Основные направления повышения эффективности управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является прогнозирование потребности в персонале и оптимизация кадровой стратегии ФГУП«Госземкадастрсъемка».
Прогнозирование потребности в персонале становится таким же значимым аспектом деятельности по управлению персоналом, как и оптимизация кадровой стратегии, позволяя сократить возможные затраты на персонал, поэтому основными задачами проекта являются:
проанализировать численность и состав персонала учреждения;
спрогнозировать численность персонала учреждения, в связи с внедрением нового программного продукта;
оптимизировать кадровую стратегию;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Управление персоналом - составная часть менеджмента организации 6
1.1. Понятие и виды кадровой политики и стратегии 6
1.2. Содержание маркетинга персонала 16
1.3. Методы прогнозирования потребности в персонале 21
1.3.1. Методы повышения квалификации персонала 30
Глава 2. Анализ использования кадрового потенциала учреждения 38
2.1. Общая характеристика ФГУП «Госземкадастрсъемка» 38
2.2. Характеристика организационной структуры ФГУ Кадастровая палата по Краснодарскому краю Туапсинский филиал 43
2.3. Анализ численности и динамики персонала учреждения 49
Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления персоналом учреждения 61
3.1. Прогнозирование потребности в персонале 61
3.2. Оценка затрат на расширение численности и повышение квалификации персонала 68
3.3. Оптимизация кадровой стратегии учреждения 73
Заключение 79
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Методы прогнозирования  потребности в персонале

Прогнозирование потребностей в персонале базируется на предпосылках, которые позволяют делать предложения относительно будущего. Цель прогноза состоит в том, чтобы разработать эти основные предпосылки.

Существует три вида прогнозов:

  • для разработки требований к персоналу,
  • для поиска кандидатов со стороны,
  • для поиска кандидатов внутри организации.

При прогнозировании  потребности в персонале менеджер должен принимать во внимание несколько  факторов:

  • проектируемая текучесть кадров (с учетом увольнений и отставок),
  • качество и характер служащих (с точки зрения видимых изменений потребностей организации),
  • решение о модернизации изделий и услуг или о выходе на новые рынки. [13, стр. 50]

Прежде чем начинать прогнозирование потребностей, менеджеру  по персоналу нужно узнать как долгосрочные, так и краткосрочные планы руководства. Главное, чтобы эта информация была получена от первых лиц организации или учредителей, а не от смежных подразделений. Необходимую информацию можно получить в бухгалтерии, у руководителей подразделений или у руководителя организации.

Как правило, на этапе  подведения итогов истекшего года и  формирования бюджета на год наступающий  можно получить как минимум следующие  данные:

    • процент увеличения плана продаж (объема предоставляемых услуг) по сравнению с истекшим периодом (годом);
    • вероятность открытия новых подразделений или аренды новых площадей;
    • степень удовлетворенности руководства квалификацией работающего персонала;
    • возможность разработки новых продуктов (предоставление новых услуг);
    • планы по открытию – закрытию региональных филиалов.

До начала прогнозирования  желательно ознакомиться со следующими нормативными документами и показателями:

    • штатное расписание (с указанием численности и вакантных мест по подразделениям);
    • информация о сотрудниках (анкеты, личные данные, в т.ч. о дополнительных навыках сотрудников);
    • процент текучести персонала (в идеале по подразделениям);
    • причины текучести;
    • кадровая политика в отношении персонала (ориентирована она на внутреннюю или внешнюю среду, т.е. нацелена на удержание сотрудников или нет);
    • размер оплаты труда персонала и другие материальные составляющие. [13, стр. 60]

После сбора данных можно  перейти к структурированию информации о прошлом компании и имеющихся  кадровых ресурсах и только после  этого заняться непосредственно прогнозированием.

Всю процедуру прогнозирования  потребности в персонале в  персонале можно предоставить в  виде четырех крупных этапов. Для  осуществления каждого из них  нужна информация, которую менеджер по персоналу получает от подразделений, нуждающихся в новых сотрудниках. [13, стр. 65]

Этапы прогнозирования  потребности в персонале:

    1. Анализ внутренних ресурсов организации с целью прогнозирования удовлетворения будущих потребностей.
    2. Анализ потребности организации в персонале на конкретный период.
    3. Анализ возможности удовлетворения конкретных потребностей организации в персонале за счет существующих человеческих ресурсов.
    4. Виды принятия решения:
      • привлекать человеческие ресурсы извне;
      • переквалифицировать частично имеющихся сотрудников;
      • сократить персонал за отсутствием надобности.

Прогнозирование потребности  в персонале – одно из важнейших  направлений кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

Следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи. [15, стр. 30]

Качественная потребность, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из:

  • профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
  • требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
  • штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
  • документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.

Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным  расчетом количества персонала по каждому  критерию качественной потребности. Общая  потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям. [15, стр. 35]

Качественная потребность  в специалистах и руководителях  может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных  документов:

  • системы целей как основы оргструктуры управления;
  • общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
  • штатного расписания;
  • должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.

Задача определения  количественной потребности в персонале  сводится как к выбору метода расчета  численности сотрудников, так и  к установлению исходных данных для  расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период. [15, стр. 40]

Можно выделить несколько  основных методов расчета количественной потребности в персонале:

  1. Фотография рабочего дня заключается в том, что менеджер по персоналу определяет задачи и действия для работника, а потом регистрирует их во времени. Результатом такого исследования станет определение целесообразности тех или иных операций, а также их значимость. Можно будет отказаться от каких – либо действий в пользу выполнения более значимых либо вообще пойти по пути сокращения персонала, совместив обязанности нескольких должностей в одну штатную единицу.
  2. При использовании метода экстраполяции происходит перенос существующей на данный момент в организации ситуации на планируемый период, с учетом специфики рынка, изменения финансовой ситуации и т.д. Этот метод хорош для использования на короткий период в стабильных компаниях.
  3. Компьютерная модель планирования персонала – не очень популярный метод при расчете потребности в сотрудниках. При его использовании задействованы линейные руководители, которые должны предоставлять информацию менеджеру по персоналу. На основе этого строится компьютерный прогноз с учетом текучести, оценочных процедур и др.
  4. Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих – сдельщиков или рабочих – повременщиков, количество которых определяется непосредственно трудоемкостью процесса. Для расчета следует пользоваться следующей типовой зависимостью:

Численность рабочих = (Время, необходимое для выполнения производственной программы (Тн)/ Полезный фонд времени одного рабочего (Тпол))*Коэффициент перерасчета явочной численности в списочную.

В свою очередь,


,

 

 

где n – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе; Ni – количество изделий i – й номенклатурной позиции; Тi – время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению i – й номенклатурной позиции; Тн.пр.i – время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i – й позиции; KВ – коэффициент выполнения норм времени, рассчитывается следующим образом:

KВ = Время изготовления единицы продукции по технологии / Фактическое время изготовления единицы продукции. [8, стр. 261]

В качестве разновидности рассматриваемого метода может быть представлен подход для определения численности  управленческого персонала с  использованием формулы Розенкранца, имеющей в общем случае следующий  вид:

 


 

 

 

Где Ч – численность управленческого  персонала определенной профессии, специальности, подразделения и  т.п.; n – количество видов управленческих функций, определяющих загрузку данной категории специалистов; mi – среднее количество определенных действий (расчетов, обработки заказов, переговоров и т.п.) в рамках i – го вида управленческих функций за установленный промежуток времени; ti – время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i – го вида управленческих функций; Т – рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятых в расчетах; Кнрв – коэффициент необходимого распределения времени; Кфрв – коэффициент фактического распределения времени; tp – время на различные функции, которые невозможно учесть в предварительных расчетах.

В свою очередь, коэффициент необходимого распределения времени (Кнрв) рассчитывается следующим образом:

Кнрв = Кдроп,

где Кдр – коэффициент, учитывающий затраты на дополнительные функции, заранее не учтенные во времени, необходимом для определенного процесса (∑m*t); как правило, находится в пределах 1,2< Кдр<1,4; Ко – коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников в течении рабочего дня; как правило, устанавливается на уровне 1,12; Кп – коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

Коэффициент фактического распределения времени (Кфрв) определяется отношением общего фонда рабочего времени какого – либо подразделения ко времени, рассчитанному как .

Следует отметить, что  в общем виде формула Розенкранца  служит для проверки соответствия фактической  численности необходимой, которая  задается загрузкой данного подразделения.

Для использования формулой Розенкранца в плановых расчетах ей следует придать такой вид:


 

 

 

так как величины tp и Кфрв в этом случае неизвестны.

  1. Метод расчета по нормам обслуживания. В зарубежной литературе принято название «агрегат – метод», показывающее зависимость рассчитываемой численности от количества обслуживаемых машин, агрегатов и других объектов.

Ч = ((Число агрегатов * Коэффициент загрузки) / (Норма обслуживания)) * Коэффициент пересчета явочной  численности в списочную. [8, стр. 265]

В свою очередь, нормы  обслуживания определяются по формуле:


 

 

 

где n – количество видов работ по обслуживанию объекта; tедi – время, необходимое для выполнения единицы объема i – го вида работ; npi – число единиц объема i – го вида работ на единицу оборудования или иного объекта расчета; Тпол – полезный фонд времени работника за день; Тд – время, необходимое для выполнения работником дополнительных функций, не включаемых в tед.

  1. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности. Данный метод следует рассматривать как частный случай использования метода норм обслуживания, так как и необходимое число работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают исходя из норм обслуживания.

Численность работников по рабочим местам определяется по формуле:

Ч = Необходимое число  работников (число рабочих мест)* Загрузка * Коэффициент пересчета явочной численности в списочную.

Нормативы численности  определяются следующим образом:


 

 

где Ор – объем работы; Ноб – норма обслуживания.

Применяемый в расчетах по всем методам определения численности  коэффициент пересчета явочной численности в списочную позволяет учесть вероятное отсутствие персонала на рабочих местах в течение планового промежутка времени из – за болезни; очередного или дополнительного отпуска; учебного отпуска; прочих уважительных причин.

Информация о работе Основные направления повышения эффективности управления персоналом