Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
Актуальность противоречия и выдвинутая проблема определили выбор темы нашего исследования «Организация социального партнерства в условиях сельского социума».
Объект исследования: процесс развития сельской школы.
Предмет исследования: организация социального партнерства в условиях сельского социума.
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий
партнерские взаимоотношения
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
Методологической базой исследования являются: системный подход в представлении об организации как о системном содержании и свойств организации как процесса управления (В. Г. Афанасьев, Д. И. Гвишиани, В. П. Симонов, В. А. Якунин) и компетентностный подход (К.М. Левитин, А.К. Маркова, Л.М.Митина, А.П. Тряпицина)
Теоретическую основу исследования составляют:
- идеи личностно-
- теории социального общения (О. С. Газман, И.П. Иванов, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков),
- теория организации и управления воспитательной системой (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова),
- теории, раскрывающие понятие социальной компетенции (С.С. Бахтеева, Н.Ф. Голованова, Е.И. Зарипова, Н.В. Калинина, И.И.Лукьянова, С.А. Учурова, В.В. Цветков и др)
В выпускной работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-
- эмпирические: анализ результатов
деятельности субъектов
Положения, выносимые на защиту:
2. Программа организации социального партнерства в условиях сельского социума обеспечивает реализацию взаимосвязанных видов деятельности социальных партнёров, направленных на достижение планируемых результатов образовательной деятельности, развитие учащихся, их ценностного отношения к миру, формирование компетенций и социализацию в обществе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для научно-методического обеспечения процесса социального партнерства в образовательной среде школы, в разработке методических рекомендаций по проблеме организации социального партнерства в целях социализации личности, решения проблем обучения и воспитания.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Азовская средняя общеобразовательная школа № 2» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрения на региональных конференциях (августовское совещание работников образования Омской области в ИРООО «Роль общественной организации в формировании активной гражданской позиции участников образовательного процессов в современной школе» Омск, 2008; областная НПК в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Возможности межведомственного взаимодействия в профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодёжью» Омск, 2009; межведомственная НПК «Организация воспитательной и профилактической деятельности в современных условиях» Омск, 2011)
Основные положения и выводы нашли отражение в ряде публикаций (журнал Образование Омской области № 1(17) 2009г «Управление формированием АГП в сельской школе»; материалы участников Межрегиональной НПК «Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе» «Роль общественной организации в работе по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся МОУ «Азовская СОШ № 2» Омск, 2011)
Основные положения и результаты исследования получили одобрение при участии в региональных конкурсах (областной смотр-конкурс методических материалов «Семья и школа – открытый диалог» 3 место, Омск, 2010; областной этап Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель», «Роль общественной организации в предупреждении правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних МКОУ «Азовская СОШ № 2» 3 место, Омск, 2011)
Основные положения и выводы, результаты исследования обсуждались и получили одобрения на Всероссийском Слёте учителей – Сочи -2010, Третьем Всероссийском Слёте учителей – Сочи 2012.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав и поглавных выводов, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума.
1. 1. Сущность социального партнерства в образовании.
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования. Задачи направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии.
Социальное партнёрство в широком смысле рассматривается как совместная коллективно распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. [46] При этом указанная деятельность может осуществляться как на постоянной основе, так и в рамках ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Социально-педагогическое партнерство – это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой.
Это позволило дать следующие определения:
- объединение усилий лиц или
образовательных организаций
- упорядочение координационного
взаимодействия систем
- механизм межсистемного
- инструмент, с помощью которого
представители разных
Т.о., в отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий. Это позволяет обеспечить интеграцию интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле.
Определяя социальное партнерство, Шерри Арнштайн предложила рассматривать их с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность. На первом уровне происходит манипулирование, когда одна из сторон не осознанно выполняет действия необходимые другой стороне. Второй уровень – украшение «свадебный генерал», одна из сторон используется лишь как элемент поднятия статуса деятельности, без ее осознанного включения. Символическое участие – третий уровень, на котором стороне предлагается высказать свое мнение о совместной деятельности, но при этом их мнение или не принимается, или ограничивается заранее заданными рамками. Данные уровни не рассматриваются как партнерство. [7]
Уровень подчиненного включения предполагает
добровольное включение одной стороны
в качестве пассивного исполнителя, принимающего
заданные рамки деятельности. Разрешающее
включение предусматривает разработку одной
стороной проекта деятельности с учетом
пожеланий другой стороны и последующей
реализации этого проекта. Согласованное
включение строится с учетом совместного
обсуждения инициативы одной стороны,
с дальнейшей совместной ее разработкой.
Инициирующее включение отличается высокой
активностью одной стороны, при этом другая
сторона выступает в качестве консультанта
или координатора деятельности. Высшим
уровнем участия является – самостоятельное
обоюдное включение, где инициатива совместной
деятельности может выдвигаться любой
стороной, осуществляется двусторонняя
поддержка идеи, ее разработка и реализация
совместными усилиями с обоюдной ответственностью
за успешность достигаемого результата.
Выбор уровня включенности в совместную
деятельность определяется ситуацией
и результатами, которых стремятся достичь
стороны.
Для построения социального
партнерства следует учитывать следующие
принципы:
Соблюдение данных принципов позволяет интегрировать в едином образовательном и информационном пространстве интересы различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и способных предложить эффективную стратегию развития образования.
Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.
На основе охвата субъектов (по масштабности):
- Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.
- Как партнерство внутри
- Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.
На основе развития отношений:
- Начальный уровень партнерства
представляет собой простейшие
контакты с целью обмена
- Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.
- Высший уровень партнерства
выступает как исключительно
эффективная совместная
Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.
Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума