Организация социального партнерства в условиях сельского социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработка программы организации социального партнерства в условиях сельского социума и проверка ее эффективности экспериментальным путем.
Гипотеза: социальное партнерство в условиях сельского социума будет более эффективным, если будет организованно на основе программы включающей следующие направления:
- школа - координирующий центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;
- деятельность общественных организаций в развитии сельской школы;
- социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации социального партнерства в условиях сельского социума…………………………………….12
Сущность социального партнерства в образовании. ……………….....12
1.2. Особенности социального партнерства в процессе модернизации современной школы…………………………………………………….......… ..21
Социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности. ……………………………………………………. ...26
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….31
Глава 2. Методическое сопровождение организации социального партнёрства в условиях сельского социума……………………………… 34
2.1. Разработка программы социального партнёрства МКОУ «Азовская СОШ № 2» в условиях сельского социума………………………………………..…..34
2.2. Методика разработки социальных проектов……………………. 53
2.3. Организация и формы деятельности общественных организаций……………………………………………………………….….…..72
2.4. Государственно-общественное управление реализацией программы социального партнёрства ……………………………………………………….81
Выводы по 2 главе……………………………………………………………. .87
Глава 3. Экспериментальная работа по реализации Программы организации социального партнерства в условиях сельского социума.. 89
3.1.Основные направления деятельности по реализации Программы организации социального партнерства МКОУ «Азовская СОШ № 2 в условиях сельского социума……………………………………………….…. 89
3.2. Результаты внедрения программы организации социального партнёрства в МКОУ «Азовская СОШ № 2»………………………..…………………..…...94
Выводы по 3 главе………………………………………………………….....105
Заключение…………………………………………………………………....107
Список литературы…………………………………………………………..110

Файлы: 1 файл

Моя_работа.doc

— 3.57 Мб (Скачать файл)

       

               

Рис.10. - Динамика социализированности учащихся.

 

На основании проведенного нами эмпирического исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-17 лет, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

В ходе реализации программы организации социального партнёрства в условиях социума проводилась оценка социальной ситуации школы.

Родители всегда были и остаются главными партнерами школы. Динамика успешности выпускников отслеживалась нами на основании анкетирования выпускников школы и анализа данных классных руководителей по выпускникам (представлена на рис.4). Под успешностью выпускников понимается продолжение получения образования, прохождение службы в вооруженных силах, работа на предприятиях и создание благополучной семьи.

 
Рис.4 - Динамика успешности выпускников

Таким образом, успешность выпускников к 2013 году несколько выросла по сравнению с 2010 годом с 80% до 94%.

Динамику асоциальных явлений мы представили на рисунке 5.

                
Рис 5. - Динамика асоциальных явлений учащихся

Из данных исследования видно, что социальная ситуация школы изменилась к лучшему.

Одним из важных показателей успешного продвижения школы является показатель удовлетворенности. Общий индекс удовлетворенности участников образовательного процесса, выявленный в итоге реализации программы был равен 75%. Положительная динамика показателя удовлетворенности всех возрастных групп школьников (увеличение количества учащихся с высокой степенью удовлетворенности, а также рост самой степени удовлетворенности) и родителей свидетельствует о том, что совместно разработанная и реализованная  программа организации социального партнёрства в условиях сельского социума обеспечивает положительную динамику показателей эффективности работы МКОУ «Азовская СОШ № 2».

 Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа организации социального партнерства и методические материалы, помогут педагогам, социальным работникам, работникам правоохранительных, культурно-просветительских организаций и т.д. организовывать систему взаимодействия на принципах партнерства, что позволяет повысить результативность целостного педагогического процесса. Материалы исследования могут стать основой для организации воспитания школьников в условиях муниципальной образовательной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 3 главе

 

На первом этапе происходило теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу  организации социального партнёрства в условиях сельского социума; определились цель, объект, предмет; формулировалась гипотеза и задачи; производился выбор методологических основ исследования.

На втором этапе велась разработка и реализация программы организации социального партнёрства в условиях сельского социума.

На третьем этапе производилась статистическая обработка результатов экспериментального исследования, их анализ и оценка, обобщались, систематизировались и оформлялись результаты проведённого исследования.

Психолого-педагогическая диагностика помогает определить уровень организации социального партнёрства в условиях сельского социума, скорректировать работу в данном направлении. Наше исследование происходило на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Азовская средняя общеобразовательная школа № 2» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. В эксперименте принимали участие учащиеся школы, социальные партнёры общеобразовательного учреждения.

Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы: анализ результатов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.

           Для оценки эффективности разработанной программы подобраны методы исследования:  Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Методики изучения удовлетворённости  школьной жизнью родителей, учащихся А.А. Андреевой, Анкета для педагогов «Ваше мнение» И.Л. Забуслаевой.

          Проведенная нами экспериментальная работа доказала правомерность выдвинутой гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Известно, что воспитание - важнейшая функция любого государства и общества, семьи и школы. Цели воспитания должны исходить из государственно-общественных и личностных потребностей и нужд. С точки зрения государства и общества задача воспитания – готовить подрастающие поколения к выполнению своего назначения в производственной, семейной, общественной жизни. С точки зрения индивида – воспитание должно помочь ему утвердиться в жизни, найти и реализовать себя.

Школа обладает огромным потенциалом, который при целенаправленном использовании может определить не только её возрождение как значимого социального института, но и способствовать становлению на её основе свободного открытого общества.

 Школа на сегодняшний день осталась по сути дела ведущим элементом общественной гуманистической практики. Благодаря всеобщности школьного образования, независимости его содержания, оно является главным, вокруг школы создаётся вся система общественного самосознания.

Школа была и остаётся государственно-общественным образованием. Именно современная образовательная школа представляет собой социокультурное  поле для конструктивного сотрудничества государственной власти и органов общественного самоуправления.

Школа была и остаётся учреждением, где даже в условиях жёсткого политического режима, тенденция к развитию — это результат внутреннего устройства, а не внешнего давления. Только школа обладает свойством практически полностью обновлять свой состав в течение 11 лет, оставаясь при этом единым учреждением.

Школа, будучи включена в самые разные системы и отношения, была и остаётся поликультурным пространством. Современная школа — место встречи разных возрастов, национальностей, религиозных убеждений, культур.

По мнению Н.Пирогова, школа - «дочь общества», соглашаясь с ним уместно назвать школу «матерью общества», формирующую новые поколения сознательных и активных граждан. Школа и общество находятся в неразрывной связи, которая и определяет развитие и взаимодействие обеих систем.

В ходе работы над выпускной квалификационной работой исследована проблема эффективности взаимодействие современной российской школы и социума и определены пути его оптимизации.

Результаты данного исследования можно представить в виде следующих основных положений:

1.  В исследовании уточнены имеющиеся определения социального партнерства в образовании, содержательное наполнение компонентов системы социального партнерства в образовании: цель, предмет, субъект, механизм, характер и содержание, потенциал, результат. Определена субъектная структура социального партнерства на разных уровнях функционирования системы образования, а также их социализирующие возможности.

2. В работе  на основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов изучены особенности социального партнерства в образовании.

3. Выявлены и обобщены имеющиеся направления теоретического исследования и практического поиска деятельности школы в организации социального партнёрства в условиях сельского социума.

4. Основываясь на выделенных предпосылках, разработана программа социального партнерства школы в условиях сельского социума, которая способствует социализации школьников.

5. В работе выявлено и обосновано то, что социальное партнерство в условиях сельского социума более эффективно, когда оно организованно на основе программы, которая включает следующие направления:

- школа - координирующий  центр, обеспечивающий партнерские взаимоотношения субъектов образовательной среды и социума;

- деятельность общественных организаций  в развитии сельской школы;

          - социальное партнерство школы как фактор развития социальной проектной деятельности.

Выявлено позитивное влияние программы на уровень развития социального партнерства, а также отдельных его показателей. Выявлено позитивное влияние программы  на развитие сельской школы.  При реализации разработанной нами программы деятельность Управляющего совета обновилась. Это дало возможность школе перейти из режима функционирования в режим развития, обеспечить эффективную социализацию учащихся. Проведенная нами экспериментальная работа доказала правомерность выдвинутой гипотезы.

Данные результаты исследования позволили сделать и обосновать следующие практические рекомендации: возможность использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов для методического обеспечения процесса социального партнерства в условиях сельского социума в целях социализации личности;  возможность использования содержащегося в нем практического  опыта  в разработке программы организации социального партнерства в условиях сельского социума в целях решения проблем воспитания, социализации личности. Таким образом, поставленная во введении цель выпускной квалификационной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

      1. Алексеев С.Г. Государственно-общественное управление как фактор формирования муниципального образовательного пространства: Дис… канд. пед. наук: 13.00.08. - Омск, 2006.  – 190 с.
      2. Алексеев С.Г. Государственно-общественное управление в муниципальном образовательном пространстве: Монография. – Омск, 2007. - 211с
      3. Алексеев С.Г., Бурдельная Ю.А., Головина Т.В. Развитие государственно-общественного управления в региональной системе образования// Библиотека лаборатории комплексной модернизации системы образования, Омск, 2008
      4. Афанасьев, В.Г. Общество: системность: познание и управление / В.Г.Афанасьев. М.: Политиздат, 1991.
      5. Бахтеева С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля / С.С. Бахтеева; Ин-т гос. службы при Президенте Респ. Татарстан. Казань : Центр инновац. технологий, 2004.
      6. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий // Социологические исследования. 2001. № 5.
      7. Виды социального партнёрства. Центр управления финансами 12.05.2013  http://www.center-yf.ru/
      8. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. научн. статей / Под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. - М., Изд-во СОПиР РФ, 2000.
      9. Гаврилин, А.В. Воспитательное пространство сельского района как поле диалога субъектов воспитания / Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа. (Сб. научн. статей.) / Под ред. Бочарова В.Г., Борисенков В.П. и др. – М.: АСоПиР, 2000.
      10. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. -М., 1995.
      11. Гин, А. Семь противоречий нового образования // Народное образование, 2004, №8.
      12. Грибанова Т.П.  Содержание понятия и особенности реализации современного партнёрства в современном образовании// Известия российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008.№ 68
      13. Гурьянова, М.П. Итоги модернизации сельской школы: 2005: Монография / М.П. Гурьянова. – М.: ИСПС РАО, 2005.
      14. Гурьянова, М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод. рекомендации / М.П. Гурьянова, В.Б. Орлов. – М.: ИПСР РАО, 2003.
      15. Гурьянова, М.П. Кадры сельской школы России: Монография / М.П. Гурьянова, Т.В. Пальчикова. – М.: ИПСР РАО, 2003.
      16. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.»
      17. Зеленова Т. Г., Мозжухина Г. Л, Роль социального партнёрства в профессиональном образовании социальных работников Материалы конференции Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения, 2010
      18. Инновационное содержание образования. - М.: Эврика, 2003.- 144с.
      19. Исаев, Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы / Народное образование, 1999. №7-8.
      20. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
      21. Каменщикова Л.А. Возможности социального партнерства в условиях развития образования. Тезисы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании» 28-30 октября 2002 г. в г. Новосибирске.- Новосибирск, 2002.
      22.   Кашленко Е. К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.
      23. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – Мю, 1995.
      24. Климов, Е.А.. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3-5 декабря 1996 г.) – Цит. по: Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования – к проектированию. - М.: Смысл, 2001.
      25. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - М., 1993, №1.
      26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979, 271с.
      27. Корсунов А. В. Управление региональной системой подготовки кадров на основе социального партнерства : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : СПб., 2000
      28. Лебедев О.Е. Образовательные программы современной школы // Перемены. - 2000. - № 3.
      29. Леснянская Л.А. Образовательная среда как фактор развития учащихся.//Феномен одаренности: психолого-педагогический опыт и новации: материалы региональной научно-практической конференции (25-26 ноября 2010г.). – Чита: ЗабКИПКРО, 2011. – Ч.I. – С.68-70.
      30. Леснянская Л.А. Условия реализации социального партнерства школы и социума. //Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях Забайкальского края: сборник материалов региональной конференции (5-6 апреля 2011г.). – Чита:ЗабКИПКРО, 2011. – С.67-75.
      31. Леснянская Л.А. Образовательная среда как фактор развития личности учащихся.// Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 27 мая 2011г.). В 2-х частях. Часть 1. – Омск, 2011. – С.141-143.
      32. Лукина, А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе: монография / А.К. Лукина. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. – 240 с.
      33. Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие / А.К. Лукина. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005.
      34. Лукина, А.К. Региональная модель профильного обучения школьников: Красноярский вариант: Монография / А.К. Лукина. – М.: ИСПР РАО, 2005.
      35. Лукьяненко, Л.С. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи / Л.С. Лукьяненко, И.О. Барковская. – М., 2006.
      36. Лухманов, Н.Д. Социально-географические аспекты реструктуризации сети школ в сельской местности / Н.Д. Лухманов, В.Н. Аванесова, И.В. Канцебовская. – М.: НПФ «Аделиз», 2001.
      37. Мартенс Бен. Социальное партнерство и социальный диалог: сущность и принципы / Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М., 2000.
      38. Медова Ю. В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2005.
      39. Место школы в системе образования страны/ www.5ballov.ru /yandex/ 2005.
      40. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. Для вузов. - М.: Экзамен, 2001.
      41. Модель Б.С., Модель И.М. Социальное взаимодействие: сущность и перспективы развития // Федерализм и децентрализация. Екатеринбург, 2001.
      42. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
      43. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
      44. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования/ Педагогика, 2011.№ 6
      45. Никулина И.Е., Луков Д.В., Мозголин Б.С.  Современные особенности программно-целевого управления организацией//Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 3
      46. Олешков. М. Ю., Современные образовательные технологии: учебное пособие / автор-составитель– Нижний Тагил : НТГСПА, 2011.
      47. Ольсевич  Ю. - Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки? // Вопросы экономики, 1994, № 5.
      48. Опыт реструктуризации сети сельских школ в Московской области/ www.ipk.admin.tstu.ru/newscod/ rambler/ 2007.
      49. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности /www.innovbusiness.ru /yandex/ 2007.
      50. Панов В.В. Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Ответственное поведение сторон основа социального партнерства // Социум и власть.- 2005, № 1
      51. Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А.Петровский. -Изд-во «Феникс». Ростов-на-Дону, 2004
      52. Пичугина, Г.В. Сельская школа: Труд и личность: Метод. пособие / Г.В. Пичугина. – М.: ИСПС, 2004.
      53. Плечникова, Н.А. Житница Красноярья. Назаровский район / Н.А. Плечникова. – Красноярск, 2004.
      54. Полат Е.С., Новые педагогические информационные технологии в системе образования / - Москва, 2008
      55. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357); Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г.  № 1897  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
      56. Редюхин В.И. «Технологии социального партнерства»; Материалы Международного научно-практического семинара «Партнерство для развития: ретроспектива и взгляд в будущее» -Москва, 22.11.2007
      57. Роговцева Н.И., Управление развитием муниципальной системой образования в сверхкрупном городе: Дисс. Канд. Пед. Наук. – СПб, 1994. 
      58. Слободчиков В.И.. Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании: Тезисы Международной научно-практической практической конференции «Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании » 28-30 октября 2002 г. в г. Новосибирске.- Новосибирск,2002. // www.open.websib.ru.
      59. Синицына Г.П., Михайлова В.Е. Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования// Дополнительное образование№7, 2007.
      60. Село и школа. – Москва: Эврика, 2005.
      61. Силласте, Г.Г. Сельская школа и село России в начале XXI века: Монография / Под. общ. ред. Ю.В. Борисова. – М.: Центр образовательной литературы, 2003. – 502 с.
      62. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
      63. Современная сельская школа в условиях реализации Национальных проектов. - М., 2006.
      64. Степанова Т.А.,  Государственно-общественная система управления качеством образования в регионе. –Диссерт. докт. пед. наук. –М., 2003.
      65. Степанов Е.Н. Личностно- ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.:ТЦ «Сфера», 2003.
      66. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А. Стрельцов. – М: , 1991.
      67. Технологии социально-педагогического комплекса /www.openclass.ru /yandex/ 2009.
      68. Третьяков П.И. и др., Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003.
      69. Третьяков П.И., Управление общеобразовательной школой в крупном городе. – М., 1991..
      70. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы
      71. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование.
      72. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
      73. Фрумин, И.Д. Тайны школы / И.Д. Фрумин. – Красноярск, 1999.
      74. Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – М., 1993, №1.
      75. Хасан Б.И. Образование как условие появления субъекта социального взаимодействия: Материалы межрегионального семинара «Социальное партнерство» 15-18.10.2001 г.
      76. Хижняков, С.С. Народное просвещение на селе: уроки земства / С.С. Хижняков. – М.: ИСПС РАО, 2005. – 112 с.
      77. Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2007. № 4.
      78. Цветков В. В.. Формирование социальной компетентности сельских школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Великий Новгород, 2002
      79. Шамова Т.И., Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1991.
      80. Шамова Т.И., Давиденко М.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: Проблемы и перспективы. – Архангельск, 1995. – 161 с.
      81. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой. – Архангельск, 1995. 
      82. Шипилина Л.А., Менеджмент в современной школе. – Омск, 2000. – 87 с.  
      83. Школа – культурный центр. Новые ценности образования, 3 (18) 2004.
      84. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996
      85. Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство. М., 2004
      86. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. – М., 2000, №2.
      87. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.., 2001.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 - всегда;
  • 3 - почти всегда;
  • 2 - иногда;
  • 1 - очень редко;
  • 0 - никогда.
  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  1. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  2. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
  3. Я умею прощать людей.
  4. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  5. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  6. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  7. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
  8. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  9. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  10. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  11. Мне нравится помогать другим.
  12. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  13. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  14. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  15. Переживаю неприятности других, как свои.
  16. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  17. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  18. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  19. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Информация о работе Организация социального партнерства в условиях сельского социума