Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:37, дипломная работа
Цель: опираясь на теоретические основы мотивации и стимулирования персонала, проанализировать систему мотивации на исследуемом предприятии, выявить преобладающие мотивы персонала и соотнести их с направлениями мотивации на данном предприятии.
Рисунок 1.4 Недостатки материальной мотивации
В результате между высокооплачиваемым работником и работодателем постепенно нарастают два конфликта. Один связан с желанием руководителя загрузить работой хороших и высокооплачиваемых специалистов "в любое время дня и ночи". Это вызвано вполне естественной мотивом: "Такие деньги он должен отрабатывать". В результате человеку просто некогда тратить заработанные средства. Вся жизнь у него уходит на работу и сон.
Второй конфликт основан на боязни руководителя, что работники, в которых вложена масса средств и энергии, уйдут из организации, как только столкнутся с неизбежным зарплатным и карьерным "потолком".
Именно поэтому, несмотря на всю важность материальных поощрений, мотивационная система организации должна включать в себя иные, "мягкие" методы воздействия на подчиненных и хорошо организованную нематериальную мотивацию сотрудников. Желание работать должно подкрепляться не только с материальной стороны, но и с социальной и моральной.
Административные методы мотивации
Необходимость административных методов исходит из того, что любой человек, приходя в организацию, принимает на себя определенные обязанности, ответственность за качественное выполнение порученной работы и, в известной мере, ответственность за результаты деятельности организации в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов, с помощью которых определяются:
Административные методы подразделяются на организационные, распорядительные и дисциплинарные (см. рисунок 1.5):
Рисунок 1.5. Виды административных методов мотивации
Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование;
Сущность регламентирования заключается в установлении:
Такими объектами являются:
Широкое и грамотное использование организационных методов, закрепленное в принятых правилах поведения персонала, снижает необходимость частого использования распорядительных воздействий и социально-психологических методов.
Нормирование как метод воздействия на работников и коллективы использует нормы, которые имеют конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
Выделяются следующие основные виды нормирования:
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяется, с одной стороны, на устное и письменное, с другой стороны, на индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:
Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей.
Можно говорить о позитивных и негативных формах административных воздействий, которые представлены в таблице 1.1:
Позитивные формы воздействия |
Негативные формы воздействия |
Устав организации хорошо проработан и все работники имеют к нему доступ |
Организация пользуется типовым уставом, к которому никто не имеет доступа |
Коллективный
договор устанавливает |
Коллективный договор носит формальный характер, что приводит к периодическим столкновениям администрации с работниками |
Разработка четких правил внутреннего распорядка и их периодический пересмотр с целью совершенствования режимов труда и отдыха работников |
Использование типовых правил внутреннего распорядка и их периодическое ужесточение |
Разработка четких положений о подразделениях и должностных инструкций, регламентирующих должностные и информационные связи как между подразделениями, так и между сотрудниками |
Используемые положения о подразделениях и должностные инструкции не позволяют четко разграничить ответственность как между подразделениями, так и между сотрудниками |
Использование четких приказов и распоряжений с указанием состояния дел, намечаемых мероприятий с выделением необходимых ресурсов, сроков и ответственных |
Использование расплывчатых или противоречивых приказов и распоряжений с констатацией положения дел без четкого определения мероприятий и выделения ресурсов |
Применение системы контроля исполнения документов |
Отсутствие системы контроля исполнения документов |
Исключительное и редкое использование методов дисциплинарного воздействия |
Частое и не всегда обоснованное использование методов дисциплинарного воздействия |
Таблица 1.1 Позитивные и негативные формы административного воздействия
Оба направления - материальная и нематериальная мотивация, реализуются с помощью определённых методов мотивации, которые включают ряд стимулов. Материальная мотивация включает экономические методы, нематериальная – социально-психологические, социально-экономические и административные методы.
Рассмотренные методы мотивации широко применяются на отечественных предприятиях, но они в свою очередь не являются универсальными. Последнее время менеджеры крупных предприятий заимствуют зарубежный опыт.
В практике американских фирм используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.
Применяемые промышленными
фирмами системы мотивации рабо
Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков работы. В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания) в середине 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы - возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договоренности между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.
Работа, которая выполняется только дома за компьютером, называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.
Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями и уже к 2004 году телеработой было занято около 15% рабочей силы. В тоже время был получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократилось на 1.1 млн. единиц, а бензина было сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономили по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники в среднем сэкономили по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах. На российских предприятиях пока что относятся скептически к подобным нововведениям и менеджеры уверены, что работа в офисе более продуктивна, нежели в домашних условиях12.
Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
Зарубежные методы мотивации более «гибкие», чем отечественные и отвечают современным условиям, они не привязаны к каким-либо стандартам и нормам.
Предприятие выбирает, как и каким образом воздействовать на персонал. Следует отметить, что потребности сотрудников постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что одну и ту же мотивацию можно применять постоянно, в таком случае она может быть безрезультативна. Личность развивается, а значит, расширяются возможности и потребности в самовыражении. Каждый сотрудник нуждается в индивидуальном подходе, подборе определённого направления мотивации и определённой системы методов мотивации как по отдельности, так и в различных сочетаниях.
Управление персоналом, в частности мотивация и стимулирование персонала, является сегодня передовым участком, определяющим эффективность и конкурентоспособность организаций разных областей экономики. Осознание руководителями важности этого направления работы приходит с тем опытом, который они получили за последние годы. Реальная практика управления продемонстрировала простую истину - самые гениальные схемы и сценарии изменений не будут иметь успех, если при этом игнорируется их «человеческая составляющая». Финские консультанты по управлению выяснили, что если сотрудника эффективно мотивировать, он будет отдавать не 20% своего потенциала работе как обычно, а 80-90%13. Основная причина потери рабочего времени заключается, как правило, не в том, что человек не хочет работать, а в том, что он не мотивирован на работу.
Информация о работе Основные направления мотивации труда на предприятии