Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
- наличие в селе Азово
- ограниченное количество мест в детском саду, что не позволяет достичь достаточного уровня дошкольной подготовки детей;
- отдаленность от города Омска и возникающие в связи с этим проблемы: ограниченный доступ к театрам, музеям, выставкам и т.п.
- недостаточное количество
- недостаточная связь с имеющимися в с. Азово предприятиями и организациями.
Именно активное взаимодействие с социумом традиционно является ресурсом развития нашей школы, но изменившаяся социокультурная ситуация и новые нормативные документы определили необходимость пересмотра форм, направлений взаимодействия, управления.
Сущность программно-целевого управления состоит в том, что достижение определённых результатов и целей осуществляется при помощи реализации целевых программ. Под программой понимается установление этапов, порядка и механизма управления процессом последовательного достижения целей наиболее эффективными путями. Программно-целевое управление осуществляется интерактивно: выявляются и анализируются проблемы, формируются цели, разрабатывается программа, создаётся механизм её реализации, проектируется система последующего мониторинга исполнения программы, производится её оценка и корректировка по результатам мониторинга. [45] Именно такой подход позволит на практике организовать эффективное социальное партнерство школы и различных общественных институтов достижения общественно значимого результата образовательной деятельности.
Особенно это актуально для сельского социума, в котором уровень развития социальной инфраструктуры не высок. В процесс подготовки программы социального партнерства школы в сельском социуме были включены наши партнеры: специалисты бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», межпоселенческого казённого учреждения «Центр по работе с детьми и молодёжью», муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», Азовского сельского поселения, Азовского совета ветеранов.
Для разработки программы социального партнерства в сельском социуме нами были определены следующие этапы:
1 этап – аналитический,
2 этап – этап разработки проекта программы,
3 этап – этап согласования программы,
4 этап – этап утверждения программы.
На первом этапе нами был проведён PEST-анализ и SWOT-анализ для выявления возможностей окружающего социума с целью расширения социального партнерства школы. Были выявлены проблемы и определены основные направлений развития социального партнерства. Проведён анализ основных нормативных документов, определяющих стратегию развития российского образования.
На втором этапе была создана рабочая группа по разработке содержания программы. В группу вошли: члены управляющего совета школы, члены Совета районной общественной организации «АЗИМУТ», педагоги школы, обучающиеся.
Для достижения своих целей рабочая группа выбрала стратегическую идею социально-ориентированного воспитания. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении проблемных ситуаций. В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходили из следующих позиций:
Мы определили, что решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях социально- педагогического пространства.
На третьем этапе разработанная программа прошла согласование с Советом районной общественной организации «АЗИМУТ», Управляющим советом, методическим объединением классных руководителей школы.
На четвёртом этапе Программа социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума была утверждена на Управляющем совете школы.
Совместная деятельность по разработке программы позволила нам определить содержание взаимодействия для достижения новых планируемых результатов образовательной деятельности.
Задачи Программы:
- изучить проблему педагогических возможностей социального партнерства с целью определения сущности, социально-педагогических условий воспитания школьников в сельской школе;
- расширить представление о процессе социализации учащихся за счет интеграции педагогических возможностей и социальных институтов;
- разработать комплекс организационно-педагогических и социально-педагогических мероприятий, обеспечивающих успешность процесса воспитания школьников в образовательном пространстве сельского поселения (разработка нормативно-правовой базы партнерской деятельности; создание планов, программ совместной воспитательной работы; актуализация работы межведомственного координационного совета, как органа управления социальным партнерством и др.);
- разработать, апробировать и внедрить модель формирования социального партнерства школы и социального сообщества;
- определить эффективность
- эмпирически проверить
Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный (таблица 2)
Цель: - выявить приоритетные направления развития ОУ как центра социального партнерства;
- разработать инновационную модель социального партнерства.
Задачи |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
|
- сбор информации и формирование банка данных о возможностях партнеров; - осознание проблемной ситуации; - структурирование информации для выбора оптимальных вариантов использования в работе |
Создание проблемно – мотивационной среды и банка данных о ресурсах партнеров. Формирование образовательных потребностей педагогов. |
заместитель директора по ВР и инициативная группа |
3.Выявление приоритетных |
- построение ориентировочной - составление программ совместны - разработка системы критериев эффективности работы |
Выработка программы действий социальных партнеров на ближайшую перспективу |
Инициативная группа |
4.заключение договоров (соглашений) перспективного взаимодействия с субъектами социальной среды. |
- обсуждение возможных - выбор и принятие решения о заключении договора |
Создание нормативно- правовой базы |
Руководитель программы |
5.Методическое обеспечение |
-приобретение необходимой - организация методической - укрепление мат.-тех. базы школы |
Создание организационной структуры модели. Формирование коллектива педагогов, способных участвовать в инновациях. |
Коллектив школы |
6.Укрепление связей с семьей. |
Привлечение родителей к различным формам взаимодействия. |
Рост социальной активности и интереса к делам школы. |
Администрация школы, родительский комитет |
Показатели эффективности:
- включение педагогов ОУ –
партнеров в активную
- мотивация педагогов и
2 этап – практический (таблица 3)
Цель: - переход объединения
социальных партнеров в новое качественное
состояние: построение модели образовательного
учреждения как центра социального партнерства
задачи |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
Исполнитель |
1.Организация систематической работы совместно с партнерами по проекту |
Организация многоуровневой системы социализации школьников |
Рост профессионализма - апробация новых - использование в ВП |
Педагогический коллектив ОУ, социальные партнёры |
2.Диагностирование уровня разв |
Проведение диагностики промежуточных результатов совместной деятельности. |
Накопление аналитической информации, определяющей направления развития системы. |
Координационный совет |
3.Организация взаимодействия |
Совместная деятельность по изучению возможностей взаимодействия, корректировка планов |
Разработка различных форм взаимодействия ОУ. Участие школ в подпрограммах разного уровня социального партнерства. Поддержание рейтинга школы. |
Инициативная группа. |
4. Обобщения передового педагогич |
Организация работы Совета Исследовательская работа. Обобщение передового педагогического опыта. |
Поддержка подпрограмм. Сотрудничество всех участников образовательного пространства. |
Зам. директора по ВР, руководители МО |
5.Выявление тенденций социально-образовательного заказа школе и прогноз его возможных изменений. |
Работа с педагогическим коллективом и детьми. Анализ запросов изменяющегося социума. Работа с родителями. |
Удовлетворенность заказчиков деятельностью ОУ. Ежегодный публичный отчет. |
Зам. Директора по ВР, МО клас.рук. Управляющий совет |
Показатели эффективности:
- целенаправленный процесс
Для оценки эффективности реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума нами были определены критерии и показатели её результативности.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума выступают:
1. Оценка состояния социального взаимодействия [12] (таблица 4)
Оценка состояния социального взаимодействия ( Т.П. Грибоедова) Таб.4
Параметры взаимодействия |
Уровни взаимодействия: | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Направленность взаимодействия |
Решение локальных проблем образовательной деятельности учреждения |
Системное решение образовательных проблем учреждения |
Решение социально-образовательных проблем |
Целевая группа |
Учащиеся социально незащищенных категорий |
Обучающиеся, педагоги, родители — все субъекты образовательного процесса |
Разнообразные категории населения микрорайона ОУ, района или города |
Субъекты |
Педагоги, обучающиеся ОУ |
Педагогический коллектив, родители, дети, совет школы, попечительский совет |
Педагогический коллектив, родители, дети, инвесторы, партнеры, представители социума |
Мотивы участия |
Материально-финансовые, поиск «выгоды» для узкого круга участников образовательного процесса |
Социальные, поиск «выгоды» для всех субъектов образования |
Внематериальные, стремление помочь представителям разных социальных групп, найти «выгоду» не только для себя, но и для «внешних» субъектов |
Виды деятельности |
Разовые мероприятия |
Планы, программы, локальные проекты в ОУ |
Социально значимые проекты и акции |
Организационные формы |
Отсутствуют |
Совет школы, попечительский совет и т. д. на базе ОУ |
Фонды, ресурсные центры, территориальные межведомственные советы и т. д. |
Включенность сторон |
Благотворительность, товарный обмен |
Спонсорство, инвестиции |
Инвестиции, партнерство |
Ресурсы |
Финансово-материальные |
Кадровые, организационные, финансовые |
Кадровые, организационные, финансовые |
Длительность отношений |
Разовые |
Периодические |
Длительные |
Нормативно-правовая база |
Отсутствует |
Локальные акты в рамках ОУ |
Договоры, контракты, соглашения на уровне ведомственного, межведомственного или межсекторного взаимодействия |
Характер взаимодействия |
Внутри- ведомственный |
Меж- ведомственный |
Межсекторный |
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума