Программы сопровождения включили в
себя следующие шаги:
- Выявление подростка, склонного к девиациям,
включение его в зону особого внимания педагогов.
- Мониторинг социальной ситуации развития,
с использованием специально подобранных методик, с опорой на результаты обследования
жизненных условий и ближайшего окружения (семьи) ребенка.
- На основе полученных данных, составление
индивидуальной программы сопровождения по направлениям:
- Социально – психологическая
помощь:
- Оказание материальной помощи;
- Обеспечение учебниками, горячим питанием
и т.п.
- Консультирование по социально – психологическим
проблемам.
- Обучение навыкам социальной
компетентности:
- Уроки, часы общения, 15 – минутки, факультативы,
тренинги, акции и др.
- Консультирование по правовым вопросам.
-
Организация досуга, занятости:
- Вовлечение в общественно – полезную
трудовую деятельность;
- В организаторскую, творческую, спортивную
и др. деятельность;
- Обеспечение каникулярного отдыха.
В результате проделанной работы за последнее
время отмечена положительная динамика в снижении
количества детей, состоящих на внутриучилищном
учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
И наоборот возросло в полтора раза количество
«трудных подростков» занимающихся в
кружках, секциях, факультативах. 79% детей
данной категории были направлены в лагеря,
утроены на оздоровительные площадки
или биржу труда в летний период. Учащиеся,
входящие в «группу риска», стали проявлять
стремление к общению и сотрудничеству
с взрослыми и сверстниками, наблюдалось
более дружелюбное и терпимое отношение
к окружающим. Всем без исключения подросткам,
состоящим на внутриучилищном учете,
оказана в той или иной форме социально-педагогическая
помощь. Это произошло в результате целенаправленных
действий воспитательского коллектива
по включению в этот процесс партнёров
по взаимодействию. Большинство учащихся
данной группы на сегодняшний день задействовано
в воспитательных мероприятиях, проводимых
как на уровне группы, так и на уровне общежития
и училища.
Однако, в процессе работы были отмечены трудности, связанные
с социализацией подростков, склонных
к девиантному поведению в рамках образовательного
процесса. Данные диагностик свидетельствуют,
что только у 25% подростков, склонных к
девиациям, произошли качественные изменения
их личностного развития (это всего 5 –
6 ребят), т.к. сказалось негативное влияние
ближайшего окружения подростка и проблемы
работы с кризисными семьями. Особенно
с теми, где уже произошла морально-нравственная
деградация родителей. Самостоятельно
влиять на этих родителей воспитатели,
как правило, не в состоянии, поэтому для
изменения ситуации нужны комплексные
меры на уровне государства. И в первую
очередь – изменение законодательства
в отношении усиления ответственности
нерадивых родителей за содержание, воспитание
и обучение своих детей, меры по раннему
выявлению и пресечению различных видов
насилия и нарушения прав детей, особенно
в семье.
И все же одним из важнейших результатов
своей деятельности педагогический коллектив считает факт осознания
и попытки подтверждения на практике возможности
создания в общежитии и в училище особого
педагогического пространства, способного
стать полигоном социального опыта для
вывода детей группы риска по правонарушениям
из социально опасной ситуации.
Далее хочется отметить, что работа по совершенствованию,
апробации и внедрению индивидуальных
программ профилактики правонарушений
и сопровождению детей и семей группы
«социального риска» продолжается.
Выводы
Анализ и обобщение результатов проведенного
нами исследования позволяет сделать
следующие выводы.
- Полученные данные подтверждают актуальность
проблемы организации профилактической
работы по предупреждению противоправного
поведения учащихся, проживающих
в общежитии Профессионального училища
г. Боровичи. В частности, по данным итоговых
статистических отчетов, анкетирования,
тестирования и т.д., оказалось, что в общежитии
училища большой процент учащихся, которых
можно отнести к «группе риска», наблюдаются
противоправные действия, вследствие
чего, можно сделать вывод, что необходимо разработать
систему мероприятий по профилактике
противоправного поведения учащихся.
