Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, возникает и развивается в первую очередь там, где происходит непосредственное взаимодействие с детьми и их проблемами. Именно поэтому в данном исследовании принципиально важно в анализе многообразных форм и способов оказания помощи детям найти и обосновать систему работы  специалистов, обеспечивающих профилактическую деятельность среди подростков - правонарушителей.

Рассмотрим правовые основания  в организации деятельности общежития профессионального училища по профилактике правонарушений среди  подростков. Для этого  проанализируем компоненты общегосударственной системы работы с детьми группы риска и вычленим требования к работе специалистов, занимающихся этой проблемой.

Общегосударственная система работы с детьми группы риска представлена в текстах российских законов "Об основах социального обслуживания населения", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в государственных и региональных программах профилактики  безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В данном исследовании, мы более пристальное внимание уделим  Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".  

В качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в данном законе выступают следующие:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и  законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация  несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев  вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и антиобщественных действий.

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет значение  при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне.  В соответствии  с  п. 2 с. 2 к ним отнесены:

- законность;

- демократизм;

- гуманное обращение с несовершеннолетними;

- поддержка семьи и взаимодействие с ней;

- индивидуальный подход к исправлению  несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- государственная поддержка деятельности  органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение ответственности  должностных лиц и граждан  за нарушение прав и законных  интересов несовершеннолетних.

Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу,  но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактики. Именно здесь законодателем вычленены  специфические признаки групп детей - объектов профилактической работы, а именно:

- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого  отсутствует вследствие неисполнения  или ненадлежащего исполнения  обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный - безнадзорный, не имеющий  места жительства и/или места  пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально  опасном положении, считается такая  семья, где дети находятся в  социально опасном положении, а  также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

При этом профилактика правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Законом предусмотрена и определенна ответственность лиц за распространение конфиденциальной информации о ребенке, декларируется невмешательство в жизнь семьи, а также уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, которая решает как минимум две задачи:

- организация адресной работы  с детьми, которые совершили или  могут совершить противоправные действия;

- защита прав несовершеннолетних, перешедших грань законопослушного поведения и оказавшихся в зоне риска.

 Но поскольку ведомственная  разобщенность в решении этих задач играет крайне негативную роль, то организатором индивидуальной профилактической работы в отношении детей данной группы чаще всего видится только образовательное учреждение.

Противоречивыми и трудновыполнимыми представляются в этих условиях обязанности общежития училища, ибо именно ему отводится существенное место в планировании и организации действий в общей системе профилактики.

На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у образовательного учреждения есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

 Комплексное сопровождение  осуществляется наряду с профилактикой  безнадзорности и правонарушений  и по своей сути является  вторичной профилактикой, направленной  на изменение неблагоприятных  условий среды и личностного  развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- Выявление детей этой категории  в детской среде

- Мониторинг социальной ситуации развития

- Организация работы с детьми

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, может принадлежать команде специалистов общежития училища.

Они могут своевременно выявить детей группы риска, определить социальную ситуацию развития ребёнка, факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребёнка (внутренние и внешние), разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения.

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога и других специалистов.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности  становятся:

- помощь подростку в устранении  причин, влияющих на совершение  преступления;

- привлечение детей к организации  и проведению социально-значимых  мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое  консультирование детей,  педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся  с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

    • пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей;

В данном исследовании мы представляем своё видение работы учреждения начального профессионального образования в решении проблемы профилактики правонарушений, реализуемой на базе общежития профессионального училища. Ключевой характеристикой предлагаемой модели является - организация системного взаимодействия всех субъектов профилактики в общежитии.

Здесь, в основу решения задачи профилактики заложен принцип взаимодействия различных специалистов и целостное понимание роли общежития, как органа, объединяющего работу этих специалистов.

При этом деятельность общежития направлена на оказание своевременной помощи детям «группы социального риска» и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения в профилактической работе с ними.

Таким образом, перед училищем и общежитием ставятся две главные задачи:

- организация действенного взаимодействия  специалистов социально-педагогических  и других организаций в решении  проблем несовершеннолетних;

- создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.

В деятельности данного учреждения по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:

- создание банка данных детей  группы «риска»;

- диагностика проблем личностного  и социального развития детей  и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;

- разработка индивидуальных программ  профилактики;

- реализация программ.

На сегодняшний день нет официально на федеральном уровне установленных критериев и показателей мониторинга детского неблагополучия. В связи с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным представления и специфическим задачам.

Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При этом показатели, дающие возможность качественного анализа в этих отрывочных сводках практически отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные  решения, опираясь на достоверную и полную информацию по той или иной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения

Итак, первое направление повышения эффективности профилактической работы - перенос усилий на организацию профилактической работы, где можно выделить следующие основные направления работы:

    • формирование у  подростков особой личностной структуры;
    • формирование умений удовлетворения возрастных и индивидуальных потребностей социально приемлемыми способами.

Второе направление повышения эффективности связано с возрастными особенностями детей. В средневековье бытовало мнение, что ребенок - это уменьшенная копия взрослого. Безусловно, сегодня мы далеко ушли от подобных представлений, однако на уровне обыденного сознания мы часто "забываем", что ребенок одного возраста отличается от ребенка другого возраста не только и не столько тем, что он меньше знает, умеет, понимает (т.е. неким "количеством" чего-либо), но и качественными характеристиками психического и личностного развития. В первую очередь, необходимо помнить, что для каждого возрастного периода:

1) характерен свой, совершенно определенный  тип ведущей деятельности, отсутствие  которого ведет к задержкам психического и личностного развития (если говорить о подростковом возрасте как наиболее проблемном, то это - социально признаваемая, одобряемая и личностно значимая деятельность - т.е. деятельность (не набор мероприятий!), включаясь в которую подросток может получить признание обществом собственной значимости, ценности и пр.); наша задача организовать подобные виды деятельности и помочь подросткам включиться в них;

Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального