Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:37, дипломная работа
Цель: опираясь на теоретические основы мотивации и стимулирования персонала, проанализировать систему мотивации на исследуемом предприятии, выявить преобладающие мотивы персонала и соотнести их с направлениями мотивации на данном предприятии.
Стимулы, ценности (блага) безразличны работнику, если они не отвечают по составу и содержанию требованиям мотивов, потребностей персонала; недостаточны по размерам и несвоевременны.
Таким образом, процессы стимулирования и мотивации только тогда возможны, когда стимулы и мотивы по величине, времени и содержанию будут соответствовать требованиям, необходимым для преодоления порога безразличия персонала.
Если стимул формирует мотив, то, можно сказать, мотив способствует (провоцирует) формированию нового стимула. Мотив характеризует стремление работника получить определённые блага; стимул – сами эти блага. Такое взаимодействие (взаимное подтягивание друг друга до степени созревания) стимула и мотива приводит к созданию мотивационного ядра персонала организации, о котором говорилось выше.
Для руководства организации и менеджера по мотивации персонала необходимо на каждом этапе развития фирмы пересматривать устаревшую систему мотивации и стимулирования персонала, изменять систему стимулов, таким образом, эффективнее воздействуя на мотивы персонала. Чем больше система мотивации на предприятии соответствует потребностям персонала, тем больше заметна эффективность труда, повышенное желание плодотворно работать и соответственно производительность труда персонала.
Со стороны
организации мотивация
У каждого сотрудника определённая мотивационная структура, в связи с чем, на каждого сотрудника нужно воздействовать различными методами мотивации. Одни сотрудники будут эффективно работать, чтобы в конечном итоге получить конкурентоспособную компенсацию, заработную плату или различные материальные мотиваторы; другие стремятся получить признание, почёт и уважение на предприятии, профессиональный и должностной рост.
В связи с этим можно выделить 2 направления трудовой мотивации: материальная трудовая мотивация и нематериальная трудовая мотивация. Данные направления, несмотря на их разделение, тесно переплетены, взаимообуславливают друг друга и зачастую плавно переходят одно в другое, например, денежное вознаграждение даёт возможность не только приобрести определённые блага, но одновременно приносит уважение, почёт.
Далее рассмотрим направления мотивации более детально.
Материальная мотивация — это влияние на эффективность работы сотрудников посредством управления уровнем его дохода. Оклад, бонусы и компенсации в совокупности существенно действуют на то, как работает сотрудник. Данную мотивацию можно охарактеризовать как стремление сотрудника к достатку, более высокому уровню жизни.
В основе материальной мотивации сотрудников должна лежать система их оценки по ключевым показателям деятельности. Последние подразделяются на общие, включающие оценку результата работы всей компании, и индивидуальные, определяющие личный вклад сотрудника. Такая система позволяет сотрудникам почувствовать вес своего вклада в общее дело.
К материальной мотивации сотрудника можно отнести:
Материальная мотивация реализуется с помощью материальных денежных стимулов (заработная плата, премии, бонусы). В рамках этого направления мотивации можно выделить материальные мотиваторы (или материальные неденежные стимулы), подкрепляющие повышение результативности трудовой деятельности персонала. Это выделение целесообразно, потому что в конечном итоге получение этих благ не отягощает личный бюджет сотрудника, сохраняя денежное вознаграждение на конкурентоспособном уровне:
Материальная
мотивация реализуется с
Материальные неденежные стимулы – небольшие сувениры, семейные подарки (ко дню рождения ребёнка). Сюда же относятся ссуды по льготным программам, скидки на приобретение продукции компании и др.
Анализируя вышеизложенную информацию можно прийти к выводу, что в основе материальной мотивации лежат потребности, выражающиеся в конечном итоге в денежной форме.
Следует отметить, что при всей эффективности и универсальности денежных поощрений, ограничение только материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Использование материальной мотивации позволяет изменить ситуацию в краткосрочном периоде. Однако если организация заинтересована на долгосрочное и результативное сотрудничество с работниками, она должна развивать в них наряду с материальной мотивацией и нематериальную мотивацию, которая подкрепляется различного рода стимулами, выраженными в неденежной форме.
Нематериальная мотивация — это все, что сотрудник компании получает от работодателя не «живыми» деньгами, что призвано повышать его лояльность и повышать результативность его деятельности.
В советский период денежная заработная плата поддерживалась на искусственно низком уровне, но дополнялась предоставлением благ и услуг из общественных фондов потребления. Заработная плата ориентировалась на принципы уравнительности и сжатия дифференциации в доходах, поэтому привлекать и удерживать работников предприятия пытались с помощью различных льгот и гарантий, активно развивая социальную инфраструктуру и превращаясь для своего персонала в важнейший канал получения социальных благ и услуг.
В условиях экономики
дефицита, когда возможность приобретения
подобных услуг вне предприятий
была крайне ограничена, неденежная форма
компенсации служила
В переходный период этот механизм компенсации в значительной мере утерял смысл, поскольку возникли новые, рыночные каналы получения соответствующих благ и услуг. Масштабы социальной поддержки стали весьма незначительными, руководство предприятий акцентировало внимание именно на заработной плате. Но последние 5 лет, по оценкам аудиторских компаний, организации стали делать упор на нематериальную мотивацию как более эффективный способ повысить самоотдачу сотрудника без дополнительных затрат. Кроме того, в кризисной ситуации, как в стране, так и на предприятии нематериальные методы способны в определённой мере компенсировать сотрудникам материальные потери (снижение дохода).
Существует
огромное множество различных
- повышение категорий, классности (1, 2, 3-я категория; 1, 2, 3-й класс);
- направление на учёбу (ВУЗ, университет);
- рекомендации в аспирантуру, магистратуру;
- направление на целевые курсы;
- рекомендации для продвижения по службе и др.
- выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием;
- покупка для
работников продукции широкого
спроса других предприятий (
- строительство
и выделение в пользование
работникам на бесплатной
- льготная покупка
товаров, включая продукты
- представление
отсрочки платежей на
- награждение
дипломом за высокое
- награждения знаками
отличия: «лучший менеджер», «
- рекомендации
к награждению медалью,
- рекомендации
для участия в государственных
и межгосударственных
- представление к поездкам в заграничные командировки.
Нематериальная
мотивация реализуется с
Говорить о приоритетности материальной мотивации и ее большей эффективности, по сравнению с нематериальной, не всегда оправдано, хотя материальная мотивация имеет определенные преимущества. В частности, она является наиболее универсальной, так как, вне зависимости от занимаемого положения, работники больше ценят денежные поощрения и возможность распоряжаться полученными средствами на своё усмотрение. В современных условиях нематериальная мотивация является более эффективной по влиянию на персонал, которая повышает производительность труда и значительно сокращает незапланированную руководством текучесть кадров. Значение нематериальных факторов постоянно растет, оттесняя значение заработной платы на второй план. Но нельзя придерживаться какого-то одного направления мотивации на предприятии, следует правильно совмещать оба направления для эффективной работы персонала.
Направления мотивации на предприятии реализуются с помощью определённых методов мотивации, которые включают в себя различные мотиваторы - факторы, которые повышают эффективность работы человека и его удовлетворенность, поскольку соответствуют его потребностям и мотивам, которые в настоящий момент не удовлетворены частично или полностью.
Побуждение работников к труду и росту результативности осуществляется с помощью методов мотивации, которые представляют собой способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника.
В основу классификации
этих методов положена их мотивационная
характеристика, то есть те мотивы, на
активизацию которых они
Рисунок 1.1 Классификация методов мотивации
Социально-психологические
Создание благоприятного психологического климата в коллективе задача не такая простая, как может показаться, и зачастую для ее решения прибегают к услугам профессионалов - психологов и специалистов по консалтингу. Если размеры коллектива позволяют, руководитель должен стараться иногда беседовать с подчиненными на нерабочие темы. В этом блоке можно выделить следующие методы мотивации:
Разделение успеха компании с сотрудниками. Когда люди чувствуют, что вносят свой вклад в достижение компании, они дольше сохраняют ей верность и более ответственно относятся к своей работе.
Информация о работе Основные направления мотивации труда на предприятии