- В ходе исследования, нами был разработан
собственный подход к решению проблемы.
Его суть заключалась в предположении
о том, что управление профилактической работой по предупреждению
противоправного поведения в молодежном
общежитии будет эффективным, если:
- разработана система мероприятий
по предупреждению противоправного
поведения в молодежном общежитии;
- определены критерии и показатели эффективности деятельности специалистов
по предупреждению противоправного
поведения.
Разработанная система включает в себя
следующие компоненты: целевой, организационный,
контрольно-оценочный. Так, например, целью
системы было оказание своевременной помощи детям
«группы социального риска» и привлечение
специалистов для поддержки учреждения
в профилактической работе с ними.
Таким образом, ставятся две главные задачи:
- организация действенного взаимодействия
специалистов социально-педагогических и других организаций в решении
проблем несовершеннолетних;
- создание локальных (индивидуальных)
программ профилактики правонарушений.
- Об эффективности подхода, свидетельствует
результат сопоставительного анализа
об уровне совершения противоправных действий подростками,
проживающими в общежитии училища. Например, возросло в полтора раза количество «трудных
подростков» занимающихся в кружках, секциях,
факультативах. 79% детей данной категории
были направлены в лагеря, утроены на оздоровительные площадки или биржу
труда в летний период. Учащиеся, входящие
в «группу риска», стали проявлять стремление
к общению и сотрудничеству с взрослыми
и сверстниками, наблюдалось более дружелюбное
и терпимое отношение к окружающим.
В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую
гипотезу, что позволяет рекомендовать
продолжать работу по профилактике противоправного
поведения, а также рекомендовать данный
подход и другим воспитательным учреждениям.
ЛИТЕРАТУРА
- Айзенштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование
в России. - 1998. - № 3. - С. 75-82.
- Алексеева И.А. Дети риска. Санкт-Петербург 2002.
- Аминова Г. А., Воинова К. А. Семинар в Яропольце
// Культуры педагогического общения: Тезисы
выступлений участников семинара. - М. - 1992. - с. 3-5.
- Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное
и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт
комплексного анализа/. Хабаровск 2002.
- Бартоломей А., Немировский М., Новикова
А. Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии.
М., 1993.
- Беличева С.А. Современное состояние
превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной
и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. с. 76-89.
- Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное
проектирование подростка. Как изменить отношения в школе.
М., 2003.
- Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция,
проблемы, организация: Тез. докл. науч.
- практ. Конф. - М. - 1997. - С. 112-114.
- Большаков А. "Менеджмент". Учебное
пособие. СПб, изд. ЗАО "ПИтер", 2000
г. Серия Краткий курс.
- Внеучебная работа в вузе: Тез. докл. XXXVIII науч.-метод. конф. - Новосибирск. - 1997.
- Воспитание трудного ребёнка: дети с
девиантным поведением. /Учебно- методическое
пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
- Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин
А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 1 - Саратов. - 1997.
- Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин
А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып.
3. - Саратов. - 1997.
- Данюков В. Н., Оглоблина Н. М., Петрова
Н. А. Внеучебная воспитательная работа
в вузе: организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре. - 1998.
- Долженко О. Социокультурные проблемы
становления и развития высшего образования//
Альма матер. - 1996. - № 1-2.
- Егоршин А. П. "Управление персоналом", изд. Н. Новгород - НИМБ, 1999 г.
- Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
- Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой
фактор реализации конституциональных
патологических предрасположений к отклоняющемуся
поведению у детей и подростков // Социальная
дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996.
- Каверин С.Б. Психология потребностей.
Тамбов, 1996.
- Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические
аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003.
- Кибанов А. Я., Захаров Д. К. "Организация
управления персоналом на предприятии"
- М. ГАУ, 1994 г.
- Кибирев А.А. Формы социализации личности
безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном
образовательном пространстве. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции.
Новосибирск 2003. С. 38-43.
- Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация
деятельности школ по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
Хабаровск, 2004.
- Кнорринг В. И. "Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
- Ковалёв В.В. «Психические отклонения
у подростков правонарушителей. М., «Медицина», 1992.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент.
- М., 1993. - С. 42-45.
- Коноплина Н. В. Некоторые аспекты воспитательной
работы в педагогическом вузе. - Сургут. - 1999.
- Коноплина Н. В. Школа призвана быть воспитывающей. - Сургут.-1999.
- Коханович Л. И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. - М.-1994.
- Коханович Л. И., Рябов Л. П. Гуманизм - нравственная основа формирования личности студента. - М. -1993.
- Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник.
Минск, 2001.
- Куликова Л.Н. Гуманизация образования
и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001.
- Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой
молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество:
актуальные вопросы образования и воспитания.
- М. - 1992.- с. 5-18.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными
системами: Пособие. – Великий Новгород:
НРЦРО. – с. 12-14.
- Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб. - 2000.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков. Л., 1983.
- Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии:
педагогические беседы об организации
досуга молодёжи. - М. - 1988.
- Лутанский В. Д. Теория и практика повышения воспитательного потенциала
досуга молодёжи рабочих общежитий: Ленинград.
-1990.
- Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орёл. -1994.
- Мексон А. и др. Основы менеджмента. -М:
Дело, 1994.
- Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности
детей в России: состояния и возможности решения. М., 2002.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной
личности. М., 2002.
- Модель и технологии работы с детьми
группы риска в условиях школы: Учебно-методическое
пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.-
с - 73.
- Молодёжные общежития и проблемы организации
досуга студентов и учащихся: Материалы
республиканского семинара-совещания.
- Минск. - 1989.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика –
М., 1999.
- Наш проблемный подросток. Учебное пособие.
/Под ред. Л.А. Реуш. С-Пб., 1998.
- Невский И.А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика
и профилактика педагогической запущенности детей. Курган, 1985.
- Опыт разработки концепции воспитания
/ Отв. ред. Бондаревская Е. В. - Ростов-на-Дону.-
1993.
- Организация профилактики социального
сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни.
/Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
- Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной
работой в школе. - М., 1991. - С. 34-35.
- Основы концепции и программы воспитания
студентов вузов. - СПб. - 1999.
- Очерки о развитии детей, оставшихся без
родительского попечения. Выпуск № 4. (И.В.
Дубровина, Э.А.Минкова), М., 1995.
- Поплавский М. М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодёжи. - Ленинград. -1990.
- Постинтернатная адаптация детей-сирот /под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. С-Пб., 2001.
- Поташник М.М. Инновационные школы России:
становление и развитие: Пособие для руководителей
общеобразовательных учреждений / Вступит.
ст. В.С. Лазарева. -М.: Новая школа. 1993.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., Педагогика,
1990.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского
А.В. – М., 1990.
- Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М.,
2002.
- Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.
- Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. - 1997. -№ 2.- с. 25-29.
- Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник.
2004. №3. С. 44-47
- Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1998.-№ 3.- С. 38-43.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб., 2002.
- Русанова Е. И. Семейные студенты: реальность, проблемы, перспективы // Воспитательная работа с учащимися РУДН в современных условиях: концепции, проблемы, организация. - М.-1997. -с. 116-120.
- Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.
- Социальная защита молодёжи: вопросы теории и практики. М., 1994.
- Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
- Социальное воспитание личности: цели
и региональное проектирование защиты от дегуманизации среды. - Орёл.-1994.
- Технология социальной работы. / Под ред.
И.Г. Зайнышева. М., 2002.
- Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный
курс. -М. :Вестник, 1997.
- Управление развитием школы: Пособие
для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. -М, 1995.
- Уткин Э.А. История менеджмента. -М: Ассоциация
"Тандем": Изд-во ЭКМОС, 1997.
- Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999
года «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об
основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1995.
- Чернышов А. Н. Студенческое самоуправление:
социально-психологические аспекты. -
Воронеж.-1990.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.
- Шулус А. Воспитание профессионалов // Высшее образование в России. - 2001.-№ 4.-с.118-121.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие
специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические
рекомендации специалистам. М., 1999.
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические
основы работы с детьми «группы риска»
в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.,
1997.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С-Пб., 2000.
- Ювенальные технологии. Практическое
руководство по реализации территориальной
модели реабилитационного пространства
для несовершеннолетних группы риска. М., 2002.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная
модель. -М.: Новая школа, 1996.
- Ясман Л.С. Психологические основы системы
предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
Приложение №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ НПО ПУ№18
_________ А.И. Ходосов
«___» «____» 2004 год
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ОБЩЕЖИТИЯ
- Общие положения
работы Совета общежития
Совет общежития состоит из учащихся
и является органом самоуправления в общежитии
основанным на согласии и сотрудничестве.
Деятельность Совета строится на общечеловеческих
принципах демократии, гуманности, согласия, открытости.
Совет общежития действует на основе
Закона «Об образовании», Конвенции о
правах ребенка, Устава ГОУ НПО ПУ№18, принципов
выборности и подчиненности, обновляемости
и преемственности.
Члены Совета общежития являются связующим звеном между организаторами детского
коллектива и классом. Доводят до сведения
мастера производственного обучения,
воспитателя решения Совета общежития.
Совет общежития собирается 2 раза в месяц.
Совет общежития участвует в планировании
и организации внеклассной работы учащихся.
Выборы в Совет общежития проводятся
ежегодно в конце учебного года (апрель)
на конференции учащихся, проживающих
в общежитии;
Членами Совета общежития могут быть
выбранные учащиеся (как минимум 1 человек
от каждого блока), имеющие желание работать в Совете, быть в центре
жизни, коллектива ребят.
Членами Совета общежития не могут быть
учащиеся, не подчиняющиеся Уставу ПУ,
не выполняющие правила поведения.
Члены Совета общежития за систематическое
непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим
голосованием могут быть исключены из
Совета.
- Совет общежития организует досуг учащихся
(подготовка и проведение внеклассных
и внешкольных мероприятий);
Совет общежития освещает события жизни
в общежитии.
- Организация работы
Совета общежития.
Председатель Совета общежития координирует
работу секторов, ведет заседание Совета
общежития.
Председатель Совета общежития выбирается
из членов Совета общежития голосованием.
Секретарь Совета общежития отвечает за документацию Совета, ведет
протокол каждого заседания Совета.
Работа Совета общежития организуется
на основе планирования и текущих дел.
Совет общежития часть работы осуществляет
на заседании Совета.
На заседании Совета общежития анализируется
каждое КТД, проведенное членами Совета
общежития и вне ее.
- Документация и
отчетность Совета общежития
Заседания Совета общежития протоколируется.
План работы Совета общежития составляется
на весь учебный год исходя из плана воспитательной
работы школы.
Анализ деятельности Совета общежития представляется
заместителю директора по воспитательной
работе в конце учебного года.
- Права и обязанности
членов Совета общежития.
Члены Совета общежития обязаны:
Принимать активное участие в деятельности
Совета;
Быть опорой администрации общежития, организаторов
коллектива учащихся;
Доводить до сведения коллектива общежития
и учащихся решения Совета общежития.
Члены Совета общежития имеют право:
Принимать активное участие в планировании
воспитательной работы общежития, на своих заседаниях обсуждать и утверждать
планы подготовки и переподготовки КТД
в общежитии;
Иметь свой орган печати (пресс-центр),
свою эмблему (значок) и девиз.
Слушать отчеты о работе своих секторов
и принимать по иным решения.
Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся перед педагогическим
советом и попечительским советом.
Проводить различные КТД внутри Совета.