Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

14 ВИДЫ, МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ  КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Комплексная операция - это совокупность тщательно спланированных и скоординированных оперативно-профилактических, розыскных, следственных и иных действий (мероприятий) большинства служб  и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, а также  приданных сил (и средств), осуществляемых централизованно по единому плану, в одном или нескольких регионах, под руководством начальника оперативного штаба (или группы управления комплексной  операцией), направленных на достижение единой цели и максимальных результатов  по охране общественного порядка  и борьбы с преступностью.

Проводимые в  органах внутренних дел К.о. могут  различаться: по масштабу (общефедеральные, региональные, местные, областные, городские, районные); целевому назначению (по укреплению охраны общественного порядка, по обеспечению  сохранности урожая и т.д.); форме  выражения и содержанию (профилактические, оперативно-розыскные, правоохранительные); по числу участвующих (односторонние - только силы и средства ОВД или  двухсторонние - силы и средства ОВД  и общественности), по числу инстанций (одноступенчатые - ОВД, двухступенчатые - ОВД, УВД и т.д.), по продолжительности (краткосрочные - от 1 до 3-х дней, среднесрочные - от 3-х до 10 дней, долгосрочные - до 30 и свыше дней), по периодичности проведения (разовые, постоянно проводимые).

Форма замысла может  быть устной, текстуальной или текстуально-графической (на карте, схеме местности или  объекта). Предварительная разработка и обсуждение замысла значительно  облегчает планирование.

Цель любой операции, осуществляемой органом внутренних дел, достигается в результате решения  конкретных задач, которые определяются и фиксируются в документе, именуемом  планом операции. Разработка такого плана, требует серьезного отношения, знаний и немалой затраты сил и  времени.

Примерный алгоритм процесса планирования комплексной операции:

1. Установление  необходимости проведения К.о.; 2. Получение дополнительной информации; 3. Определение (уточнение) цели  и задачи; 4. Решение на организацию  разработки замысла К.о.; 5. Постановка  задач на разработку замысла  К,о,; 6. Участие начальника ОВД  в разработке замысла; 8. Разработка  замысла назначенными сотрудниками; 9. Контроль начальника ОВД за  разработкой замысла; 10. Согласование  замысла К.о. с исполнителями  и его доработка; 11. Решение на  организацию разработки плана  К.о.; 12. Решение на использование  замысла для проведения К.о.; 13. Участие начальника ОВД в разработке  плана К.о.; 14. Разработка элементов  плана К.о. рабочей группой; 15. Контроль ОВД за разработкой  плана; 16. Составление и оформление  единого проекта плана К.о.; 17. Согласование проекта плана с  исполнителями и его доработка; 18. Утверждение плана (или замысла)  К.о.

Комплексные профилактические операции, как правило, проводятся в  целях:

- снижения количества  и уровня правонарушений, вызывающих  особую тревогу в связи с  их опасностью, распространенностью  или резким ростом их количества;

- снижения уровня  противоправной активности определенных  категорий правонарушителей (ранее  судимых, несовершеннолетних и  т.д.).

Органам внутренних дел предписывалось не реже двух раз  в год проводить комплексные  операции "Сигнал", "Арсенал", "Поиск", "Гастролер" и другие с максимальным использованием сил  и средств ОВД и подразделений  внутренних войск.

Главный вывод - никакие  операции не заменят повседневной, кропотливой работы всех сотрудников  ОВД.

15 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Объектами оргпроектирования  являются: структура и штаты органа, подразделения; организация труда  руководителей и других категорий  работников; технологические процессы в организационной системе; техническое  оснащение организационной деятельности, рабочих мест в аппарате управления; документационное обеспечение. В зависимости  от характера объекта выделяются и другие направления оргпроектирования, которые могут развиваться самостоятельно. Однако наиболее полно соответствующие  научные рекомендации в сфере  управления могу быть внедрены в практику деятельности органов внутренних дел при комплексном оргпроектировании, охватывающем все элементы и процессы системы.

Оргпроект есть комплекс специально разработанных документов, предписывающих и обосновывающих мероприятия  по изменению состава, соподчиненности, компетенции и штатной численности  подразделений, их документационного  обеспечения, процедур, связей и других организационных элементов системы  управления.

Общая и конечная цель оргпроектирования сводится к  обеспечению оптимального функционирования и развития системы. Более конкретная его цель - подготовка проекта создания, внедрения, улучшения какого-либо организационного элемента или подсистемы в системе  управления.

К методам оргпроектирования  относятся такие всеобщие методы, применяемые для реализации многих функций управления, как аналогия, системный анализ, моделирование, экспертные оценки, самофотография затрат рабочего времени, структуризация целей и  другие. Сохраняя свои общие черты  и основные процедуры, эти методы модифицируются в соответствии со спецификой объектов оргпроектирования.

То же самое можно  сказать и о принципах оргпроектирования. Они базируются на общих принципах  управления: системности, научности, плановости, законности и других, но конкретизируются применительно к объектам данной деятельности.

Основными элементами (этапами) оргпроектирования являются:

1. Выявление проблем  и постановка задач. 

2. Подготовка к  обследованию.

3. Предпроектное  обследование объекта.

4. Обобщение результатов  предпроектного обследования.

5. Собственно оргпроектирование,  т. е. формирование и отражение  в документах, схемах, формулах модели  предлагаемого устройства организации.

6. Экспериментальная  проверка оргпроектных решений.

7. Внедрение оргпроекта.

Указанные этапы  оргпроектирования подразделяются на составные операции. Последние  приобретают иногда весьма специфическое  содержание, определяемое особенностями  проектируемого объекта.

В органах внутренних дел элементы оргпроектирования  применяются во многих подразделениях, особенно при разработке структуры  штатов, информационных подсистем, при  решении вопросов НОТ.

16 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Организационная структура - это совокупность взаимодействующих  компонентов и элементов системы, строение и внутренняя форма организации, которые являются функциональным началом  осуществления целей и задач  деятельности и основывающая на правовом регулировании процессов создания и функционирования отдельных звеньев  данной структуры.

Организационная структура  органов внутренних дел состоит  из взаимодействующих компонентов  и элементов. Обозначенные в административном праве свойства отдельных служб  и подразделений, входящих в единую структуру, позволяют выделить три  основных вида структурных компонентов  органа внутренних дел:

* Отраслевой компонент. Он реализует специальные функции органов внутренних дел. В частности, к нему относятся в укрупненном виде криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

* Обеспечивающий компонент. Он включает в себя кадровые подразделения, тыловые службы, секретариаты, информационные центры, медицинские службы, службы собственной безопасности и др.

* Штабной компонент призван выполнять общие функции управления и разделяется на подразделения межотраслевого управления (штабы и организационно-инспекторские службы) и оперативного управления (дежурные части).

Такое структурное  строение органов внутренних дел  является наиболее общим, свойственным как территориальным, так транспортным органам внутренних дел. Структура  органа определяется сложностью возлагаемых  на него задач, его функциями (цели - задачи - функции - структура) и нормативно закрепляется в правовом статусе, в  его структурно-организационном  блоке.

Органы управления являются составной частью аппарата управления в органах внутренних дел. Они подчинены руководителю органа для осуществления с их помощью всех направлений организационно-управленческой деятельности, функций общего руководства. Организационная структура штаба  соответствует его роли как органа межотраслевого управления. Основными  направлениями деятельности штаба  являются комплексное планирование деятельности органа внутренних дел. координация  деятельности отраслевых подразделений, подготовка проектов управленческих решений, контроль их исполнения и некоторые  другие направления. Иную задачу выполняют  дежурные части. Они осуществляют оперативное  управление силами и средствами органа внутренних дел.

Распределение должностных  обязанностей основано на реализации трех основных принципов оперативно-служебной  деятельности в органах внутренних дел: зональном, линейном и смешанном.

Сочетания отношений  субординации и координации в  системе управления могут создавать  различные тины организационных  структур. Для сферы государственного управления выделяют четыре основных типа: линейный, функциональный, линейно-функциональный и штабной.

Организационная структура  горрайоргана внутренних дел утверждена (в виде типовой модели) министром  внутренних дел и, являясь компонентом  низового уровня, входит в иерархию управления в составе МВД России. Характер задач и объем функций, выполняемых различными уровнями управления, определяет не только их виды, но и организационную структуру. В зависимости от территориального масштаба деятельности органы внутренних дел и аппараты их управления могут быть подразделены на центральные и местные. Организационная структура, утверждённая нормативными актами, является формальной.

Центральным органом  является аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации и его  главные управления, которые осуществляют общее руководство и координацию  деятельности всей системой органов  внутренних дел. На правах подчинённых  органов управления в МВД России входят: главные управления МВД России по федеральным округам; министерства внутренних дел республик; главные  управления и управления внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург1), автономной области, автономных округов; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности: окружные управления материально-технического и военного снабжения: образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения.

В общем виде организационная  структура (формальная и неформальная) - это определенная форма организационного построения, которая должна наилучшим  образом отвечать целям и задачам  деятельности.

17 СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ  РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Информация, используемая в органах внутренних дел содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой  территории, о самих органах и  подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются  массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения о: правонарушителях и преступниках; владельцах автомототранспортных средств; владельцах огнестрельного оружия; событиях и  фактах криминального характера, правонарушениях; похищенных и изъятых вещах, предметах  антиквариата; а также другая подлежащая хранению информация.

Службы и подразделения  органов внутренних дел характеризуются  данными: о силах и средствах, которыми располагает орган; о результатах  их деятельности.

Перечисленные выше сведения используются при организации  работы подразделении, при принятии практических мер по борьбе с преступностью  и правонарушениями. Кроме указанных  сведений широко используется научная  и техническая информация, необходимая  для совершенствования деятельности органов внутренних дел. В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для  регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.

Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Учет подведомственных МВД преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах. В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

18 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Информационно-аналитическое  обеспечение управления (информационно-аналитическая  работа) - это одна из функций процесса управления, направленная на сбор, обработку  и выдачу информации для нужд управления, выявление научными методами положительных  и отрицательных тенденций в  состоянии преступности, общественного  порядка и правоохранительной деятельности, установление причин их появления, прогнозирование  преступности, подготовка обоснованных выводов и рекомендаций по борьбе с нею.

Чтобы управление было эффективным, нужна рациональная организация информационных процессов. В этих целях создаются системы  сбора, хранения, обработки и передачи информации, необходимой для удовлетворения потребностей управления - информационные системы. Основная задача данных систем заключается в том, чтобы соответствующий субъект мог в нужный момент получить из определенных источников систематизированную и должным образом обработанную информацию по интересующему его вопросу. Информационная система служит как бы посредником между пользователем и источником тех или иных сведений.

Функции информационных систем можно подразделить на подготовительные и основные. Подготовительные состоят в фиксировании и сборе первичных данных, систематизированном их хранении. Основные сводятся к поиску или обработке, документальному оформлению информации, передаче ее потребителям. Совокупность информационных систем органа управления образует систему информации, в которой первые выделяются по какому-либо основанию (виду собираемой информации, функциям управления и т.п.) в качестве подсистем. Таким образом, если понятием "система информации" охватывается вся информация органа управления, то понятием "информационная система" - лишь часть этой информации.

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел