Организация социального партнерства в условиях сельского социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110

Файлы: 1 файл

Моя_работа.doc

— 3.57 Мб (Скачать файл)

- наличие в селе Азово малообеспеченных, неблагополучных семей а также семей,   оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- ограниченное количество мест  в детском саду, что не позволяет  достичь достаточного уровня  дошкольной подготовки детей;

- отдаленность от города Омска  и возникающие в связи с  этим проблемы: ограниченный доступ к театрам, музеям, выставкам и т.п.

- недостаточное количество культурно-спортивных  и оздоровительных мероприятий  для молодёжи

- недостаточная связь с имеющимися в с. Азово   предприятиями и организациями.

Именно активное взаимодействие с социумом традиционно является ресурсом развития нашей школы, но изменившаяся социокультурная ситуация и новые нормативные документы определили необходимость пересмотра форм, направлений взаимодействия, управления.

Сущность программно-целевого управления состоит в том, что достижение определённых результатов и целей осуществляется при помощи реализации целевых программ. Под программой понимается установление этапов, порядка и механизма управления процессом последовательного достижения целей наиболее эффективными путями. Программно-целевое управление осуществляется интерактивно: выявляются и анализируются проблемы, формируются цели, разрабатывается программа, создаётся механизм её реализации, проектируется система последующего мониторинга исполнения программы, производится её оценка и корректировка по результатам мониторинга. [45] Именно такой подход позволит на практике организовать эффективное социальное партнерство школы и различных общественных институтов достижения общественно значимого результата образовательной деятельности.

Особенно это актуально для сельского социума, в котором уровень развития социальной инфраструктуры не высок. В процесс подготовки программы социального партнерства школы в сельском социуме были включены наши партнеры: специалисты бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», межпоселенческого казённого учреждения «Центр по работе с детьми и молодёжью», муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», Азовского сельского поселения, Азовского совета ветеранов.

Для разработки программы социального партнерства в сельском социуме нами были определены следующие этапы:

1 этап – аналитический,

2 этап – этап разработки  проекта программы,

3 этап – этап согласования программы,

4 этап – этап утверждения  программы.

На первом этапе нами был проведён PEST-анализ  и SWOT-анализ для выявления возможностей окружающего социума с целью расширения социального партнерства школы. Были выявлены проблемы и определены основные направлений развития социального партнерства. Проведён анализ основных нормативных документов, определяющих стратегию развития российского образования.

На втором этапе была создана рабочая группа по разработке содержания программы.  В группу вошли: члены управляющего совета школы, члены Совета районной общественной организации «АЗИМУТ», педагоги школы, обучающиеся.

Для достижения своих целей рабочая группа выбрала стратегическую идею  социально-ориентированного воспитания. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении проблемных ситуаций. В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходили из следующих позиций:

  • из признания того, что школа – образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности окружающего социума;
  • вследствие первого необходимо изучение, анализ этих потребностей, с одной стороны, и анализ возможностей школы по их удовлетворению – с другой;
  • удовлетворять образовательные потребности окружающего социума необходимо через повышение качества образования. Школа должна быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, это возможно  в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне;
  • решая образовательные задачи, школа совместно с социумом обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы  - в кружковой, клубной, социально-значимой и проектной деятельности представляя широкие возможности для воспитания и социализации школьников;

Мы определили, что решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях социально- педагогического пространства.

На третьем  этапе разработанная программа прошла согласование с Советом районной общественной организации «АЗИМУТ», Управляющим советом, методическим объединением классных руководителей школы.

На четвёртом этапе Программа социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума была утверждена на Управляющем совете школы.

Совместная деятельность по разработке программы позволила нам определить содержание взаимодействия для достижения новых планируемых результатов образовательной деятельности.

  1. Целью Программы является внедрение в образовательный процесс школы взаимосвязанных видов деятельности социальных партнёров,  направленных на развитие учащихся, их ценностного отношения к миру, формирование компетенций и социализацию в обществе.

Задачи Программы:

- изучить проблему педагогических возможностей социального партнерства с целью определения сущности, социально-педагогических условий воспитания школьников в сельской школе;

- расширить представление о  процессе социализации  учащихся за счет интеграции педагогических возможностей и социальных институтов;

- разработать комплекс организационно-педагогических и социально-педагогических мероприятий, обеспечивающих успешность процесса воспитания школьников в образовательном пространстве сельского поселения (разработка нормативно-правовой базы партнерской деятельности; создание планов, программ совместной воспитательной работы; актуализация работы межведомственного координационного совета, как органа управления социальным партнерством и др.);

- разработать, апробировать  и внедрить модель формирования социального партнерства школы и социального сообщества;

- определить эффективность использования педагогических возможностей социального партнерства в социализации сельских школьников в совместной проектной деятельности;

- эмпирически проверить критерии  и показатели оценки состояния социального взаимодействия, социализации школьников в условиях реализации программы социального партнерства в образовательном пространстве села и разработать методические рекомендации в помощь социальным партнерам, работающим с детьми.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный (таблица 2)

Цель: - выявить приоритетные направления развития ОУ как центра социального партнерства;          

- разработать инновационную модель социального партнерства.

                                                                                                           (Таблица-2)

Задачи

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Исполнитель

  1. Анализ состояния совместной деятельности субъектов социума.
  2. Создание системы организующей информации как инструмента управления

- сбор  информации и формирование банка данных о возможностях партнеров;

- осознание проблемной ситуации;

- структурирование  информации для выбора оптимальных вариантов использования в работе

Создание проблемно – мотивационной среды и банка данных о ресурсах партнеров.

Формирование образовательных потребностей педагогов.

заместитель директора по ВР и инициативная группа

3.Выявление приоритетных направлений  совместного развития и моделирование  нового качественного состояния  социального партнерства

- построение ориентировочной схемы  действий;

- составление программ совместных действий;

- разработка системы критериев  эффективности работы 

Выработка программы действий социальных партнеров на ближайшую перспективу

Инициативная группа

4.заключение договоров (соглашений) перспективного взаимодействия  с субъектами социальной среды.

- обсуждение возможных вариантов  проектов соглашений о социальном  партнерстве

- выбор и принятие  решения о заключении договора

Создание нормативно- правовой базы

Руководитель программы

5.Методическое обеспечение деятельности  участников проекта по реализации программы

-приобретение необходимой литературы;

- организация методической помощи  ОУ по вопросам совместного  взаимодействия

- укрепление мат.-тех. базы школы

Создание организационной  структуры модели.

Формирование коллектива педагогов, способных участвовать в инновациях.

Коллектив школы

6.Укрепление связей с семьей.

Привлечение родителей к различным формам взаимодействия.

Рост социальной активности и интереса к делам школы.

Администрация школы, родительский комитет


Показатели эффективности:

- включение педагогов ОУ –  партнеров в активную инновационную  деятельность

- мотивация педагогов и учащихся  на сотрудничество во внеклассной  деятельности;                                                                                                                                                            - успешное решение проблем развития социального партнерства,                           - наличие подготовленных локальных актов, получение аналитических материалов.

2 этап – практический (таблица 3)

Цель: - переход объединения социальных партнеров в новое качественное состояние: построение модели образовательного учреждения как центра социального партнерства                                                                   (Таблица 3)                                                                                                                                              

задачи

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Исполнитель

1.Организация систематической  работы совместно с партнерами  по проекту

Организация многоуровневой системы социализации школьников

Рост профессионализма

- апробация новых педагогических  технологий;

- использование в ВП информационных  технологий

Педагогический коллектив ОУ, социальные партнёры

2.Диагностирование уровня развития подсистем

Проведение  диагностики промежуточных результатов совместной деятельности.

Накопление аналитической информации, определяющей направления развития системы.

Координационный совет

3.Организация взаимодействия с  социумом

Совместная деятельность по изучению возможностей взаимодействия, корректировка планов

Разработка различных форм взаимодействия ОУ.

Участие школ в подпрограммах разного уровня социального партнерства.

Поддержание рейтинга школы.

Инициативная группа.

4. Обобщения передового педагогического опыта.

Организация работы Совета

Исследовательская работа.

Обобщение передового педагогического опыта.

Поддержка подпрограмм.

Сотрудничество всех участников образовательного пространства.

Зам. директора по ВР, руководители МО

5.Выявление тенденций социально-образовательного заказа школе и прогноз его возможных изменений.

Работа с педагогическим коллективом и детьми.

Анализ запросов изменяющегося социума.

Работа с родителями.

Удовлетворенность заказчиков деятельностью ОУ.

Ежегодный публичный отчет.

Зам. Директора по ВР, МО клас.рук.

Управляющий совет


Показатели эффективности:

- целенаправленный процесс социализации  школьников;                                            - участие школьников в различных совместных проектах, акциях;                               - реализация новых программ на территории социума, методик и форм обучения и воспитания.

Для оценки эффективности реализации Программы организации социального партнерства  в условиях сельского социума нами были определены критерии и показатели её результативности.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы организации социального партнерства  в условиях сельского социума выступают:

1. Оценка состояния социального взаимодействия [12] (таблица 4)

Оценка состояния социального взаимодействия ( Т.П. Грибоедова) Таб.4

Параметры взаимодействия

Уровни взаимодействия:

низкий

средний

высокий

Направленность взаимодействия

Решение локальных проблем образовательной деятельности учреждения

Системное решение образовательных проблем учреждения

Решение социально-образовательных проблем

Целевая группа

Учащиеся социально незащищенных категорий

Обучающиеся, педагоги, родители — все субъекты образовательного процесса

Разнообразные категории населения микрорайона ОУ, района или города

Субъекты

Педагоги, обучающиеся ОУ

Педагогический коллектив, родители, дети, совет школы, попечительский совет

Педагогический коллектив, родители, дети, инвесторы, партнеры, представители социума

Мотивы участия

Материально-финансовые, поиск «выгоды» для узкого круга участников образовательного процесса

Социальные, поиск «выгоды» для всех субъектов образования

Внематериальные, стремление помочь представителям разных социальных групп, найти «выгоду» не только для себя, но и для «внешних» субъектов

Виды деятельности

Разовые мероприятия

Планы, программы, локальные проекты в ОУ

Социально значимые проекты и акции

Организационные формы

Отсутствуют

Совет школы, попечительский совет и т. д. на базе ОУ

Фонды, ресурсные центры, территориальные межведомственные советы и т. д.

Включенность сторон

Благотворительность, товарный обмен

Спонсорство, инвестиции

Инвестиции, партнерство

Ресурсы

Финансово-материальные

Кадровые, организационные, финансовые

Кадровые, организационные, финансовые

Длительность отношений

Разовые

Периодические

Длительные

Нормативно-правовая база

Отсутствует

Локальные акты в рамках ОУ

Договоры, контракты, соглашения на уровне ведомственного, межведомственного или межсекторного взаимодействия

Характер

взаимодействия

Внутри-

ведомственный

Меж-

ведомственный

Межсекторный

Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума