Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация системы организационно-профилактической работы в общежитии Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования и уточнение понятия «профилактическая работа».
2. Разработка системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
3. Экспериментальная апробация разработанной системы мероприятий.
4. Изучение эффективности системы мероприятий по предупреждению противоправного поведения на базе общежития Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №18 г. Боровичи.
5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Содержание работы

Введение
Управление образовательной системой как предмет исследования в теории менеджмента
Теория и практика профилактической работы в общежитиях учреждений начального профессионального образования
Направления повышения эффективности в деятельности учреждений начального профессионального образования по профилактике противоправного поведения
Выводы
Состояние и проблемы в управлении общежитием ГУ НПО ПУ№18 г. Боровичи
Система мероприятий общежития Профессионального училища №18 по созданию индивидуальных программ профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
Эффективность разработанной системы мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
Выводы
Использованная литература
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом ПУ №18.doc

— 726.00 Кб (Скачать файл)

Программы сопровождения включили в себя следующие шаги:

  1. Выявление подростка, склонного к девиациям, включение его в зону особого внимания педагогов.
  2. Мониторинг социальной ситуации развития, с использованием специально подобранных методик, с опорой на результаты обследования жизненных условий и ближайшего окружения (семьи) ребенка.
  3. На основе полученных данных, составление индивидуальной программы сопровождения по направлениям:

- Социально – психологическая  помощь:

    • Оказание материальной помощи;
    • Обеспечение учебниками, горячим питанием и т.п.
    • Консультирование по социально – психологическим проблемам.

- Обучение навыкам социальной  компетентности:

  • Уроки, часы общения, 15 – минутки, факультативы, тренинги, акции и др.
  • Консультирование по правовым вопросам.

- Организация досуга, занятости:

  • Вовлечение в общественно – полезную трудовую деятельность;
  • В организаторскую, творческую, спортивную и др. деятельность;
  • Обеспечение каникулярного отдыха.

В результате проделанной работы за последнее время отмечена положительная динамика в снижении количества детей, состоящих на внутриучилищном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних. И наоборот возросло в полтора раза количество «трудных подростков» занимающихся в кружках, секциях, факультативах. 79% детей данной категории были направлены в лагеря, утроены на оздоровительные площадки или биржу труда в летний период. Учащиеся, входящие в «группу риска», стали проявлять стремление к общению и сотрудничеству с взрослыми и сверстниками, наблюдалось более дружелюбное и терпимое отношение к окружающим. Всем без исключения подросткам, состоящим на  внутриучилищном учете, оказана в той или иной форме социально-педагогическая помощь. Это произошло в результате целенаправленных действий воспитательского коллектива по включению в этот процесс партнёров по взаимодействию. Большинство учащихся данной группы на сегодняшний день задействовано в воспитательных мероприятиях, проводимых как на уровне группы, так и на уровне общежития и училища.

Однако, в процессе работы были отмечены трудности, связанные с социализацией подростков, склонных к девиантному поведению в рамках образовательного процесса.  Данные диагностик свидетельствуют, что только у 25% подростков, склонных к девиациям, произошли качественные изменения их личностного развития (это всего 5 – 6 ребят), т.к. сказалось негативное влияние ближайшего окружения подростка и проблемы работы с кризисными семьями. Особенно с теми, где уже произошла морально-нравственная деградация родителей. Самостоятельно влиять на этих родителей воспитатели, как правило, не в состоянии, поэтому для изменения ситуации нужны комплексные меры на уровне государства. И в первую очередь – изменение законодательства в отношении усиления ответственности нерадивых родителей за содержание, воспитание и обучение своих детей, меры по раннему выявлению и пресечению различных видов насилия и нарушения прав детей, особенно в семье. 

И все же одним из важнейших результатов своей деятельности педагогический коллектив считает факт осознания  и попытки подтверждения на практике возможности создания в общежитии и в училище особого педагогического пространства, способного стать полигоном социального опыта для вывода детей группы риска по правонарушениям из социально опасной ситуации.

Далее хочется отметить, что работа по совершенствованию, апробации и внедрению индивидуальных программ профилактики правонарушений и сопровождению детей и семей группы «социального риска» продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Анализ и обобщение результатов проведенного  нами исследования позволяет сделать следующие выводы.

  1. Полученные данные подтверждают актуальность  проблемы организации профилактической работы по предупреждению противоправного поведения  учащихся, проживающих  в общежитии Профессионального училища г. Боровичи. В частности, по данным итоговых статистических отчетов, анкетирования, тестирования и т.д., оказалось, что в общежитии училища большой процент учащихся, которых можно отнести к «группе риска», наблюдаются противоправные действия, вследствие чего, можно сделать вывод, что необходимо разработать систему мероприятий по профилактике противоправного поведения  учащихся.
  2. В ходе исследования, нами был разработан собственный подход  к решению проблемы. Его суть заключалась в предположении о том, что управление профилактической работой по предупреждению противоправного поведения в молодежном общежитии будет эффективным, если:

- разработана система мероприятий  по предупреждению противоправного  поведения в молодежном общежитии;

- определены критерии и показатели  эффективности деятельности специалистов по предупреждению противоправного  поведения.               

Разработанная система включает в себя следующие компоненты: целевой, организационный, контрольно-оценочный. Так, например, целью системы было   оказание своевременной помощи детям «группы социального риска» и привлечение специалистов для поддержки учреждения в профилактической работе с ними.

Таким образом,    ставятся две главные задачи:

- организация действенного взаимодействия  специалистов социально-педагогических и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;

- создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.                  

  1. Об эффективности подхода, свидетельствует результат сопоставительного анализа об уровне совершения противоправных действий подростками, проживающими в общежитии училища. Например, возросло в полтора раза количество «трудных подростков» занимающихся в кружках, секциях, факультативах. 79% детей данной категории были направлены в лагеря, утроены на оздоровительные площадки или биржу труда в летний период. Учащиеся, входящие в «группу риска», стали проявлять стремление к общению и сотрудничеству с взрослыми и сверстниками, наблюдалось более дружелюбное и терпимое отношение к окружающим.

В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, что позволяет рекомендовать продолжать работу по профилактике противоправного поведения, а также рекомендовать данный подход и другим воспитательным учреждениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 75-82.
  2. Алексеева И.А.  Дети риска. Санкт-Петербург 2002.
  3. Аминова Г. А., Воинова К. А. Семинар в Яропольце // Культуры педагогического общения: Тезисы выступлений участников семинара. - М. - 1992. - с. 3-5.
  4. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. Хабаровск 2002.
  5. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А.  Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.
  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  7. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 2. с. 76-89.
  8. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2003.
  9. Бовкун В. В.  О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в РУДН в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. - практ. Конф. - М. - 1997. - С. 112-114.
  10. Большаков А. "Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "ПИтер", 2000 г. Серия Краткий курс.
  11. Внеучебная работа в вузе: Тез. докл.   XXXVIII науч.-метод. конф. - Новосибирск. - 1997.
  12. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие.  Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
  13. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 1 - Саратов. - 1997.
  14. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 3. - Саратов. - 1997.
  15. Данюков В. Н., Оглоблина Н. М., Петрова Н. А. Внеучебная воспитательная работа в вузе: организация и управление. - Комсомольск-на-Амуре. - 1998.
  16. Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования// Альма матер. - 1996. - № 1-2.
  17. Егоршин А. П.  "Управление персоналом", изд. Н. Новгород - НИМБ, 1999 г.
  18. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
  19. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 1996.
  20. Каверин С.Б. Психология потребностей. Тамбов, 1996.
  21. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003.
  22. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. "Организация управления персоналом на предприятии" - М. ГАУ, 1994 г.
  23. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
  24. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
  25. Кнорринг В. И.  "Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
  26. Ковалёв В.В.  «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина», 1992.
  27. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. - С. 42-45.
  28. Коноплина Н. В. Некоторые аспекты воспитательной работы в педагогическом вузе. - Сургут. - 1999.
  29. Коноплина Н. В.  Школа призвана быть воспитывающей. - Сургут.-1999.
  30. Коханович Л. И. и др.  Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. - М.-1994.
  31. Коханович Л. И., Рябов Л. П.  Гуманизм - нравственная основа формирования личности студента. - М. -1993.
  32. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск, 2001.
  33. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск, 2001.
  34. Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- с. 5-18.
  35. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. – Великий Новгород: НРЦРО. – с. 12-14.
  36. Лисовский В. Т.  Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. - СПб. - 2000.
  37. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  38. Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: педагогические беседы об организации досуга молодёжи. - М. - 1988.
  39. Лутанский В. Д.  Теория и практика повышения воспитательного потенциала досуга молодёжи рабочих общежитий: Ленинград. -1990.
  40. Маслова Н. Ф. Рабочая  книга социального педагога. - Орёл. -1994.
  41. Мексон А. и др. Основы менеджмента. -М: Дело, 1994.
  42. Мирсагатова М.Н. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения. М., 2002.
  43. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002.
  44. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.-  с - 73.
  45. Молодёжные общежития и проблемы организации досуга студентов и учащихся: Материалы республиканского семинара-совещания. - Минск. - 1989.
  46. Мудрик А.В. Социальная педагогика – М., 1999.
  47. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А. Реуш. С-Пб., 1998.
  48. Невский И.А., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогической запущенности детей. Курган, 1985.
  49. Опыт разработки концепции воспитания / Отв. ред. Бондаревская Е. В. - Ростов-на-Дону.- 1993.
  50. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
  51. Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991. - С. 34-35.
  52. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. - СПб. - 1999.
  53. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск № 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова), М., 1995.
  54. Поплавский М. М.  Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодёжи. - Ленинград. -1990.
  55. Постинтернатная адаптация детей-сирот /под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. С-Пб., 2001.
  56. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / Вступит. ст. В.С. Лазарева. -М.: Новая школа. 1993.
  57. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.  Дети без семьи. М., Педагогика, 1990.
  58. Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. – М., 1990.
  59. Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М., 2002.
  60. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.
  61. Рахманин В.  Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. - 1997. -№ 2.- с. 25-29.
  62. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47
  63. Рогонов П.  Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. - 1998.-№ 3.- С. 38-43.
  64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб., 2002.
  65. Русанова Е. И.  Семейные студенты: реальность, проблемы, перспективы // Воспитательная работа с учащимися РУДН в современных условиях: концепции, проблемы, организация. - М.-1997. -с. 116-120.
  66. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.
  67. Социальная защита молодёжи: вопросы теории и практики. М., 1994.
  68. Социальная педагогика.  / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
  69. Социальное воспитание личности: цели и региональное проектирование защиты от дегуманизации среды. - Орёл.-1994.
  70. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2002.
  71. Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. -М. :Вестник, 1997.
  72. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. -М, 1995.
  73. Уткин Э.А. История менеджмента. -М: Ассоциация "Тандем": Изд-во ЭКМОС, 1997.
  74. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  75. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  76. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
  77. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1995.
  78. Чернышов А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. - Воронеж.-1990.
  79. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.
  80. Шулус А.  Воспитание профессионалов // Высшее образование в России. - 2001.-№ 4.-с.118-121.
  81. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я.  Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999.
  82. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.
  83. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.  Психология и психотерапия семьи. С-Пб., 2000.
  84. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной   модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М., 2002.
  85. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. -М.: Новая школа, 1996.
  86. Ясман Л.С. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. Комсомольск-на-Амуре, 1996.

 

 

Приложение №1

 

                                          УТВЕРЖДАЮ

                                             Директор ГОУ НПО ПУ№18

                                              _________ А.И. Ходосов

                                              «___» «____» 2004 год

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ОБЩЕЖИТИЯ

 

    1. Общие положения работы Совета общежития

 

  • Совет общежития состоит из учащихся и является органом самоуправления в общежитии основанным на согласии и сотрудничестве.
  • Деятельность Совета строится на общечеловеческих  принципах демократии, гуманности, согласия, открытости.
  • Совет общежития действует на основе Закона «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, Устава ГОУ НПО ПУ№18, принципов выборности и подчиненности, обновляемости и преемственности.
  • Члены Совета общежития являются связующим звеном между организаторами детского коллектива и классом. Доводят до сведения мастера производственного обучения, воспитателя решения Совета общежития.
  • Совет общежития собирается 2 раза в месяц.
  • Совет общежития участвует в планировании и организации внеклассной работы учащихся.
  • Выборы в Совет общежития проводятся ежегодно в конце учебного года (апрель) на конференции учащихся, проживающих в общежитии;
  • Членами Совета общежития могут быть выбранные учащиеся (как минимум  1 человек от каждого блока), имеющие желание работать в Совете, быть в центре жизни, коллектива ребят.
  • Членами Совета общежития не могут быть учащиеся, не подчиняющиеся Уставу ПУ, не выполняющие правила поведения.
  • Члены Совета общежития за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из Совета.
  •  

      1. Задачи Совета общежития
    1. Совет общежития организует досуг учащихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий);

  • Совет общежития освещает события жизни в общежитии.
  •  

      1. Организация работы Совета общежития.

     

  • Председатель Совета общежития координирует работу секторов, ведет заседание Совета общежития.
  • Председатель Совета общежития выбирается из членов Совета общежития голосованием.
  • Секретарь Совета общежития отвечает за документацию Совета, ведет протокол каждого заседания Совета.
  • Работа Совета общежития организуется на основе планирования и текущих дел.
  • Совет общежития часть работы осуществляет на заседании Совета.
  • На заседании Совета общежития анализируется каждое КТД, проведенное членами Совета общежития и вне ее.
  •  

      1. Документация и отчетность Совета общежития

     

  • Заседания Совета общежития протоколируется.
  • План работы Совета  общежития составляется на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы школы.
  • Анализ деятельности Совета общежития представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.
  •  

     

      1. Права и обязанности членов Совета общежития.

     

  • Члены Совета общежития обязаны:
  • Принимать активное участие в деятельности Совета;
  • Быть опорой администрации общежития, организаторов коллектива учащихся;
  • Доводить до сведения коллектива общежития и учащихся решения Совета общежития.
  • Члены Совета общежития имеют право:
  • Принимать активное участие в планировании воспитательной работы общежития, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и переподготовки КТД в общежитии;
  • Иметь  свой орган печати (пресс-центр), свою эмблему (значок) и девиз.
  • Слушать отчеты о работе своих секторов и принимать по иным решения.
  • Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся перед педагогическим советом и попечительским советом.
  • Проводить различные КТД внутри Совета.
  •  


     


     


     



    Информация о работе Организация профилактической работы по предупреждению противоправного поведения учащихся в учреждениях начального профессионального