Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа
Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110
Рис.10. - Динамика социализированности учащихся.
На основании проведенного нами эмпирического исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-17 лет, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.
В ходе реализации программы организации социального партнёрства в условиях социума проводилась оценка социальной ситуации школы.
Родители всегда были и остаются главными партнерами школы. Динамика успешности выпускников отслеживалась нами на основании анкетирования выпускников школы и анализа данных классных руководителей по выпускникам (представлена на рис.4). Под успешностью выпускников понимается продолжение получения образования, прохождение службы в вооруженных силах, работа на предприятиях и создание благополучной семьи.
Рис.4 - Динамика успешности выпускников
Таким образом, успешность выпускников к 2013 году несколько выросла по сравнению с 2010 годом с 80% до 94%.
Динамику асоциальных явлений мы представили на рисунке 5.
Рис 5. - Динамика асоциальных явлений
учащихся
Из данных исследования видно, что социальная ситуация школы изменилась к лучшему.
Одним из важных показателей успешного продвижения школы является показатель удовлетворенности. Общий индекс удовлетворенности участников образовательного процесса, выявленный в итоге реализации программы был равен 75%. Положительная динамика показателя удовлетворенности всех возрастных групп школьников (увеличение количества учащихся с высокой степенью удовлетворенности, а также рост самой степени удовлетворенности) и родителей свидетельствует о том, что совместно разработанная и реализованная программа организации социального партнёрства в условиях сельского социума обеспечивает положительную динамику показателей эффективности работы МКОУ «Азовская СОШ № 2».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа организации социального партнерства и методические материалы, помогут педагогам, социальным работникам, работникам правоохранительных, культурно-просветительских организаций и т.д. организовывать систему взаимодействия на принципах партнерства, что позволяет повысить результативность целостного педагогического процесса. Материалы исследования могут стать основой для организации воспитания школьников в условиях муниципальной образовательной системы.
Выводы по 3 главе
На первом этапе происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу организации социального партнёрства в условиях сельского социума; определились цель, объект, предмет; формулировалась гипотеза и задачи; производился выбор методологических основ исследования.
На втором этапе велась разработка и реализация программы организации социального партнёрства в условиях сельского социума.
На третьем этапе производилась статистическая обработка результатов экспериментального исследования, их анализ и оценка, обобщались, систематизировались и оформлялись результаты проведённого исследования.
Психолого-педагогическая диагностика помогает определить уровень организации социального партнёрства в условиях сельского социума, скорректировать работу в данном направлении. Наше исследование происходило на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Азовская средняя общеобразовательная школа № 2» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. В эксперименте принимали участие учащиеся школы, социальные партнёры общеобразовательного учреждения.
Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы: анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.
Для оценки эффективности разработанной программы подобраны методы исследования: Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Методики изучения удовлетворённости школьной жизнью родителей, учащихся А.А. Андреевой, Анкета для педагогов «Ваше мнение» И.Л. Забуслаевой.
Проведенная нами экспериментальная работа доказала правомерность выдвинутой гипотезы.
Заключение
Известно, что воспитание - важнейшая функция любого государства и общества, семьи и школы. Цели воспитания должны исходить из государственно-общественных и личностных потребностей и нужд. С точки зрения государства и общества задача воспитания – готовить подрастающие поколения к выполнению своего назначения в производственной, семейной, общественной жизни. С точки зрения индивида – воспитание должно помочь ему утвердиться в жизни, найти и реализовать себя.
Школа обладает огромным потенциалом, который при целенаправленном использовании может определить не только её возрождение как значимого социального института, но и способствовать становлению на её основе свободного открытого общества.
Школа на сегодняшний день осталась по сути дела ведущим элементом общественной гуманистической практики. Благодаря всеобщности школьного образования, независимости его содержания, оно является главным, вокруг школы создаётся вся система общественного самосознания.
Школа была и остаётся государственно-общественным образованием. Именно современная образовательная школа представляет собой социокультурное поле для конструктивного сотрудничества государственной власти и органов общественного самоуправления.
Школа была и остаётся учреждением, где даже в условиях жёсткого политического режима, тенденция к развитию — это результат внутреннего устройства, а не внешнего давления. Только школа обладает свойством практически полностью обновлять свой состав в течение 11 лет, оставаясь при этом единым учреждением.
Школа, будучи включена в самые разные системы и отношения, была и остаётся поликультурным пространством. Современная школа — место встречи разных возрастов, национальностей, религиозных убеждений, культур.
По мнению Н.Пирогова, школа - «дочь общества», соглашаясь с ним уместно назвать школу «матерью общества», формирующую новые поколения сознательных и активных граждан. Школа и общество находятся в неразрывной связи, которая и определяет развитие и взаимодействие обеих систем.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой исследована проблема эффективности взаимодействие современной российской школы и социума и определены пути его оптимизации.
Результаты данного исследования можно представить в виде следующих основных положений:
1. В исследовании уточнены имеющиеся определения социального партнерства в образовании, содержательное наполнение компонентов системы социального партнерства в образовании: цель, предмет, субъект, механизм, характер и содержание, потенциал, результат. Определена субъектная структура социального партнерства на разных уровнях функционирования системы образования, а также их социализирующие возможности.
2. В работе на основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов изучены особенности социального партнерства в образовании.
3. Выявлены и обобщены имеющиеся направления теоретического исследования и практического поиска деятельности школы в организации социального партнёрства в условиях сельского социума.
4. Основываясь на выделенных предпосылках, разработана программа социального партнерства школы в условиях сельского социума, которая способствует социализации школьников.
5. В работе выявлено и обосновано то, что социальное партнерство в условиях сельского социума более эффективно, когда оно организованно на основе программы, которая включает следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.
Выявлено позитивное влияние программы на уровень развития социального партнерства, а также отдельных его показателей. Выявлено позитивное влияние программы на развитие сельской школы. При реализации разработанной нами программы деятельность Управляющего совета обновилась. Это дало возможность школе перейти из режима функционирования в режим развития, обеспечить эффективную социализацию учащихся. Проведенная нами экспериментальная работа доказала правомерность выдвинутой гипотезы.
Данные результаты исследования позволили сделать и обосновать следующие практические рекомендации: возможность использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для методического обеспечения процесса социального партнерства в условиях сельского социума в целях социализации личности; возможность использования содержащегося в нем практического опыта в разработке программы организации социального партнерства в условиях сельского социума в целях решения проблем воспитания, социализации личности. Таким образом, поставленная во введении цель выпускной квалификационной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены.
Список литературы
.
Приложение
1. Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума