Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

Общезначимые решения  не содержат в себе норм права, хотя разрешают проблемы управления, имеющие  общее значение. Например, решения  о создании, преобразовании или ликвидации того или иного подразделения  в системе органов внутренних дел. Как правило, на основе этих управленческих решений могут приниматься нормативные  решения, например, утверждение положения  о вновь образованном подразделении. В последующем на их основе принимаются  индивидуальные решения, в частности  приказы о назначении должностных  лиц. Индивидуальные решения призваны решать конкретные вопросы управления. Они принимаются на основе нормативных  или общезначимых решений. Индивидуальные решения - наиболее распространенный вид  управленческих решений. Должностные  лица любого органа внутренних дел  в том или ином объеме обладают правом принятия тех или иных индивидуальных решений.

Смешанные решения могут  содержать в себе как нормы  права, так и нормы общего, а  также индивидуального характера. Такие решения принимаются по комплексным вопросам управления.

2. По сроку действия  управленческие решения подразделяются: на оперативные (текущие); среднесрочные  (квартал, полугодие, год); долгосрочные (период более года). По этому  же критерию решения подразделяются  на стратегические и тактические.  Стратегические решения касаются  узловых (генеральных) проблем,  они действуют в течение длительного  времени и принимаются для  разрешения перспективных задач.  Тактические решения связаны  с осуществлением текущих (оперативных)  задач.

3. По содержанию можно  выделить: предписывающие, уполномочивающие, запрещающие и разрешающие решения.  Как правило, данный признак  носит смешанный характер в  решениях субъекта управления.

4. По функциям управления  обычно различают: плановые, финансовые, хозяйственные, контрольные. Данный  признак чётче выражен в низовых  структурах управления, где управление  приобретает более предметный  характер. С повышением уровня  управления данный признак становится  менее выраженным для решения  в целом.

5. По назначению акты  управления делятся: на организационные  и распорядительные. Организационные  акты (устав, положение, инструкция  и т.д.) принимаются по наиболее  принципиальным, основополагающим  вопросам управления и по этим  причинам иногда называются учредительными. Распорядительные (директива, решение,  приказ, распоряжение, план и т.п.) решают, как правило, предметные  задачи, но по значению могуг  совпадать с организационными  решениями (например, директива,  приказ).

6. По уровню управления  и ею компетенции выделяют  акты: общесистемного значения - в  целом по МВД России: регионального  значения -уровень компетенции федеральных  округов; значения субъекта Федерации  - уровень республик, краёв, областей  и др. субъектов; местного значения -уровень компетенции горрайлиноргана:  локального значения - уровень компетенции  субъекта управления в структуре  горрайлиноргана.

7. По форме выражения,  как правило, различают: письменные  и устные.

Приведенная классификация  управленческих решений не является исчерпывающей.

Одновременно с этим наиболее распространёнными формами в  системе управления органами внутренних дел являются:

Директива - содержит нормативные  предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы развития системы министерства, а также  основные направления ее деятельности.

Приказ - издается но наиболее важным вопросам функционирования системы  МВД. включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, определение их задач и функций, правовое регулирование различных  направлений деятельности, прохождения  службы.

Положение и наставление - регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и  порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В  наставлении излагаются нормы о  порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.

Инструкция - регулирует (как  и правила, и устав) основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила - устанавливают  порядок осуществления отдельного вида деятельности.

Устав - является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное  изложение норм, регламентирующих гот  или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся  к системе министерства.

Для любого уровня управления должна соблюдаться «мера разнообразия»  актов управления, принимаемых по различным вопросам. Для высших органов  государственной власти и управления номинальный признак определяет правого или иного высшего  органа издавать соответствующий акт (указ, постановление, распоряжение). Дальнейшая ведомственная градация актов управления также должна находиться в определенном соответствии с их назначением в  управленческом процессе.

При разделении видов управленческих решений следует соблюдать соответствующие  процедуры их принятия - правила  разработки и утверждения. Процедура  обязательно предусматривает выбор  вида (названия) будущего решения, а  также анализ проблемного вопроса.

33 ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ СТРАТЕГИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Стратегическое управление традиционно и в основном рассматривалось  как часть управления, деятельность руководителей и органов управления высшего и среднего (МВД, УВД, УВДТ) звена, связанная с определением и реализацией приоритетных, крупномасштабных задач преобразования, совершенствования, развития органов внутренних дел  в соответствии с государственной  правоохранительной политикой и  прогнозами оперативной обстановки, обеспечивающая успешное решение задач  правоохраны.

Стратегическое управление в двух аспектах. Во-первых, исходят  из того, что система управления должна приобретать новые качества по мере возрастания количества и  сложности ситуаций во внешней среде, увеличивая свои возможности по выработке  и реализации адекватных ситуации решений (закон необходимого разнообразия Р. Эшби), а потому рассматривают стратегическое управление как концепцию выживания  и непрерывного развития системы  в условиях нестабильности, которая  дает общее представление о том, какой должна быть система в будущем, в каких условиях ей предстоит  функционировать, какие задачи предстоит  решать на разных этапах развития, какие  изменения предстоит осуществить  и т.п.

Министерство внутренних дел России выработало Концепцию  развития органов внутренних дел  до 2005 года. Разработана Концепция  укрепления правопорядка в г. Санкт-Петербурге и в ряде других регионов. В концепциях сформулированы направления и пути развития нашей системы и ее региональных органов, долгосрочные цели, которые  должны быть достигнуты с помощью  стратегического управления.

Во-вторых, стратегическое управление представляет собой деятельность, которая  состоит в выборе образа действий по достижению долгосрочных целей организации  в постоянно меняющихся условиях внешней среды, область деятельности высшего руководства организации, главная обязанность которого в этом аспекте состоит з организации исполнения положений, предписаний концепции, т.е. а определении предпочтительных направлений развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и т.д.

На основании изложенного  возможно определить стратегическое управление как концепцию непрерывного развития системы органов внутренних дел  и внутренних войск России в условиях нестабильной оперативной обстановки как области деятельности высшего  руководства, связанную с определением образа действий по достижению перспективных  целей и задач системы, созданием, распределением и использованием ресурсов, поддержанием ряда взаимоотношений  между системой и окружением, которые  позволяют ей добиваться целей усиления борьбы с преступностью и оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегическое управление подразделяют на следующие компоненты: миссия; цели, задачи системы; стратегический анализ; определение стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; контроль и оценка стратегии.

Раскрывая содержание работ  по этим этапам, можно сказать о  том, что выбор стратегии сопровождается разработкой стратегического плана, т.е. установлением необходимых условий  и характера действий по реализации стратегии, а этап реализации стратегии  расчленяется на два подэтапа: создание механизма, т.е. кадровое, правовое, организационное, информационное, материально-техническое  и методическое обеспечение, и создание адаптивной организационной структуры.

Контроль традиционно  рассматривается как форма обратной связи, как способ выявления оценки проблем и причин их возникновения, факторов и степени их влияния на эффективности мер по устранению сбоев в работе.

Процесс стратегического  управления органами внутренних дел  представляется в виде следующих  этапов и в следующей последовательности: фундаментальные исследования, разработка миссии; разработка долгосрочных и  краткосрочных целей, задач и  принципов; прогнозирование изменений, определение стратегических альтернатив  и выбор стратегии; разработка стратегического  плана; реализация стратегии: создание механизма реализации; создание адаптивной организационной структуры, формирование культуры, стратегическая подготовка кадров; стратегический контроль; оценка и коррекция стратегических решений.25

Процесс стратегического  управления является непрерывным, а  его цикл замкнутым. Поэтому сравнение  на последнем этапе достигнутых  результатов с запланированными позволяет внести коррекцию всех предшествующих или перейти к  выбору и реализации новой стратегии.

34 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В настоящее время планирование в системе МВД организуется в  соответствии с приказом МВД России от 9 января 2003 г. № 15 «Об организации  планирования в системе МВД России».

Под планированием, как общей функцией процесса управления, понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их достижения, а также последовательности их решения и сроков выполнения. План представляет собой специфическую разновидность управленческого решения, включает взаимосвязанную совокупность отдельных решений. Следует выделить особую форму изложения плана, строгую определенность процедуры его выработки и принятия.

В настоящее время в  органах внутренних дел разрабатываются  следующие основные виды планов - стратегические, организационно-тактические, типовые, разовые и личные планы. В данном аспекте мы остановимся на стратегическом планировании в ОВД.

Стратегические  планы разрабатываются главным образом на федеральном и региональном уровнях (например, федеральная либо региональная целевая программа мер по усилению борьбы с преступностью).

Применительно к системе  органов внутренних дел под комплексной  целевой программой понимается особый вид управленческого решения, определяющий систему объединенных единством  целей и задач мероприятий, которые  направлены на их решение и обеспечены соответствующими ресурсами.

Важнейший организационно-управленческий рычаг реализации государственной  политики борьбы с преступностью - Федеральная  целевая программа, рассчитанная на два либо три года. Такая программа, являясь высшей формой программно-целевого подхода к выполнению правоохранительных задач, служит в то же время ориентиром, базой, фундаментом региональных комплексных  программ, межведомственных программ борьбы с преступностью на отдельных  направлениях (наркотики, преступность несовершеннолетних и т.д.), а также  ведомственных комплексных программ МВД России и МВД, УВД субъектов  Федерации.

При ведущей роли МВД России были разработаны и реализованы  Федеральные программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью  на 1994-1995 гг., 1996-1998 гг. Подготовлена и  введена в действие программа  на 1999 - 2000 гг.

В последние годы разработан и реализован ряд межведомственных программ по борьбе с организованной преступностью, наркоманией, по выявлению  и пресечению каналов поступления  финансовых средств, оружия, взрывчатых веществ, в том числе из-за рубежа, направляемых на поддержку сил, угрожающих национальной безопасности страны.

Масштабные межотраслевые  программы разработаны для обеспечения  государственной монополии в  сфере оборота спиртных напитков.

Во многих регионах реализуются  межведомственные целевые программы  совершенствования социальной базы реализации основных прав и интересов  подростков и молодежи.

На базе вышеназванной  Федеральной программы, ориентируясь на поставленные ею цели и этапность, должны разрабатываться и корректироваться Концепция развития системы МВД  России и перспективные планы  совершенствования отдельных направлений  деятельности Министерства. Концепции  развития, хотя и имеют ряд особенностей формирования и реализации, в широком  смысле слова тоже относятся и  не могут не относиться к документам, вписанным в контур программно-целевого управления органами внутренних дел.

Таким образом, стратегическое планирование в органах внутренних дел организуется на основе системы  иерархически соподчиненных политико-правовых и организационно-программных документов, устанавливающих цели и приоритеты оперативно-служебной деятельности и содержащих сумму взаимосвязанных, скоординированных по исполнителям, месту и времени реализации мероприятий  по борьбе с преступностью и обеспечению  общественного порядка и безопасности.

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел