Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:37, дипломная работа
Цель: опираясь на теоретические основы мотивации и стимулирования персонала, проанализировать систему мотивации на исследуемом предприятии, выявить преобладающие мотивы персонала и соотнести их с направлениями мотивации на данном предприятии.
Таблица 2.1
Ниже представлены
графики, которые отражают изменение
среднесписочной численности
График 2.1 изменение среднесписочной численности сотрудников по категориям на начало периода
Из данных таблицы и графика видно, что численность сотрудников имеет тенденцию к снижению и происходит это за счёт снижения численности продавцов. В то время как численность остальных категорий сотрудников стабильна. Большую численность сотрудников занимают продавцы – в среднем по периодам 66%.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от уровня их образования. Структура персонала по образованию представлена в таблице 2.2. Данная информация позволяет сделать заключение, что образовательный уровень персонала ООО «РС Айсберри» в целом можно оценить как средний.
Структура персонала по образовательному уровню (человек)
Уровень образования |
на 01.01.2007 |
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 | ||||||||
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. | |
Всего |
1584 |
524 |
1060 |
1562 |
528 |
1034 |
1542 |
529 |
1013 |
1540 |
530 |
1010 |
Высшее проф. |
602 |
442 |
160 |
607 |
453 |
154 |
608 |
450 |
158 |
602 |
445 |
157 |
Более одного высшего |
4 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
2 |
2 |
- |
3 |
3 |
- |
Неоконч. Высшее |
74 |
64 |
10 |
67 |
58 |
9 |
73 |
60 |
13 |
63 |
53 |
10 |
Среднее проф. |
838 |
12 |
826 |
841 |
11 |
830 |
817 |
13 |
804 |
828 |
21 |
807 |
Начальн. проф. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднее общее |
64 |
2 |
64 |
43 |
2 |
41 |
42 |
4 |
38 |
44 |
8 |
36 |
Не имеющ. среднего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таблица 2.2 (РСР – руководители, специалисты, рабочие)
По данным таблицы можно сделать вывод, что на предприятии преобладают сотрудники, имеющие среднее профессиональное образование – в среднем по периодам 53%. Из них в среднем 98% продавцов-кассиров. На втором месте специалисты с высшим образованием – 38%. Эти данные говорят о том, что образовательный потенциал сотрудников компании не велик и это может стать препятствием на пути к сокращению текучести кадров за счёт системы мотивации и стимулирования на предприятии.
Структура персонала по возрасту представлена в таблице 2.3:
Возрастная структура персонала (человек)
Возраст |
на 01.01.2007 |
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 | ||||||||
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. |
Всего |
РСР |
Служ. | |
Всего |
1584 |
524 |
1060 |
1562 |
528 |
1034 |
1542 |
529 |
1013 |
1540 |
530 |
1010 |
До 18 лет |
6 |
6 |
- |
5 |
5 |
- |
5 |
5 |
- |
4 |
4 |
- |
18-30 лет |
345 |
145 |
200 |
336 |
140 |
196 |
338 |
141 |
197 |
340 |
145 |
195 |
31-39 лет |
409 |
155 |
254 |
412 |
165 |
247 |
411 |
166 |
245 |
410 |
161 |
249 |
40-54 лет |
645 |
189 |
456 |
647 |
186 |
461 |
664 |
190 |
474 |
674 |
194 |
480 |
55 лет и старше |
179 |
29 |
150 |
162 |
32 |
130 |
124 |
27 |
97 |
112 |
26 |
86 |
Таблица 2.3 (РСР – руководители, специалисты, рабочие)
По данным таблицы можно сделать вывод, что среди офисных сотрудников (РСР) все возрастные категории распределены равномерно (за исключением возраста до 18 лет). Что касается продавцов (служащие), то здесь преобладает возраст от 40-54 лет (в среднем 45% от их численности).
Обратимся к данным о средней заработной плате продавцов-кассиров. Средняя заработная плата продавцов в 2007 году на предприятии составляла 9200 рублей, 2008 г. – 10500 руб., 2009 г. – 11800 руб., на 01.01.2010 г. – 12300 руб. (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 Среднемесячная заработная плата продавцов с 2007г. По 01.01..2010 г.
В течение трёх лет задержек по выплате заработной платы не было. Выплаты осуществляются два раза в месяц: 15 – го числа каждого месяца выдается аванс по желанию работника не более половины его заработной платы, 29 – го числа каждого месяца выдается полностью заработная плата с учетом взятого аванса. Заработная плата продавцов в течение трёх лет имела тенденцию к увеличению, что сказывается на работе некоторых продавцов. Следует отметить, что при этом увеличении не снижается текучесть кадров. Причины этому будут рассмотрены при анализе действующей системы мотивации на предприятии.
В следующей подглаве рассмотрим и проанализируем действующую на предприятии систему мотивации и стимулирования персонала компании ООО «РС Айсберри».
Целью анализа действующей системы мотивации персонала является выявление ее недостатков и в случае их выявления путем целенаправленных мер попытаться изменить положение к лучшему. Данные, полученные в результате этого анализа должны нам дать представление о том, как работники на себе чувствуют действие этой системы, и соответствует ли она их ожиданию.
В штате компании ООО «Розничная сеть Айсберри» числятся 500 офисных сотрудников и свыше 1 тысячи продавцов. Большая часть прибыли компании идёт от продаж мороженного в палатках, поэтому увеличение прибыли зависит от мотивации и желания работать непосредственно продавца, который продаёт мороженное. Офисные работники также нуждаются в поддержании стремления работать. В связи с этим на предприятии в 2006 году было разработано «Положение о мотивации сотрудников компании ООО «РС Айсберри»», целью которого является повышение эффективности работы подразделений, групп работников, конкретного работника. Рассмотрим подробнее методы мотивации и стимулирования компании ООО «РС Айсберри».
В компании обширно представлена система мотивации, которая включает как материальную мотивацию, так и нематериальную мотивацию. Материальная мотивация включает стимулы:
Материальные неденежные стимулы реализуются с помощью двух методов. «Метод Морковки» применяется в случаях мотивации результативности сотрудника, в тоже время «метод Меню» направлен на мотивацию сотрудников к повышению профессионально-важных качеств, уровень компетенции. Вклад сотрудников в результативность организации и уровень подготовки специалиста в «РС Айсберри» используется система баллов, количество которых у каждого сотрудника определяется:
Организация социальных выплат за набранные таким образом баллы проводится методом «Меню». В этом случае каждый сотрудник получает возможность самостоятельно выбрать те из предлагаемых организацией благ (или «Блюд из меню»), которые представляют наибольшую ценность для него. Более того, сотрудники могут сами предлагать необходимые им блага. Например, сотрудник, ребенку которого требуется дорогостоящее лечение не станет пользоваться бассейном, входящим в социальный пакет. А за оплату лечения ребенка (или частичную оплату), он будет очень благодарен своей организации. Набранные баллы являются ограничением при выборе предоставляемых благ, так же как при выборе блюд в меню подобным ограничением являются доступные денежные средства.
Таким образом, одну часть «социального пакета» человек получает вне зависимости от реальных производственных достижений. Вторая же часть этого пакета привязана к конкретным результатам. В этом случае также используется система баллов, которые человек набирает в течение декады – «метод Морковки». За каждый процент перевыполнения месячного плана работник получает четыре балла, за каждый процент невыполнения плана - четыре балла вычитается. Вычитание баллов – обязательная процедура, поскольку поощрение и наказание должны сочетаться. По прошествии месяца сотрудник получает доступ к определенным социальным благам (своеобразной «грядке», на которой «растут морковки», т.е. плоды результативности), каждое из которых имеет определенную стоимость, выраженную в баллах. Список «морковок» составлен из пожеланий и предпочтений сотрудников, которые выявляются с помощью анкетирования ежегодно. «Морковки» различны по цене («морковка» ценою в 1 балл - поход с семьей в театр или в аквапарк, ценою в 4 балла - посещение с друзьями боулинг-клуба, ценою в 100 баллов - семейная поездка за границу и т.д.). Список должен быть таким, чтобы у работника при виде перечня социальных благ возникало желание их заработать! В ООО «РС Айсберри» перечень благ в методах «Меню» и «Морковки» одинаков, хотя некоторые предприятия используют 2 перечня для каждого метода отдельно.
В такой игре существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать.
Информация о работе Основные направления мотивации труда на предприятии