Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.
Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение
Экспертные оценки (уровни социальной адаптации) выставляются как минимум 2 экспертами воспитателем и психологом. Оценка принимается в случае совпадения мнений экспертов.
факторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
сумма |
уровень |
||||||||||||||
уровень |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
25 |
Сумма возникает из сложения баллов, соответствующих отмеченному уровню по 13 факторам (показателям социальной адаптации) и может составлять от 13 до 52 баллов.
Коэффициент социальной адаптации вычисляется по формуле:
К.С.А = сумма баллов : 52 х 100%
По приведённому в таблице примеру коэффициент социальной адаптации (экспертная оценка) составляет 25 : 52 х 100% = 48%
Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в училище и общежитии, можно использовать следующую разработанную систему, которая помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при анализе ситуации в училище и в общежитии, так и применятся в отношении конкретного ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения.
Анализ ситуации правонарушений и преступлений
среди учащихся
1. Формы девиантного поведения |
Степень выраженности (от 1 до 5) | |||||||
200__-200__ |
200__-200__ |
|||||||
курсы |
курсы |
|||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||
1.1. Нарушение правил поведения в общежитии и в училище (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) |
||||||||
1.2. Грубость, сквернословие |
||||||||
1.3. Курение |
||||||||
1.4. Раннее начало половой жизни (до 16 лет) |
||||||||
1.5. Неподчинение, критика взрослых |
||||||||
1.6. Отрицательное отношение к учёбе |
||||||||
1.7. Унижение других (словами или действиями) |
||||||||
1.8. Употребление пива |
||||||||
1.9. Попрошайничество |
||||||||
1.10. Ношение вызывающей одежды, причёсок |
||||||||
2. Формы делинквентного поведения |
Количество случаев | |||||||
200__-200__ |
200__-200__ | |||||||
курсы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||
2 2.1. Побеги из дома |
||||||||
2.2. Употребление спиртных напитков |
||||||||
2.3. Употребление токсических веществ (таблетки, бытовая химия) |
||||||||
2.4. Угон автотранспорта |
||||||||
2.5. Мелкие кражи |
||||||||
2.5. Драки, нанесение телесных повреждений |
||||||||
2.6. Вымогательство вещей, денег |
||||||||
2.7. Мошенничество |
||||||||
2.8. Употребление наркотических веществ |
||||||||
3. Формы криминального поведения |
Количество случаев | |||||||
200__-200__ |
200__-200__ | |||||||
курсы |
||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||
3.1. Участие в организованном рэкете |
||||||||
3.2. Крупные кражи |
||||||||
3.3. Разбойные нападения |
||||||||
3.4. Изнасилование |
||||||||
3.5. Распространение наркотических веществ |
||||||||
3.6. Случаи злостного хулиганства с нанесением существенного ущерба |
Шкала оценки степени выраженности девиантного поведения
Такая ситуация:
1 б. – Практически не возникает
2 б – Возникает, но очень редко
3 б. - Иногда возникает
4 б. – Возникает часто
5б. – Очень характерна для данной группы
Информацию целесообразно собирать по каждому классу, фиксируя её по мере возникновения правонарушения в соответствующей графе.
В конце года необходимо вывести средний бал возникновения девиантного поведения по классам и занести в общую таблицу. Показатели делинквентных проступков и преступлений нужно суммировать.
С учащимися, попавшими в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребёнка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики воспитатель заполняет «Карту личности учащегося группы риска»
1. Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О ______________________________
2. Сведения о родителях:
Мать: Ф.И.О ______________________________
Отец: Ф.И.О ______________________________
Место работы и должность_____________________
Другие члены семьи, проживающие с ребёнком
______________________________
Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)
3.1. Ребёнок посещает следующие
кружки, секции, клубы ______________________________
3.2. Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?) _________________
3.3. Состоит на учёте в КДН (с какого времени) __________________________
3.7.1.. постоянно
3.7.2. часто (4-7 уроков в неделю)
3.8.1. очень часто (более 5 раз)
3.8.2. часто (от 3 до 5)
3.8.3. редко (1-2 раза)
3.8.4. никогда
3.9.2. полноценного члена классного коллектива
3.9.4. человека, которого не принимает
большинство учеников его
3.9.5.человека, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники
4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:
4.1.1. значительно ниже прожиточного уровня
4.1.2. несколько выше прожиточного уровня
4.1.4. несколько ниже прожиточного уровня
4.1.5. значительно ниже прожиточного уровня
4. 2. Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):
4.2.2. Неполная семья (одна мать или один отец)
4.2.3. Отчуждённость родителей из-за занятости
4.2.4. Недостаточное психолого-
4.2.5. Жестокое и холодное отношение родителей с детьми
4.2.6. Оба родителя алкоголики, полная семья
4.2.7. Один родитель алкоголик, полная семья
4.2.8. Родитель-алкоголик в неполной семье
4.2.9. Семья с опекунами
а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны
4.2.10. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними
5.1. Причины пропуска занятий______
5.2. Причины побегов из дома (если
убегал)_______________________
5.3. Группы людей нарушающие его
права_________________________
5.4. Что ему нравится в училище____
5.4. Кому подросток может доверять_
5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?
№ п/п |
Шкала оценки | |||||
6.1. |
Здоровье ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.2. |
Общественная активность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.3. |
Состав семьи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.4. |
Степень выраженности аморальных проявлений в семье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.5. |
Степень выраженности асоциальных взглядов в семье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.6. |
Характер эмоциональных отношений в семье |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.7. |
Характеристика внешкольных отношений со сверстниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.8. |
Наличие жизненных планов и профессиональных намерений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.9. |
Степень сознательности по отношению к учебной деят-ти |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.10 |
Уровень развития полезных интересов, знаний, умений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.11 |
Отношение к педагогическим воздействиям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.12 |
Коллективистские проявления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.13 |
Способность критически оценивать поступки сверстников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.14 |
Самокритичность. Наличие навыков самоанализа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.15 |
Внимательное, чуткое отношение к окружающим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.16 |
Волевые качества, восприимчивость к дурному влиянию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.17 |
Внешняя культура поведения, внешний вид, речь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.18 |
Отношение к алкоголю и наркотикам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.19 |
Отношение к курению |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6.20 |
Отношение к нецензурным выражениям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма балов: |
______________________________
8. Результаты диагностики:
Методики |
дата проведения и результат |
дата проведения и результат |
дата проведения и результат |
Потребность в достижениях |
|||
Социальный интерес |
|||
Творческий потенциал |
|||
Психические состояния |
|
||
Шкала самооценки |
Заключение:
Прогноз и рекомендации:
Карту
заполнили:
1.
2.
3.
Даты заполнения:
Система изучения личности в свою очередь позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка согласно следующим значимым критериям: