Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
Организация социального партнерства в условиях сельского социума
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация)
по направлению 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям)
Отрасль: экономика и управление
Магистерская программа «Менеджмент в образовании»
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация) защищена
«__»_________2014 г.
Оценка____________
Председатель ГЭК_______________________
Омск, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
1.2. Особенности социального партнерства
в процессе модернизации современной
школы…………………………………………………….....
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных
проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности
общественных организаций…………………………………………………
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе…………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……..…………………………………………
Введение
Начало третьего тысячелетия развития цивилизации характеризуется переходом к информационному обществу. Постоянное обновление научных знаний, революционные темпы развития техники, совершенствование форм организации труда ставят вопрос о необходимости разработки адекватного содержания, соответствующих технологий и создания системы непрерывного образования. Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы.
Перед школой поставлены задачи обеспечения становления и формирования личности учащегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования, подготовку учащегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности [ст.66, 72]. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Формирование данных качеств у выпускника на выходе из школы невозможно без привлечения к образовательному процессу различных социальных институтов.
Особенности современной нравственной ситуации среди молодежи, проявление преступности, бродяжничества, которые влекут за собой массу проблем, связанных с взаимоотношением в семье, асоциальным поведением, с плохой обучаемостью, психологическим здоровьем, обусловили актуальность задач, встающих перед социальными институтами общества. Становится очевидным, что без объединения усилий социума на всех уровнях школе не под силу справиться с этими проблемами.
С принятием федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования и закона «Об образовании в РФ» ситуация, связанная с развитием социального партнерства в образовании, существенным образом изменилась. Согласно требованиям ФГОС образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно, но «при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта» [55]. Стало возможным взаимодействие на основе сетевой формы реализации образовательных программ, нормативный механизм использования которой закреплен в законе «Об Образовании в РФ» [ст.15, 72]. Нормативно закрепленные компетенции участников образовательных отношений закон «Об образовании в РФ» так же учитывают возможность взаимодействия организаций при осуществлении образовательной деятельности [ст.34, 72]
В этом контексте партнерство образовательных организаций становится действенным механизмом усиления их ресурсообеспеченности для получения современного качества образования, достижения планируемых результатов образовательной деятельности. Социализация школьников в условиях партнерства всех общественных и социальных институтов социокультурной среды предопределена потребностью личности и общества в разностороннем развитии ребенка и успешном овладении им необходимой совокупности социальных норм.
Развитие социального партнерства обозначило актуальность обоснования его теоретико-методологических основ, развитых в работах В.А. Борисова, Н.В. Крохиной, Н.А. Киреевой, Б. Мартенса, В.А. Михеева, Б.С Моделя , Ю. Ольсевича , В.В. Панова, Б.М. Рапопорта, , И.В.Хоменко, В.Н. Якимец и др. Психолого-педагогические исследования теории социализации личности представлены в работах Л.С. Выготского, М.С. Иорданского, А.П.Пинкевича, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского и др. Г.М. Андреевой, Р.Г. Гуровой, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского и др. Сущность социального партнерства раскрывается в трудах А. В. Ветрова, В.Н. Киселева, В.Г.Смолькова, М.И. Либоракиной, В.Н. Якимец и др. Широко освещаются социально - педагогические проблемы сельской школы в исследованиях М.П. Гурьяновой, Т.Г. Зеленовой, А.Ф. Ивановым, Н.А. Петрушевым. Различные правовые, финансово-экономические, организационные аспекты развития социального партнерства в образовании рассматривали Е.К. Кашленко, А.В. Kopcунов, Н.П. Литвинова, В.А. Михеев, С.П. Перегудов, В.И. Редюхин, И.М. Реморенко, З.Н. Сафина, Б.И. Хасан, И.В. Хоменко и др.
При достаточно высокой степени разработки проблемы организации социального партнерства в образовании в психолого-педагогической литературе, анализ практики его внедрения в образовательных учреждениях позволил выявить финансовые, материально-технические, нормативно-правовые и педагогические проблемы. Во-первых, деятельность сельской школы всегда неразрывно связана с жизнедеятельностью села. Неблагоприятное положение дел в сельском секторе привело к резкому снижению уровня жизни большинства сельских жителей, потере в лице семьи надёжного партнёра в воспитании и развитии детей. Во-вторых, в последние годы многие сельские школы лишились поддержки еще одного стратегического партнера в системе воспитания и развития ребенка - стабильной работы учреждений дошкольного образования. Это заставляет искать новые формы работы для оказания помощи семье и подготовки ребенка к школе. В-третьих, кардинальные изменения в экономике и социальной сфере села связанные с упадком (или развалом) сельхозпредприятий разрушили традиционные партнерские отношения, а фермерские хозяйства не всегда готовы оказать помощь школе в осуществлении трудовой подготовки, в материально-финансовой поддержке. В-четвертых, при организации партнерства в новых социальных условиях необходимо учитывать, что во взаимодействие будут включены организации разных форм собственности, деятельность которых будет направлена на решение новых образовательных задач с использованием новых дистанционных технологий и электронного обучения.
Следовательно, многие сельские школы должны стать «интегрированными социально-культурными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.)» [16]. Такое взаимодействие школы с другими общественными структурами и социумом в образовательном пространстве определяет дальнейшее развитие социального партнерства в новом нормативно-правовом поле российского законодательства, позволяет определить противоречие между необходимостью объединения ресурсов учебных (в том числе с системой дополнительного образования), научных и социальных организаций, предприятий для достижения планируемых результатов образовательной деятельности и отсутствием механизмов организации социального партнерства, предусматривающих общую целевую и стратегическую направленность работы, реализующуюся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Данное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости обосновании и разработке механизмов эффективной организации социального партнерства образовательной организации в условиях сельского социума.
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума