Организация социального партнерства в условиях сельского социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110

Файлы: 1 файл

Моя_работа.doc

— 3.57 Мб (Скачать файл)

Дадим развёрнутую характеристику каждой методики:

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостаткам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.

Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Анкета для педагогов «Ваше мнение» И.Л. Забуслаевой предназначена для определения степени удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.

Экспериментальная деятельность по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума происходила в несколько этапов (таблица 14).

Таблица 14

Этапы экспериментальной работы по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума

Этапы и их сроки

Проектные  шаги

  Результаты

Первый этап констатирующий эксперимент

  • Теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы
  • Анализ социально-значимого окружения школы
  • Определить объект, цель, задачи, разработать гипотезу исследования
  • Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы
  • Мониторинг степени участия родителей, социальных партнёров в воспитательном процессе
  • Методическая учёба педагогов с целью освоения идей, задач и технологий эксперимента.
  • Разработка научно-методического инструментария обеспечивающего программу эксперимента
  • Диагностика
  • Аналитический обзор философской педагогической и социально-психологической литературы по проблеме экспериментальной деятельности
  • Выбор модели организации взаимодействия с социально-значимыми объектами села
  • Концептуальные основы развития гуманистической воспитательной системы
  • Критериальная база оценки уровня социализации ученика СОШ
  • Развитие педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе на основе проектной и исследовательской деятельности
  • Программа эксперимента
  • Документальное оформление деятельности КЭП

 

Второй  этап  формирующий эксперимент

 

  • Уточнение теоретических положений эксперимента
  • Формирование рефлексивной позиции у педагогов школы
  • Организация структуры социокультурного пространства на период эксперимента
  • Стимулирование у участников образовательного процесса стремления к самооценке и потребности в самореализации
  • Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы

 

  • Апробация  и внедрение модели организации взаимодействия с социально-значимыми объектами села
  • Критериальная база оценки состояния социального взаимодействия
  • социально ориентированные образовательные программы
  • Достаточный уровень социализации учеников СО школы

Третий  этап  обобщающий

  • Уточнение, анализ и обобщение результатов проведённого исследования
  • Соотнесение результатов с поставленными целями
  • Разработка рекомендаций по итогам эксперимента
  • Система отношений
  • Обзор выпускника СОШ
  • Обновлённая модель воспитательной системы
  • Обобщённые результаты реализации разработанной программы.

Содержание данной таблицы позволяет выделить, что на начальном этапе исследования анализ результатов диагностики состояния социального партнерства в образовательной среде школы показал: 
- социальными партнерами школа считала центр детского творчества, спортивную школу, отделение психолого-педагогического содействия семье и детям, центр социально-психологической помощи семье и детям, так как эти учреждения работали на базе школы, хотя никаких договорных отношений между школой и указанными учреждениями не было установлено; 
- мотивы участия в социальном партнерстве у вышеуказанных учреждений были материальные: из-за отсутствия своей базы им приходилось искать помещения;

- уровень социальной успешности (количество социально успешных  учащихся в % от общего числа  выпускников) был нами определен  в 50%, так как из 20 выпускников  по самооценки собственной социальной успешности, успешными посчитали себя 10 человек.

- асоциальные явления проявляли шестеро учащихся, которые были поставлены на учет в подразделение по делам несовершеннолетних; 
-совместно-организованных проектов не планировалось и не осуществлялось, хотя проходили праздники, где учащиеся принимали участие;  
- публичный отчет директора школы не проводился.  
Общий индекс удовлетворенности участников образовательного процесса был равен 71%, общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса был невысоким – 54%, а общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса педагогов – 75%. По нашему мнению, это указывает на то, что педагоги как организаторы учебно-воспитательного процесса не признают субъектную позицию ученика и не всегда ориентируются на его мнение.

Экспериментальная деятельность по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума позволила выделить эффективность программно-целевого подхода к решению проблем образовательной организации. Выбранные нами формы и  направления совместной деятельности, отраженные в содержании программы адекватны формам диагностики результатов социализации учащихся.

 

 

 

 

3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»

В результате поэтапной реализации Программы организации социального партнёрства в условиях сельского социума была построена образовательная среда школы как фактор социализации учащихся в условиях открытости школы. На каждом этапе нами проводилась диагностика состояния социального партнерства школы. Широта включения участников социального партнерства увеличивалась с каждым этапом. Школа, развивая договорные отношения, организуя совместную деятельность, приобретала социальных партнеров не только внутриведомственных, но и межведомственных. 
Партнерами школы постепенно становились музыкальная школа, детский сад, поликлиника, районный военкомат, администрация сельского поселения, отдел внутренних дел, районный совет ветеранов, Комитет по делам молодёжи, физической культуры и спорта, Комплексный центр социального обслуживания населения. Со всеми партнерами составлены планы совместной работы, заключены договоры о совместной деятельности. Система отношений вышла на более высокий качественный уровень, выстроилась в работе общественной организации, созданной на базе школы. Разработана нормативная база: Устав, Положение о работе Центров организации. На рисунке 3 представлена структура взаимодействия школы с социальными партнёрами на уровне села, школы, классных коллективов. В ходе реализации разработанной нами программы деятельность Управляющего совета обновилась. Это дало возможность школе перейти из режима функционирования в режим развития, обеспечить эффективную социализацию учащихся.

         

     

Рис.3- Модель социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума

Динамика состояния социального взаимодействия представлена в таблице 15.                                                                                  Таблица 15

Параметры взаимодействия

Уровни взаимодействия:

Этап внедрения программы

Этап реализации программы

Направленность взаимодействия

Системное решение образовательных проблем школы

Решение социально-образовательных проблем

Целевая группа

Обучающиеся, педагоги, родители — все субъекты школы.

Разнообразные категории школы и сельского поселения

Субъекты

Педагогический коллектив, родители, дети, совет школы.

Педагогический коллектив, родители, дети, партнеры, представители социума

Мотивы участия

Социальные, поиск «выгоды» для всех субъектов образования

Внематериальные, стремление помочь представителям разных социальных групп, найти «выгоду» не только для себя, но и для «внешних» субъектов

Виды деятельности

Планы, программы, локальные проекты в ОУ

Социально значимые проекты и акции

Организационные формы

Совет организации, Совет школы.

Межведомственный совет

Включенность сторон

Спонсорство

партнерство

Ресурсы

Кадровые, организационные

Кадровые, организационные, финансовые

Длительность отношений

Периодические

Длительные

Нормативно-правовая база

Локальные акты в рамках ОУ

Договоры, соглашения на уровне ведомственного, межведомственного взаимодействия

Характер

взаимодействия

Меж-

ведомственный

Меж-

ведомственный


Из таблицы можно сделать вывод: В ходе реализации программы организации социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2 » в условиях сельского социума по многим параметрам вырос уровень социального взаимодействия школы с социальными партнёрами.

 

Уровень социализации личности выпускников отслеживался по параметрам:

    • социальная компетентность;
    • социальный опыт;
    • социальная практика.

Для выявления уровня социальной компетентности была проведена входная и итоговая диагностика нравственно-правового сознания. (рис 6-9)

 
 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

Рис.8

 

Рис.9

 

Рис.6-9 - Динамика нравственно-правового сознания учащихся 8-11 классов.

Как видно из диаграмм отмечается положительная динамика на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Результаты  свидетельствуют о том, что в целом учащиеся 8-11 классов знают основные социальные нормы и правила школьников, у большинства сформирована взаимосвязь нравственно-этических и социальных знаний школьника.

        Для выявления уровня социального опыта учащихся использовался количественный показатель участия обучающихся в социально-значимых проектах. За время реализации Программы организации социального партнёрства в условиях социума школьники стали участниками 8 социальных проектов и социально-значимых акций:

«Георгиевская ленточка» (Проект комитета по делам молодёжи физической культуры и спорта)

«Зелёная планета» (Проект комитета по делам молодёжи физической культуры и спорта)

«Путь к успеху» (Проект школы)

«Азовские ребята» (Проект районной детско-молодёжной организации)

«Милосердие» (Акция комплексного центра по работе с детьми и молодёжью)

«Весенняя неделя добра» (Акция регионального комитета добровольческой всероссийской Недели)

«Мы за здоровый образ жизни» ( Акция школы)

«Ветеран живёт рядом» (Акция Районного совета ветеранов)

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у учащихся сформирован опыт активного участия в социально-значимой деятельности в социуме (проектах, акциях).

        Для выявления уровня социальной практики учащихся использовался количественный показатель разработки и реализации учащимися социальных проектов. За время реализации Программы организации социального партнёрства в условиях социума школьниками успешно реализовано 5 социальных проектов и социально-значимых акций:

«Память поколений» - 1 место в районном конкурсе социальных проектов и молодёжных инициатив,

«Я люблю своё Отечество!» - 1 место в областном конкурсе социальных проектов по духовно-нравственному воспитанию

«Доброе сердце - добрые поступки» - 2 место в областном конкурсе социальных проектов по духовно-нравственному воспитанию

«Гимн чести, мужеству и долгу» - 2 место в областном этапе 13 всероссийской акции «Я - гражданин России»

«Региональная Добровольческая акция «Лица победы» - победители акции.

Результаты диагностики свидетельствуют о сформированности опыта участия в социально-значимой деятельности у учащихся, они принимают  активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума, выступают организаторами проектов.

Динамику личностной,  социальной культуры учащихся можно представить в виде таб. 16                                                          Таблица 16

Параметры социализации

                       Уровни социализации:

Этап внедрения программы

Этап реализации программы

Социальная компетентность

Знает основные социальные нормы и правила школьников

Сформирована взаимосвязь нравственно-этических и социальных знаний школьника

Социальный опыт

усвоение социального опыта, основных социальных ролей в школе

сформирован опыт активного участия в социально-значимой деятельности в социуме (проектах, акциях)

Социальная практика

Сформирован

конструктивний стиль общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия в школе (участник)

сформирована потребность в социально-значимой деятельности (активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума)

(организатор)


Из таблицы можно сделать вывод о том, что в ходе реализации программы вырос уровень социализации учащихся школы.

         Для качественной характеристики социального опыта и социальной практики были проведены диагностические исследования по методикам. В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей. В методике для изучения социализированности личности учащегося учащиеся выбирали суждения с которыми они согласны по 4 бальной шкале. В результате из 35 опрошенных 9-11 классов высокую степень социализации имеют 25 учащихся. (рис 10)

Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума