Основные направления повышения эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является прогнозирование потребности в персонале и оптимизация кадровой стратегии ФГУП«Госземкадастрсъемка».
Прогнозирование потребности в персонале становится таким же значимым аспектом деятельности по управлению персоналом, как и оптимизация кадровой стратегии, позволяя сократить возможные затраты на персонал, поэтому основными задачами проекта являются:
проанализировать численность и состав персонала учреждения;
спрогнозировать численность персонала учреждения, в связи с внедрением нового программного продукта;
оптимизировать кадровую стратегию;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Управление персоналом - составная часть менеджмента организации 6
1.1. Понятие и виды кадровой политики и стратегии 6
1.2. Содержание маркетинга персонала 16
1.3. Методы прогнозирования потребности в персонале 21
1.3.1. Методы повышения квалификации персонала 30
Глава 2. Анализ использования кадрового потенциала учреждения 38
2.1. Общая характеристика ФГУП «Госземкадастрсъемка» 38
2.2. Характеристика организационной структуры ФГУ Кадастровая палата по Краснодарскому краю Туапсинский филиал 43
2.3. Анализ численности и динамики персонала учреждения 49
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления персоналом учреждения 61
3.1. Прогнозирование потребности в персонале 61
3.2. Оценка затрат на расширение численности и повышение квалификации персонала 68
3.3. Оптимизация кадровой стратегии учреждения 73
Заключение 79
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТCТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

 

 

 

дипломный проект

по специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

 

тема: «Основные направления повышения  эффективности  управления персоналом»

(ФГУП «Госзекадастрсъемка»)

 

студентка группы 06-ЗГМУ ________________       (подпись)

 

 

научный руководитель ________________           

 

 

 

проект допущен к  защите ________________           

 

                                                                                    «_____»____________2012г.

 

Сочи  2012г.

 

 

 

Введение

Одним из главных результатов  современного этапа научно-технической  революции стало превращение человека в главную движущую силу производства, поэтому сегодня для организации ее персонал является основным богатством.

За последние годы работник превратился из «досадной, но необходимой статьи расходов»  в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиций.

Современная система  управления персоналом в условиях рыночной экономики представляет возможности разработки новой, более гибкой стратегии развития кадрового потенциала предприятий, приводящей к радикальным изменениям в системе управления кадрами.

Все чаще возникают проблемы эффективного использования кадрового потенциала, поиска новых возможностей повышения производительности труда, оптимизации численности персонала. Все эти вопросы разрешаются в рамках кадровой политики организации и неразрывно связаны с общей стратегией организации.

Тема прогнозирования  потребности в персонале и  оптимизации кадровой стратегии  широко обсуждается в рамках отечественных  и зарубежных социально – экономических  исследований. Изучение методов прогнозирования  потребности в персонале и  оптимизации стратегии управления персоналом представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов эффективного использования кадрового потенциала организации.

Актуальность темы дипломного проекта обусловлена в значительной мере как значением системы комплексных решений по планированию и прогнозированию численности персонала для снижения затрат на него, так и недостаточным уровнем применения в бюджетных учреждениях результатов современных исследований в сфере управления персоналом.

Целью дипломного проекта  является прогнозирование потребности  в персонале и оптимизация  кадровой стратегии ФГУП«Госземкадастрсъемка».

Прогнозирование потребности  в персонале становится таким  же значимым аспектом деятельности по управлению персоналом, как и оптимизация кадровой стратегии, позволяя сократить возможные затраты на персонал, поэтому основными задачами проекта являются:

  • проанализировать численность и состав персонала учреждения;
  • спрогнозировать численность персонала учреждения, в связи с внедрением нового программного продукта;
  • оптимизировать кадровую стратегию;

Объектом исследования проекта является сложившаяся система  управления персоналом ФГУП«Госземкадастрсъемка».

Предмет исследования: правовые, экономические и социальные аспекты системы управления персоналом, ключевые проблемы методов прогнозирования численности персонала и оптимизации кадровой стратегии.

В ходе проекта следует  получить ответы на следующие вопросы:

    1. Оптимальна ли численность персонала в учреждении?
    2. Какая численность ожидается в связи с внедрением нового программного продукта?
    3. Возможно ли сократить прогнозируемую численность?
    4. Как можно оптимизировать кадровую стратегию?
    5. Какими способами возможно вести обучение персонала?

В целях решения задач дипломного проекта используются следующие методы:

    • изучение и анализ экономической, юридической и социологической литературы по теме исследования;
    • контент-анализ периодических публикаций для обобщения, систематизации и теоретического анализа имеющихся фактов и положений по проблеме исследования;
    • представление, обработка и анализ полученных результатов;
    • интерпретация результатов и формулировка выводов по работе.

Структура и содержание глав дипломного проекта определяется описанными выше целями и задачами и обеспечивает логическую связь в раскрытии достаточно широкой темы исследования.

 

Глава 1. Управление персоналом - составная часть менеджмента  организации

1.1. Понятие и виды кадровой  политики и стратегии

Система управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности. Эффективность менеджмента напрямую зависит от качества управления персоналом.

Важными элементами системы  управления персоналом являются кадровая политика и кадровые стратегии.

Кадровая политика — система целей, принципов и вытекающих из них форм и, методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в организации. [1, стр. 87]

Кадровая стратегия  — набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии организации, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики. [1, стр. 87]

Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса  процессов обновления, сохранения и  развития необходимого качественного  и количественного состава кадров организации в соответствии с потребностями и целями самой организации. [1, стр. 88]

Кадровая стратегия, или  стратегия управления персоналом, базируется на кадровой политике и стратегии  развития организации и носит  долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплекса мероприятий по реализации выбранного курса действий. [1, стр. 88]

Итак, можно сделать  вывод о том, что кадровая стратегия или стратегия управления персоналом напрямую зависит от типа кадровой политики, поэтому, анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.

Первое основание может  быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

  • пассивная;
  • реактивная;
  • превентивная;
  • активная.

Пассивная кадровая политика. Для такого типа характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании. [8, стр. 187]

Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство организации имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике. [8, стр. 189 ]

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации. [7, стр. 22]

При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики – открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли. [8, стр. 190]

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Итак, как я уже отмечала выше, кадровая политика оказывает  сильное влияние на формирование кадровой стратегии.

Стратегия управления персоналом (кадровая стратегия) - это разработанное  руководством организации приоритетное, качественно определенное направление  действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию профессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

Основными чертами стратегии  управления персоналом являются:

  • ее долгосрочный характер, что объясняет нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;
  • связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления. [8, стр. 212]

Информация о работе Основные направления повышения эффективности управления персоналом