Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры. Продуктивность стиля определяется следующими критериями:
Формирование партнерства, как и другие виды развития, предполагают прохождение определенных ступеней (этапов развития).
Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.
На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.
Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны. Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями. Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.
Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.
Для того чтобы описать состояние взаимодействия, сложившегося в конкретном случае, Т.П Грибоедова предлагает воспользоваться схемой:
Экспериментальный Центр
«Социальное партнёрство»
Кратко охарактеризуем каждую технологию:
ТСП-1 – Формирование информационного пространства в городе и организация публичных дискуссий по насущным проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности для социально-экономического развития. Суть технологии в том, что доверие между партнёрами выстраивается на основе открытых и « прозрачных» взаимных намерений и действий. Главная задача на этом этапе - вовлечение всех заинтересованных в местном развитии сторон в публичное обсуждение насущных проблем повседневной жизни населения и граждан.
ТСП-2. Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных и государственных структур конкретной территории. Суть технологии заключается в том, что без предварительного внешнего и независимого анализа невозможно определить приоритеты взаимодействия власти и общественности, построить средства совершенствования их взаимодействия.
ТСП-3. Погружение в существующий опыт. Суть технологии в следующем. Прежде чем приступить к конкретной работе по организации эффективного взаимодействия общественных и государственных структур и других субъектов устойчивого социально-экономического развития территории, необходимо понять, как это делают другие, погрузиться в проблематику и способы действий тех, кто уже накопил опыт в этой области.
ТСП-4. Проведение Школ социального партнерства по совместному обучению представителей местной администрации и общественности методам и формам эффективного взаимодействия и новым профессиям в социальной сфере. Суть технологии в том, что в интерактивной форме проводится обучение в результате которого можно получить дополнительное образование и сертификат по новым профессиям в социальной сфере, связанным с технологиями социального партнерства:
· разработчик социально значимых проектов социально-экономического развития территории:
· организатор детско-взрослого сопроектирования;
· консультант по созданию социально значимых проектов;
· эксперт-оценщик социально-экономических проектов и программ;
· организатор конкурсов общественно значимых проектов и руководитель конкурсной комиссии и др.
ТСП-5. Привлечение общественности к решению приоритетных проблем социально-экономического развития территорий. Суть технологии заключается в организации деятельности координационных советов, клубов межличностного, делового общения и проведении акций, ярмарок, фестивалей, презентаций социально-значимых проектов с целью повышения приоритета благотворительной и волонтёрской деятельности и привлечения инвесторов.
ТСП-6. Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории Суть технологии в следующем. Общественностью совместно с государственными структурами на основе проектно-программного подхода разрабатываются социально значимые проекты, объединяются в социальные целевые программы, а затем выставляются на аукцион для поиска возможных отечественных и зарубежных инвесторов. Причём общественные организации получают навыки оказания социальных услуг населению, могут участвовать в социальном и муниципальном заказе, чтобы впоследствии выполнять некоторые государственные функции и полномочия в социальной сфере.
ТСП-7. Проведение очных и дистанционных консультаций по проблемам эффективного взаимодействия власти и общественности и экспертизы социальных проектов. Суть технологии заключается в следующем. Связующим звеном между перечисленными технологиями выступает консультирование, мониторинг и оценка эффективности и результативности совместных действий, анализ изменений ситуации, ее прогнозирование, контроль и опережающее вмешательство.
Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни, этапы и технологии формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Современная школа должна быть школой опережающего развития. Созрела необходимость обеспечения изучения не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации не должны остаться в стороне от образования. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, а взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы помогут им в этом. Следует изменить инфраструктуру современной российской школы. Это должны быть современные здания с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством [43].
Современная школа должна обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [71]. С введением ФГОС образовательная деятельность (при сохранении значимости игровой), будет носить общественный характер и являться социально значимой по содержанию. Уже в начальной школе ребёнок должен осваивать новую социальную позицию, расширяя сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определит новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития [73].
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что современная школа должна создавать условия для самоопределения ребенка как социально-активной личности через формирование его собственной индивидуальности, развитие творческих способностей, культуры и духовности. А для этого возникает необходимость преобразования образовательного учреждения в социально-педагогический комплекс, осуществляющий интеграцию и координацию всех внутренних и внешних сил, социальных структур, способствующих созданию благоприятной среды для формирования жизнеспособной личности ребенка в условиях современного социального и образовательного пространства.
Согласно требованиям ФГОС общего образования образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно, но «при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта» [55]. Если мы проанализируем требования стандарта, то выделим, что при разработке содержания основной образовательной программы, следует учитывать ресурсы организаций-партнеров, например:
Решение поставленных задач становится возможным при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, нормативный механизм использования которой закреплен в законе «Об Образовании в РФ» [ст 15,72].В данном случае между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, заключается договор, а также организуется их совместная деятельность по разработке и утверждении сетевой образовательной программы.
В договоре о сетевой форме реализации программ, согласно требованиям закона, указывается не только вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, но и статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, условия и порядок осуществления образовательной деятельности (в том числе распределение обязанностей между организациями, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией). Договаривающиеся стороны так же определяют какие документы и какой организацией выдаются по окончании обучения.
Устанавливая компетенции участников образовательных отношений закон «Об образовании в РФ» так же учитывает возможность взаимодействия организаций при осуществлении образовательной деятельности. Например, учащимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану освоение курсов, дисциплин (модулей) преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а так же зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность [ст. 34, 72].
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума