положительное

Учится с интересом

4. Семья воспитанника

Асоциальная (криминальная) семья с пьющими родителями

Аморальная семья, присутствует дух наживы и стяжательства

Конфликтная семья (постоянные споры и конфликты)

Внешне благополучная,  но есть проблемы

5. Характер эмоциональных отношений в семье

Напряжённо-конфликтные отношения

Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение

Ровные, но без эмоциональной близости

Атмосфера дружбы, поддержки, взаимопонимания

6. Наличие  жизненных планов и  профессиональных намерений

Жизненные планы асоциальной (криминальной)  направленности

Планы неопределённые или нереальные

Планы   в основном определились, нет жизненных ориентиров

Проф. планы  выражены чётко, положительные жизненные ориентиры

7. Уровень развития интересов и потребностей

Только материальные потребности, интересы асоциального характера

Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы

Сочетание культурных и материальных потребностей, разносторонние интересы

Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы

8. Отношение к педагогическим воздействиям

Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий

Неприятие педагогических воздействий через пассивное сопротивление

Избирательное отношение к педагогическим воздействиям

К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно

9. Самокритичность и

самооценка

Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка

Критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена

Отношение к себе безразличное, самооценка занижена

Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям

10. Внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию

Проявление жестокости и агрессивности к окружающим

Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию»

Сопереживания могут проявляться только в отношении близких  людей

Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь

11. Волевые качества

Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках

Слепое подчинение чужой воле

Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния

Способность вести за собой к позитивным целям

12. Культура речи и поведения

Постоянное употребление нецензурных выражений, асоциальные поступки

Частое употребление нецензурных слов, склонность нарушать нормы поведения

Редкое употребление нецензурной лексики, к противоправным поступкам не склонен

Высокая культура речи, следование социальным нормам и правилам поведения

13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению

Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно

Наркотик, токсические вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит

К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко

Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит.

Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального