Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:37, дипломная работа
Цель: опираясь на теоретические основы мотивации и стимулирования персонала, проанализировать систему мотивации на исследуемом предприятии, выявить преобладающие мотивы персонала и соотнести их с направлениями мотивации на данном предприятии.
Участие в инновациях. Сотрудники чувствуют, что им доверяют и их ценят, особенно когда какие-то идеи принимаются к рассмотрению или, что еще лучше, претворяются в жизнь.
Командировка как награда. Для тех, кто часто ездит по служебным делам, командировка не является наградой. Но сотрудник, который все время сидит в офисе, может обрадоваться поездке как очередной премии.
Рабочее место. Производительность и эффективность труда работников теснейшим образом связаны с условиями их труда. Рабочее пространство, оборудование, наличие или отсутствие кондиционирования воздуха, степень комфортабельности мебели – важные показатели, от которых зависит продуктивность сотрудника. Некоторые предприятия приглашают специалистов по эргономике.
Социальный пакет. Социальный пакет как набор услуг имеет смысл там, где предприятию выгодно, чтобы сотрудники ими пользовались. Допустим, если офис фирмы неудобно расположен, лучше забирать сотрудников от метро собственным автобусом. Это предотвратит опоздания на работу и частично снимет усталость от дороги.
В ОАО «Строительно-промышленный
комбинат» (г. Ханты-мансийск) до 60 процентов
персонала составляют женщины рабочих
специальностей, большинство из которых
имеют детей школьного
Ту же сумму можно было бы потратить на прибавку к заработной плате работников. Расчеты показывают, что у каждого сотрудника она повысилась бы менее чем на 100 рублей в месяц (на предприятии работает более 10 000 сотрудников). Эти деньги растворились бы в семейном бюджете и через короткое время забылись.
Корпоративные вечера. Вечеринки на работе также неизбежны, как и смены времен года. Если они проходят интересно, то служат отличным средством мотивации, давая людям возможность лучше узнать друг друга и немного повеселиться.
Отвечает ли это эмоциональным потребностям - вопрос спорный, но в настоящее время для многих именно с работой связана большая часть общения. Для тех, кто любит общение, вечеринки всегда будут развлечением и помогут больше ценить свою работу.
Социально-экономические методы мотивации
Социально-экономические методы мотивации при их правильном использовании одновременно предоставляют сотрудникам своеобразные добавки к заработной плате и подчеркивают принадлежность работников компании и проявление ее заботы о них. Эти методы можно разделить на три группы (см. рисунок 1.2):
Рисунок 1.2 Классификация социально-экономических методов
Первая группа связана с обеспечением благоприятных, комфортных условий труда. Можно выделить:
Все эти блага являются полностью или частично бесплатными для персонала, но для организации они имеют вполне реальную стоимость. Поскольку многие работники считают, что вместо улучшения условий труда лучше повышать им заработную плату, руководитель, используя такие методы, должен объяснять своим сотрудникам, что создание более комфортных условий труда - это проявление заботы со стороны предприятия об их здоровье. При этом важно, чтобы здоровье признавалось сотрудниками как одна из важнейших жизненных ценностей.
Вторая группа методов связана с развитием социальной инфраструктуры организации, к которой относятся:
- частичная оплата медицинской помощи, оказываемой сотрудникам или членам их семей;
- открытие
в организации различных
- предоставление
сотрудникам возможности
Третью группу составляют неявные выплаты, с помощью которых организация в той или иной степени стремится подчеркнуть индивидуальность работников. Чаще всего эти выплаты осуществляются в виде различных "социальных пакетов", которые должны помогать привлекать и удерживать ценных работников.
Вместе с тем нужно отметить, что такие методы, несмотря на их большой мотивационный потенциал, будут использоваться неэффективно. Предоставление всем сотрудникам стандартного набора "обед - мобильный - транспорт - бассейн" зачастую не работает как мотиватор: люди этим не пользуются. Например, компания может тратить немалые деньги на оплату услуг фитнес-клуба для всех своих работников, но они его не посещают: далеко или нет времени. А руководство считает, что проявляет заботу о сотрудниках, и недоумевает по поводу отсутствия трудового энтузиазма с их стороны.
Поэтому можно говорить, что социальные выплаты должны (см. рисунок 1.3):
Рисунок 1.3 Требования к социальным выплатам
Экономические методы мотивации
В этом блоке рассмотрим экономические методы мотивации:
Между заработной платой и достигнутыми трудовыми результатами работников должна быть ощутимая взаимосвязь, т.е. оплата труда должна производиться по конечному результату. Заработная плата становится мотивирующим фактором лишь при выполнении данного условия.
В российских компаниях нередко практикуется выдача «премий-призов» - денежного вознаграждения, получаемого сотрудниками спонтанно за какие-либо успехи. Есть мнение, что эффект неожиданности должен еще больше вдохновить сотрудников, однако это только вносит путаницу, так как работник перестает понимать, почему в одном случае он получил премию, а в другом – нет. По этой причине лучше поставить в известность сотрудников о тех конкретных ситуациях, когда предусмотрена выдача премиальных. С другой стороны, если премия становится атрибутом ежемесячного дохода (к примеру, как у работников промышленных предприятий), то это также слабо мотивирует их на повышение эффективности труда.
Премия является хорошим мотиватором, если она правильно позиционируется как в сознании работника, так и в сознании руководителя. Не может быть мотивирующим фактором премия, которая платится всегда. В этом случае она воспринимается как часть зарплаты.
На предприятиях разрабатывается «Положение о премировании», которое позволяет начислять премии по определённым критериям и показателям.
Для высшего
управленческого звена
Немаловажным
остаётся тот факт, что материальная
мотивация используется как в
форме материального
Система материальных поощрений очень важна для мотивации работников. Она может быть грамотно построена на предприятии и признана людьми как справедливая, однако ее явно не достаточно для полной мотивации персонала по следующим причинам (см. рисунок 1.4):
Информация о работе Основные направления мотивации труда на предприятии