Организация социального партнерства в условиях сельского социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110

Файлы: 1 файл

Моя_работа.doc

— 3.57 Мб (Скачать файл)

Актуальность противоречия и выдвинутая проблема определили выбор темы нашего исследования «Организация социального партнерства в условиях сельского социума».

Объект исследования:  процесс развития сельской  школы.

Предмет исследования: организация социального партнерства в условиях сельского социума.

Цель исследования: разработка  программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.

Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:

- школа - координирующий  центр, обеспечивающий  партнерские взаимоотношения субъектов  образовательной среды и социума;

- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;

          - социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи  исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов изучить особенности социального партнерства в условиях сельского социума.
  2. Определить направления деятельности школы в организации социального партнёрства в условиях сельского социума.
  3. Разработать программу организации социального партнерства в условиях сельского социума.
  4. Провести экспериментальную проверку программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.

Методологической базой исследования являются: системный подход в представлении об организации как о системном содержании и свойств организации как процесса управления (В. Г. Афанасьев, Д. И. Гвишиани, В. П. Симонов, В. А. Якунин)  и компетентностный  подход (К.М. Левитин, А.К. Маркова, Л.М.Митина, А.П. Тряпицина)

Теоретическую основу исследования составляют:

-  идеи личностно-ориентированного образования и воспитания (Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, Л. И. Маленкова, Е. Н. Степанов, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др),

-  теории социального общения (О. С. Газман, И.П. Иванов, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков),

- теория организации и управления воспитательной системой (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова),

-  теории, раскрывающие понятие  социальной компетенции (С.С. Бахтеева, Н.Ф. Голованова, Е.И. Зарипова, Н.В. Калинина, И.И.Лукьянова, С.А. Учурова, В.В. Цветков и др)

 

В выпускной работе использовались следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической  и методической литературы, обобщение;

- эмпирические: анализ результатов  деятельности субъектов образовательного  процесса, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Социальное партнерство в условиях сельского социума, обеспечивая реализацию государственной политики в сфере образования через активное взаимодействие различных социальных групп,  направлено на социализацию личности учащихся, решения проблем обучения и воспитания и представляет собой структуру, включающую:
  • содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ на него со стороны детей и родителей;
  • система воспитательной работы, делающая родителей партнерами школы, эффективно использующая возможности семьи в воспитании ребенка;
  • школьная социально-педагогическая служба.

2. Программа организации социального партнерства в условиях сельского социума обеспечивает реализацию взаимосвязанных видов деятельности социальных партнёров, направленных на достижение планируемых результатов образовательной деятельности, развитие учащихся, их ценностного отношения к миру, формирование компетенций и социализацию в обществе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса социального партнерства в образовательной среде школы, в разработке методических рекомендаций по проблеме организации социального партнерства в целях социализации личности, решения проблем обучения и воспитания.

База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Азовская средняя общеобразовательная школа № 2» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения  и результаты исследования обсуждались и получили одобрения на региональных конференциях (августовское совещание работников образования Омской области в ИРООО «Роль общественной организации в формировании активной гражданской позиции участников образовательного процессов в современной школе» Омск, 2008; областная НПК  в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Возможности межведомственного взаимодействия в профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью» Омск, 2009; межведомственная НПК «Организация воспитательной и профилактической деятельности в современных условиях» Омск, 2011)

Основные положения и выводы нашли отражение в ряде публикаций (журнал Образование Омской области № 1(17) 2009г «Управление формированием АГП в сельской школе»; материалы участников Межрегиональной НПК «Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе» «Роль общественной организации в работе по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся МОУ «Азовская СОШ № 2» Омск, 2011)

Основные положения и результаты исследования получили одобрение при участии в региональных  конкурсах (областной смотр-конкурс методических материалов «Семья и школа – открытый диалог» 3 место, Омск, 2010; областной этап Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель»,  «Роль общественной организации в предупреждении правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних МКОУ «Азовская СОШ № 2» 3 место, Омск, 2011)

   Основные положения и выводы, результаты исследования обсуждались и получили одобрения на Всероссийском Слёте учителей – Сочи -2010, Третьем Всероссийском Слёте учителей – Сочи 2012.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав и поглавных выводов, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума.

1. 1.   Сущность  социального партнерства в образовании.

Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Задачи направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии.

Социальное партнёрство в широком смысле рассматривается как совместная коллективно распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. [46] При этом указанная деятельность может осуществляться как на постоянной основе, так и в рамках ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Социально-педагогическое партнерство – это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой.

Это позволило дать следующие определения:

- объединение усилий лиц или  образовательных организаций для  достижения общих целей;

- упорядочение координационного  взаимодействия систем образования  или социальных институтов в  пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей»;

- механизм межсистемного регулирования, управления при резком изменении  роли государства, изменении типа  взаимоотношений образования с внешней средой;

- инструмент, с помощью которого  представители разных субъектов  собственности, групп населения, имеющие  специфические интересы, достигают  консенсус, организуют совместную  деятельность, координируют ее в  направлении достижения общественного согласия в образовательной политике.

Т.о., в отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле.

Определяя социальное партнерство, Шерри Арнштайн предложила рассматривать их с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. На первом уровне происходит манипулирование, когда одна из сторон не осознанно выполняет действия необходимые другой стороне. Второй уровень – украшение «свадебный генерал», одна из сторон используется лишь как элемент поднятия статуса деятельности, без ее осознанного включения. Символическое участие – третий уровень, на котором стороне предлагается высказать свое мнение о совместной деятельности, но при этом их мнение или не принимается, или ограничивается заранее заданными рамками. Данные уровни не рассматриваются как партнерство. [7]

Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализации этого проекта. Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей совместной ее разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности. Высшим уровнем участия является – самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны.  
Для построения социального партнерства следует учитывать следующие принципы:

    1. Принцип социальной справедливости и согласования интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов.
    2. Принцип законодательного закрепления отношений, который позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии.  
      3. Принцип ответственности партнеров друг перед другом.  
      4. Принцип добровольности и равновыгодности.

Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

- Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

- Как партнерство внутри системы  образования, прежде всего с системами  общественно-государственного управления.

- Как партнерство с другими  социальными институтами – от  органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

- Начальный уровень партнерства  представляет собой простейшие  контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

   - Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

- Высший уровень партнерства  выступает как исключительно  эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием  и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума