Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
Общественная организация объединяет вокруг себя самых разных по возрасту, роду, занятиям, по убеждениям жителей сельского сообщества. Педагоги и жители социума помогают каждому подростку найти себя, стать лидером в каком – либо направлении, вести диалог со сверстниками и со старшими, быть готовым к разумным компромиссам, жить по законам согласия с людьми, без чего невозможно достичь счастья и успеха для себя и для общества.
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства.
Управление – это система, представляющая совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект [82.]
Государственно-общественное управление образованием предполагает участие в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений как государственных (ведомственных), так и общественных субъектов, действующих совместно. Результаты этих действий соответствуют потребностям общества и не противоречат интересам государства. Такое взаимодействие будет вынуждать государственную составляющую управления образованием выходить за рамки внутренних корпоративных интересов и перестраивать деятельность таким образом, чтобы она отвечала требованиям развития личности, общества и государства. Т.А. Степанова отмечает, что государственно-общественное управление основывается на изучении начального состояния образовательной системы в конкретном социуме, анализе, выявлении тенденций, проектировании процесса модернизации, определении субъектов, целей модернизации, установление ее направлений, характеристике программ развития образования и способов внутриведомственного взаимодействия, характерных для управления образованием [64].
Таким образом, в понимании сущности государственно-общественного управления в образовании необходимо различать явления новых, более демократических отношений, которые возникают между государством и гражданским обществом. Участие этих сторон в решении различных вопросов образования связано с возможностью влиять на образовательную политику, участвовать в выполнении управленческих функций. В связи с этим государственно-общественное управление является средством и результатом процессов развития образования.
Управление развитием образовательных систем затрагивает разные аспекты:
- процессы управления качеством (стандарт, разработка нормативов, процессы диверсификации, опытно-экспериментальная работа, экспертиза, проектирование [57];
- педагогическое проектирование,
стандартизация как метод
- реализация методов разработки целевых программ и проектов, диагностика результатов деятельности образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, создание системы мониторинга за качеством образования [67];
- системно-ориентационное
Таким образом, можно констатировать, что эффективное управление развитием образовательных систем это и есть государственно-общественное управление, позволяющее определить стратегические перспективы и приоритетные направления развития системы образования, перераспределить ресурсы, реализовать новые формы взаимодействия общества и власти. В этом случае за счет привлечения широкого круга субъектов (организаций, структур, фондов), заинтересованных в решении проблем образования, происходит сознательное регулирование преобразований.
Мы согласны с мнением С.Г.Алексеева [1], что развитие связано с планированием, прогнозированием деятельности, с организацией инновационного управления, сущность которого заключается в создании организационных структур и придании им новых функций или в наполнении традиционных функций новым содержанием, ориентированным на социальный заказ, особенности среды (таблица 13).
Таблица 13
Режимы функционирования и развития
в управленческой деятельности
Управленческие действия |
Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование |
Развитие | |
Планирование |
Ситуация стабильна, результаты образования удовлетворяют школу и социальных заказчиков, внимание руководителей сосредоточено на планировании текущей работы, вне прогнозирования. |
Ситуация неопределенная и нестабильная, акцент делается на прогнозировании результатов, разрабатывается перспективная программа развития школы, ориентированная на социум. Проводится диагностика социального заказа. |
Организация |
Структура управляющей системы строится по линейно-функциональному признаку, где преобладают вертикальные связи и отношения; горизонтальные связи также регламентированы. |
Строится подвижная структура, создаются временные творческие коллективы; функциональные обязанности и права могут меняться в зависимости от задач. Создаются общественные структуры, участвующие в управлении. |
Руководство |
Отсутствует специальная деятельность руководителей по преодолению сопротивления в работе; мотивы сотрудников изучаются только при необходимости |
Изучаются потенциальные возможности персонала, их мотивы, ценности; создается структура неформальных отношений; используются методы мотивации «на развитие». Развивается партнерский характер отношений между властью и обществом. |
Контроль |
Контроль определяется в той мере, в какой это необходимо для поддержания имеющегося потенциала школы. |
Опережающий характер контроля; частота контроля индивидуальна; интенсивность контроля может быть меньше. Осуществляется общественная экспертиза. |
Данные таблицы подтверждают, что любая образовательная система может работать одновременно в двух режимах: функционирования и развития. Режим функционирования выступает инвариантным компонентом содержания управления и отвечает за его упорядоченность. В данном случае объектом управления оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала. Вариативным компонентом является режим развития, определяющий направленность управления к изменениям с учетом результатов взаимодействия с заинтересованными субъектами. Объектом управления в этом случае выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях образовательного процесса с целью наращивания образовательного потенциала, повышения его эффективности за счет взаимодействия с образовательным пространством, общественностью, социальным окружением, которое создается на всех уровнях: от федерального до уровня образовательного учреждения [2].
При создании системы государственно-общественного управления важным условием является то, что согласованная деятельность всех субъектов образования возможна лишь при наличии общей цели, придающей их деятельности определенную направленность и предполагающую конкретные специфические функционально-содержательные задачи, реализуемые каждым институтом компетентно, в соответствии с его социально обусловленными функциями.
Расширение общественного участия в управлении образовательным учреждением приводит не только к пониманию новой роли Управляющего совета школы, но и возникновению новых направлений деятельности органа государственно-общественного управления.
Управляющий совет в нашей школе является органом государственно-общественного управления. Он имеет определенную структуру: Председатель, заместитель председателя, секретарь, 4 комиссии:
В него входят 15 человек: 4 представителя работников школы, 4 представителя родительской общественности, 2 ученика, выбранные на конференциях, 1 представитель учредителя, 4 представителя социума – члены общественной организации «АЗИМУТ», введённые в состав согласно положения о порядке кооптации членов управляющего совета МКОУ «Азовская СОШ № 2».
Деятельность Управляющего совета школы регламентируется Положением.
При реализации разработанной нами Программы социального партнерства в деятельности Управляющего совета возникли новые направления:
1. Разработка концепций, комплексных программ, планов.
Содержание данного параграфа позволяет нам сделать вывод, что при реализации разработанной нами программы деятельность Управляющего совета обновилась. Это дало возможность школе перейти из режима функционирования в режим развития, обеспечить эффективную социализацию учащихся. Таким образом, именно государственно-общественное управление реализаций программы социального партнерства в условиях сельского социума обеспечивает не только развитие нашей школы, но и в целом системы социального партнерства.
Выводы по 2 главе
Ожидаемые результаты организации социального партнёрства - это, во-первых, учащиеся школы испытывают потребность в знаниях, обладают культурой взаимодействия с миром, достигают успехов в определённой области знаний, испытывают чувство гордости за себя и своё учебное заведение. Во-вторых, у учащихся развивается творческая и социальная активность. В-третьих, формируется понятие о том, что забота о своём здоровье является долгом, развивается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, вырабатывается неприятие вредных привычек. В-четвёртых, учащиеся владеют социальными ролями сына и дочери, признают семью как ценность, имеют знания и навыки по ведению домашнего хозяйства. В-пятых, владеют основами коммуникативной культуры, занимают активную жизненную позицию, осознают роль коллектива и себя как часть его. В-шестых, понимают сущность нравственных и эстетических качеств, черт характера окружающих людей и мира, осознают экологические проблемы, участвуют в деятельности, направленной на решение этих проблем. И последнее, учащиеся школы осознают свою причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Знают и используют свои гражданские права и добросовестно выполняют свои гражданские обязанности. Умеют отстоять интересы группы, класса. Проявляют активную жизненную позицию.
При построении школой социального партнёрства с представителями сообществ выстраивается индивидуальная траектория. И хотя в каждом отдельном случае формируется своя система отношений, есть общие для всех школ шаги построения партнёрства.
1 шаг. Столкнувшись с проблемами в деятельности и стремясь улучшить положение в обществе, школа начинает осознавать себя не как отдельный институт, принадлежащий государству, а как место в котором пересекаются множественные интересы окружающего её сообщества. Для этого школа составляет общую характеристику своего окружения. Представляет её в виде карты, схемы, списков.
2 шаг. Формирует банк данных существующих и потенциальных партнёров, делает анализ, выстраивает групповые истории отношений с теми или иными участниками жизнедеятельности территории.
3 шаг. Школа выходит с инициативой объединения усилий.
А поскольку инициатором, координатором и связующим звеном между партнёрами становится школа, то и главные цели партнёрства связаны с развитием образовательной сферы.
Отдельные звенья системы социального партнёрства обеспечивают целостный процесс формирования активной гражданской позиции всех участников образовательного процесса.
Формируется полезная и позитивная практика создания управляющей системы школы, которая требует научного сопровождения, осмысления ее теоретической и практической значимости. Исходя из этого:
– родители и другие члены сообщества активно вовлекаются в жизнь школы;
– педагогический коллектив и учащиеся принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями;
– формируется общая цель педагогов и школьников – развитие активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу.
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума
3.1. Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума.
Экспериментальная работа по разработке и апробации программы организации социального партнерства в условиях сельского социума проходила на базе МКОУ «Азовская СОШ № 2».
Целью экспериментальной работы является: разработка и апробация программы организации социального партнерства в условиях сельского социума на базе МКОУ «Азовская СОШ № 2».
Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы: анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа. Для оценки эффективности разработанной программы подобраны методы исследования: Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума