Организация социального партнерства в условиях сельского социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110

Файлы: 1 файл

Моя_работа.doc

— 3.57 Мб (Скачать файл)

Что же касается образовательной организации, то закон обязывает при осуществлении образовательной деятельности обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ,  создавая при этом безопасные  условия  обучения,  воспитания обучающихся [ст.28,72]. Лицензионные  требования  и  условия образовательной деятельности в случае использования  сетевой формы реализации образовательных программ так же должны отражать эти особенности [ст. 91, 72]

Не обошел внимание новый закон и вопрос нормативов на оказание  государственной  или муниципальной  услуги  в  сфере образования  [ст. 8 и 99, 72], которые определяются органами государственной власти субъектов РФ по  каждому  уровню  образования  в соответствии  с  федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе с учетом сетевой формы реализации образовательных программ.

Вывод, который из этого следует - в новых документах решена главная проблема социального партнерства: закреплена форма взаимодействия («сетевая форма реализации образовательных программ»), а так же способы и формы ее реализации в образовательной практике (договор, «сетевая» образовательная программа, государственное (муниципальное) задание).   В этом контексте именно сетевое взаимодействие образовательных организаций становится действенным механизмом усиления их ресурсообеспеченности для получения современного качества образования. Таким образом, на основании содержания данного параграфа можно сделать вывод о том, что в новых социо-культурных условиях существенно изменились направления и значительно усовершенствована нормативная база социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

          Тенденции развития государства ставят новые образовательные цели, заставляя менять требования к планируемым результатам образования. В качестве главного результата рассматривается готовность и способность выпускника школы нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения и навыки, которые являются условиями и предпосылкой социальной зрелости личности. Школа является одним из институтов социализации. Для успешного вхождения в современное общество ученику необходим опыт ответственного социального действия. Поэтому воспитательный процесс в современной школе может быть организован в рамках деятельностного подхода.

Метод проектов – технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Социальная компетентность— это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом.

Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально-значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. 
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

По мнению Г.М. Андреевой, социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом деятельности, активного включения в социальную среду [30].

Современная сельская школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества на селе. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени — широкие возможности для развития личностных качеств человека, для индивидуального выбора, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится профессиональное самоопределение учащихся, их способность к успешной адаптации в условиях современного рынка труда и образования, формирование мировоззрения личности  - широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений - как основа внешней и внутренней культуры.

Все это формируется не столько путём передачи культурного и жизненного опыта от одного поколения к другому, 
сколько  посредством  приобретения растущим  человеком  социального    опыта. Решение этой  задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

В соответствии с требованиями ФГОС выделяются три уровня воспитательных результатов, которые определяют эффективность процесса социализации ребенка:

1 уровень - приобретение  школьником социальных знаний (об  общественных нормах, устройстве  общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в коллективе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.

2 уровень - получение школьником  опыта переживания и позитивного  отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

3 уровень – получение  школьником опыта самостоятельного  общественного действия.  Достигается  во взаимодействии с социальными  субъектами.

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. В начальной школе - приоритет 1 уровня, в основной – 2 уровня, в старшей – третьего.

Следовательно, достижение планируемых результатов образовательной деятельности возможно лишь при условии выстраивания взаимодействия ученик – учитель – детский коллектив – социум (социальные субъекты). Таким образом, мы вновь подходим к определению социального партнерства как одного из условий развития способности обучающихся к адаптации в современном рынке образования и труда является. При этом его задачей будет являться развитие общественного участия   в   управлении   образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования. Это, в свою очередь, значительно способствует повышению качества образования и обеспечению его доступности, повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, формированию эффективного рынка образовательных услуг, сохранению и закреплению рабочих кадров в сельском социуме. При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально - экономические проблемы.

Таким образом, социальное партнерство - это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата образовательной деятельности. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности, на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов, нормативных и маркетинговых целей. Формы и направления взаимодействия могут быть самыми различными, это  исследовательская и проектная деятельность, моделирование рыночных отношений и социально значимые (в том числе рекламные) акции.  Школа должна создать условия для реализации непрерывности образования, для совместной (коллективной) деятельности, обеспечить сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях для формирования     профессионального     самоопределения,     активной жизненной позиции и социального интеллекта каждого школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

Содержание данной главы позволило определить нам, что образовательная политика школы как образовательной организации должна быть основана на социальных интересах и направлена на реализацию приоритетных направлений государственной программы «Развитие образования на период до 2020 года». Только во взаимодействии семьи, школы и других государственных и общественных структур будут эффективно решаться проблемы социализации детей, воспитания их гражданского сознания. Такое взаимодействие школы с другими общественными структурами и социумом в образовательном пространстве определяет направления социального партнерства.

Социальное партнёрство представляет собой многоплановую структуру, в которой выделяются три основные инновационные системы:

  • содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ на него со стороны детей и родителей;
  • система воспитательной работы, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка;
  • школьная социально-педагогическая служба.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

В условиях реализации основных направлений государственной политики в сфере образования школа, выстраивая систему социального партнерства, ориентируется на требования нового закона «Об образовании в РФ», а так же ФГОС общего образования. Именно в этих документах определяются виды, формы и направления социального партнерства школы для достижения планируемых результатов образовательной деятельности.

Удовлетворение интересов и социального заказа на содержание образования представляет реальную основу для сближения и взаимодействия родителей, школы и социума. Для сельского социума, где процессы деколлективизации, перехода к рыночным отношениям особенно болезненно отразились на условиях жизни людей, породив непрекращающуюся волну миграции, особенно среди самой перспективной части социума – молодежи, эта проблема особенно актуальна. Хорошее воспитание и образование, полученные сельскими детьми в детские годы, могут стать тем стартовым капиталом, который поможет им не только адаптироваться в современной жизни, но и достойно самореализоваться в профессии, в общественной и семейной жизни.

В российском обществе давно и прочно главным воспитателем детей стала социальная среда, те социальные ценности, которые она культивирует, тот образ жизни, который она формирует, те социальные условия, в которых человек живет. В дисгармоничном социуме определяется важнейшая социально-педагогическая задача: сориентировать юных сельчан на правильный выбор жизненного и профессионального пути в условиях изменившейся реальности.

В современном обществе социальные институты государства и общества разобщены в позитивном влиянии на детей, подростков, молодежи. Ослаблен воспитательный потенциал общества и неопределенны ориентиры, чтобы способствовать «взращиванию» государственников, лидеров, творцов, созидателей, домостроителей. В стране отсутствует государственная стратегия воспитательной политики как идеологическая база этой многотрудной работы. Однако именно государственная воспитательная политика может стать системообразующей основой семейного, дошкольного, школьного, внешкольного, а в целом – национального воспитания. Цель которых одна – сформировать жизнестойкую личность, способную выжить в трудных условиях рынка, достойно жить, развиваться, сохранять и приумножать национальные богатства страны. В этом случает именно социальное партнерство как сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата образовательной деятельности выступает главным фактором социализации учащихся.

Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума