Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
Дадим развёрнутую характеристику каждой методики:
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостаткам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.
Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Анкета для педагогов «Ваше мнение» И.Л. Забуслаевой предназначена для определения степени удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.
Экспериментальная деятельность по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума происходила в несколько этапов (таблица 14).
Таблица 14
Этапы экспериментальной работы по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума
Этапы и их сроки |
Проектные шаги |
Результаты |
Первый этап констатирующий эксперимент |
|
|
Второй этап формирующий эксперимент |
|
|
Третий этап обобщающий |
|
|
Содержание данной таблицы позволяет
выделить, что на начальном этапе исследования анализ
результатов диагностики состояния социального
партнерства в образовательной среде
школы показал:
- социальными партнерами школа считала
центр детского творчества, спортивную
школу, отделение психолого-педагогического
содействия семье и детям, центр социально-психологической
помощи семье и детям, так как эти учреждения
работали на базе школы, хотя никаких договорных
отношений между школой и указанными учреждениями
не было установлено;
- мотивы участия в социальном партнерстве
у вышеуказанных учреждений были материальные:
из-за отсутствия своей базы им приходилось
искать помещения;
- уровень социальной успешности
(количество социально
- асоциальные явления проявляли
-совместно-организованных проектов не
планировалось и не осуществлялось, хотя
проходили праздники, где учащиеся принимали
участие;
- публичный отчет директора школы не проводился.
Общий индекс удовлетворенности участников
образовательного процесса был равен
71%, общий индекс удовлетворенности социально-психологической
стороной образовательного процесса был
невысоким – 54%, а общий индекс удовлетворенности
социально-психологической стороной образовательного
процесса педагогов – 75%. По нашему мнению,
это указывает на то, что педагоги как
организаторы учебно-воспитательного
процесса не признают субъектную позицию
ученика и не всегда ориентируются на
его мнение.
Экспериментальная деятельность по реализации программы социального партнерства в условиях сельского социума позволила выделить эффективность программно-целевого подхода к решению проблем образовательной организации. Выбранные нами формы и направления совместной деятельности, отраженные в содержании программы адекватны формам диагностики результатов социализации учащихся.
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»
В результате поэтапной реализации Программы организации
социального партнёрства в условиях сельского
социума была построена образовательная
среда школы как фактор социализации учащихся
в условиях открытости школы. На каждом
этапе нами проводилась диагностика состояния
социального партнерства школы. Широта
включения участников социального партнерства
увеличивалась с каждым этапом. Школа,
развивая договорные отношения, организуя
совместную деятельность, приобретала
социальных партнеров не только внутриведомственных,
но и межведомственных.
Партнерами школы постепенно становились
музыкальная школа, детский сад, поликлиника,
районный военкомат, администрация сельского
поселения, отдел внутренних дел, районный
совет ветеранов, Комитет по делам молодёжи,
физической культуры и спорта, Комплексный
центр социального обслуживания населения.
Со всеми партнерами составлены планы
совместной работы, заключены договоры
о совместной деятельности. Система отношений
вышла на более высокий качественный уровень,
выстроилась в работе общественной организации,
созданной на базе школы. Разработана
нормативная база: Устав, Положение о работе
Центров организации. На рисунке 3 представлена
структура взаимодействия школы с социальными
партнёрами на уровне села, школы, классных
коллективов. В ходе реализации разработанной
нами программы деятельность Управляющего
совета обновилась. Это дало возможность
школе перейти из режима функционирования
в режим развития, обеспечить эффективную
социализацию учащихся.
Рис.3- Модель социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума
Динамика состояния социального взаимодействия
представлена в таблице 15.
Параметры взаимодействия |
Уровни взаимодействия: | |
Этап внедрения программы |
Этап реализации программы | |
Направленность взаимодействия |
Системное решение образовательных проблем школы |
Решение социально-образовательных проблем |
Целевая группа |
Обучающиеся, педагоги, родители — все субъекты школы. |
Разнообразные категории школы и сельского поселения |
Субъекты |
Педагогический коллектив, родители, дети, совет школы. |
Педагогический коллектив, родители, дети, партнеры, представители социума |
Мотивы участия |
Социальные, поиск «выгоды» для всех субъектов образования |
Внематериальные, стремление помочь представителям разных социальных групп, найти «выгоду» не только для себя, но и для «внешних» субъектов |
Виды деятельности |
Планы, программы, локальные проекты в ОУ |
Социально значимые проекты и акции |
Организационные формы |
Совет организации, Совет школы. |
Межведомственный совет |
Включенность сторон |
Спонсорство |
партнерство |
Ресурсы |
Кадровые, организационные |
Кадровые, организационные, финансовые |
Длительность отношений |
Периодические |
Длительные |
Нормативно-правовая база |
Локальные акты в рамках ОУ |
Договоры, соглашения на уровне ведомственного, межведомственного взаимодействия |
Характер взаимодействия |
Меж- ведомственный |
Меж- ведомственный |
Из таблицы можно сделать вывод: В ходе реализации программы организации социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2 » в условиях сельского социума по многим параметрам вырос уровень социального взаимодействия школы с социальными партнёрами.
Уровень социализации личности выпускников отслеживался по параметрам:
Для выявления уровня социальной компетентности была проведена входная и итоговая диагностика нравственно-правового сознания. (рис 6-9)
Рис. 6
Рис. 7
Рис.8
Рис.9
Рис.6-9 - Динамика нравственно-правового сознания учащихся 8-11 классов.
Как видно из диаграмм отмечается положительная динамика на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования. Результаты свидетельствуют о том, что в целом учащиеся 8-11 классов знают основные социальные нормы и правила школьников, у большинства сформирована взаимосвязь нравственно-этических и социальных знаний школьника.
Для выявления уровня социального опыта учащихся использовался количественный показатель участия обучающихся в социально-значимых проектах. За время реализации Программы организации социального партнёрства в условиях социума школьники стали участниками 8 социальных проектов и социально-значимых акций:
«Георгиевская ленточка» (Проект комитета по делам молодёжи физической культуры и спорта)
«Зелёная планета» (Проект комитета по делам молодёжи физической культуры и спорта)
«Путь к успеху» (Проект школы)
«Азовские ребята» (Проект районной детско-молодёжной организации)
«Милосердие» (Акция комплексного центра по работе с детьми и молодёжью)
«Весенняя неделя добра» (Акция регионального комитета добровольческой всероссийской Недели)
«Мы за здоровый образ жизни» ( Акция школы)
«Ветеран живёт рядом» (Акция Районного совета ветеранов)
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у учащихся сформирован опыт активного участия в социально-значимой деятельности в социуме (проектах, акциях).
Для выявления уровня социальной практики учащихся использовался количественный показатель разработки и реализации учащимися социальных проектов. За время реализации Программы организации социального партнёрства в условиях социума школьниками успешно реализовано 5 социальных проектов и социально-значимых акций:
«Память поколений» - 1 место в районном конкурсе социальных проектов и молодёжных инициатив,
«Я люблю своё Отечество!» - 1 место в областном конкурсе социальных проектов по духовно-нравственному воспитанию
«Доброе сердце - добрые поступки» - 2 место в областном конкурсе социальных проектов по духовно-нравственному воспитанию
«Гимн чести, мужеству и долгу» - 2 место в областном этапе 13 всероссийской акции «Я - гражданин России»
«Региональная Добровольческая акция «Лица победы» - победители акции.
Результаты диагностики свидетельствуют о сформированности опыта участия в социально-значимой деятельности у учащихся, они принимают активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума, выступают организаторами проектов.
Динамику личностной, социальной культуры
учащихся можно представить в виде
таб. 16
Параметры социализации |
Уровни социализации: | |
Этап внедрения программы |
Этап реализации программы | |
Социальная компетентность |
Знает основные социальные нормы и правила школьников |
Сформирована взаимосвязь нравственно-этических и социальных знаний школьника |
Социальный опыт |
усвоение социального опыта, основных социальных ролей в школе |
сформирован опыт активного участия в социально-значимой деятельности в социуме (проектах, акциях) |
Социальная практика |
Сформирован конструктивний стиль общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия в школе (участник) |
сформирована потребность в социально-значимой деятельности (активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума) (организатор) |
Из таблицы можно сделать вывод о том, что в ходе реализации программы вырос уровень социализации учащихся школы.
Для качественной характеристики социального опыта и социальной практики были проведены диагностические исследования по методикам. В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей. В методике для изучения социализированности личности учащегося учащиеся выбирали суждения с которыми они согласны по 4 бальной шкале. В результате из 35 опрошенных 9-11 классов высокую степень социализации имеют 25 учащихся. (рис 10)
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума