Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

В организации работе по стратегическому планированию выделяются следующие этапы:

1. принятие решения о  разработке целевой программы  и ее формирование;

2. экспертиза и оценка  целевой программы;

3. утверждение целевой  программы;

4. управление реализацией  программы и контроль за ходом  выполнения.

Методика стратегического  планирования зависит от их вида и  других особенностей. Однако для работы над любой программой можно выделить общие периоды. К основным из них  относятся: подготовительный, основной и заключительный.

35 ИННОВАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Решение задач научной  организации груда непосредственно  связано с применением различных  форм и методов внедрения нововведений. Нарушение порядка их использования  обычно приводит к трудно предсказуемым  последствиям. В практике органов  внутренних дел примером подобного  нарушения стало бесконтрольное внедрение импортных персональных компьютеров, что привело к бессистемному  формированию в горрайлинорганах электронных  баз данных, выполненных в разных форматах и на основе различного программного обеспечения. По существу, при этом была нарушена форма внедрения современной  технологии.

Инновационный процесс как  системное явление имеет свои специфические особенности в  зависимости от сферы их применения. Так, нововведения, отвечающие принципам  правоохранительной деятельности, существенно  отличаются по форме внедрения от нововведений в других сферах человеческой деятельности. Инновационный процесс  в правоохранительной сфере выражается, прежде всего, в содержании трёх основных этапов внедрения новшеств.

Первый этап - поиск новации. Он связан с функционированием инновационной сферы - системы взаимодействия научных и исследовательских центров, заказчиков и развитой инфраструктуры (системы обмена информацией). На этом этапе проводятся фундаментальные теоретические исследования, а также изучение практического опыта. Для правоохранительной деятельности ведущим условием этого этапа является государственная поддержка научно-исследовательской деятельности. Только при этом условии исходная идея приобретает определенную форму в виде научной концепции, теоретической модели, проекта решения.

Организатором и инвестором этого процесса является государство, которое разрабатывает и обеспечивает инновационную политику, в том  числе создает ее правовую основу, формирует источники финансирования, разрабатывает стратегию исследовательской  деятельности, способствует формированию инновационной инфраструктуры в  целом. Заказчиком и потребителем инновационных разработок для органов внутренних дел является МВД России.

Второй этап связан с проработкой  прикладного значения инновации  в исследовательских центрах. На этом этапе проводится значительный объем аналитической работы, посредством  чего происходит осознание потребности  в изменениях, ломка стереотипов, переоценка прошлого опыта и т.д. Получаемая при этом контрольная  информация обладает сигнализирующей  функцией, т.е. ряд индикаторов указывают, что традиционные формы и методы деятельности не достигает желаемого  результата. В правоохранительной деятельности такого рода индикаторами могут быть:

- систематические нарушения  функций элементов системы;

- неясность целей и  как следствие - снижение эффективности;

- ослабление мотивации  деятельности и текучесть кадров;

- высокая нагрузка на  исполнителей;

- конфликты между уровнями  управления и некоторые другие.

Итогом этого этапа  является обоснование необходимости  внедрения новации и оценка её возможной эффективности.

Третий этап связан с практическим освоением нововведения. На этом этапе  в качестве основной проблемы выделяют преодоление инерции системы  и негативной реакции на возможные  изменения.

Помимо этого, новация  может повлечь необходимость  переобучения, изменения функциональных обязанностей, служебных отношений  и даже социального статуса работников.

Инноватика как область  научных знаний изучает формы  и методы внедрения новшеств, а  также способы преодоления инерционною  сопротивления. Практика свидетельствует, что между процессом внедрения  но вой формы организации труда  и традиционным функционированием  системы существует противоречие.

Только в результате соблюдения определенных форм инновационного процесса система может сохранить устойчивость своего функционирования. При этом следует иметь в виду, что форма  внедрения инновации должна находиться в соответствии с задачей, которую  она призвана решать в деятельности органов внутренних дел, а на практике не встречается двух схожих способов внедрения новшеств. Каждый способ обладает собственным организационно-правовым содержанием.

36 ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Процесс, связанный с реализацией  того или иного управленческого  решения, можно разделить на три  укрупненные стадии: разработка, принятие и исполнение.

Соответственно каждую из стадий можно представить как  последовательность этапов управленческой деятельности, соотносимой с обязанностями  субъекта ее реализации.

1. Стадия разработки управленческого  решения включает в себя следующие  этапы:

Этап выявления  проблемы соответствует, как правило, текущей аналитической работе. В ходе этой деятельности аналитические подразделения собирают отчёты по линиям работы служб, обобщают статистическую и иную информацию, готовят аналитические проблемные документы.

Этап анализа  проблемной ситуации позволяет начальнику органа внутренних дел принять исчерпывающие адекватные меры, а при необходимости привлечь дополнительные силы и средства либо принять комплекс необходимых мер во взаимодействии с иными заинтересованными организациями. Кроме того, может быть разработана стратегия и тактика по приоритетам отдельных этапов разрешения проблемной ситуации.

Этот этап деятельности имеет  свои подэтапы. В частности:

* сбор необходимой информации  для проведения всестороннего  анализа;

* применение различных  методов обработки собранной  информации для ее группировки  по тем или иным признакам,  приведения в наиболее наглядный  вид (таблицы, схемы, графики);

* описание проблемной  ситуации, ее воздействия на оперативную  обстановку и деятельность органа  внутренних дел. выделение основных  причин и условий;

* прогностическая оценка  степени сложности проблемы с  учетом последствий ее развития  на определенную перспективу:

* разработка предложений,  направленных на разрешение данной  проблемной ситуации, с учетом  имеющихся ресурсов горрайлиноргана  либо привлечения дополнительных  сил и средств.

2. Стадия принятия управленческого  решения включает в себя следующие  этапы:

Этап формирования проекта управленческого решения. Как правило, он осуществляется теми же лицами, которые участвовали в проведении анализа. При разработке программных управленческих решений (на долгосрочную перспективу), как правило, привлекаются специалисты научно-исследовательских центров МВД России, правоведы, социологи, экономисты и другие.

Практические органы внутренних дел принимают решения тактического характера. По этой причине решения  по комплексным проблемам должны разрабатывать штабные подразделения, а проекты управленческих решений  по линиям работы служб - руководители соответствующих подразделений. Для  решения сложных вопросов на уровне горрайлиноргана (например, выработка  мер при существенном осложнении оперативной обстановки) могут привлекаться кураторы, методисты и иные специалисты  вышестоящего органа управления.

Этап согласования проекта управленческого решения предназначен для ликвидации разногласий между участниками-исполнителями. Этот этап заключается в изучении проекта всеми заинтересованными сторонами (участниками-исполнителями, ответственными за координацию, обеспечение, контроль) и его визирование. Процесс согласования проекта управленческого решения существенным образом облегчает процедуру его утверждения руководителем органа.

В случае несогласия с отдельными положениями проекта суждения соответствующего руководителя могут быть оформлены  в виде приложения.

Этап редактирования управленческого решения заключается в окончательной проверке формы и текста документа. Данный этап принято рассматривать по отношению к задачам делопроизводства, что не вполне оправданно. Для утверждения руководителю органа внутренних дел должен быть представлен полностью оформленный управленческий документ. Он должен включать в себя все необходимые для данной формы реквизиты, а текст должен быть выверен на соответствие правилам орфографии и официальной лексики.

Этап утверждения является заключительным на стадии принятия управленческого решения. Исключительным правом утверждения управленческих решений в органах внутренних дел обладают их руководители. Для разрешения отдельных вопросов оперативно-служебной деятельности и утверждения соответствующих решений начальник органа внутренних дел может делегировать часть полномочий своим заместителям. Такой порядок позволяет разделить компетенцию в решении главных и второстепенных вопросов, а также определяет ответственность по направлениям работы служб и подразделений.

Таким образом, утверждение  управленческого решения во многих случаях является итогом большой  предварительной работы сотрудников  и руководителей служб и подразделений. Две вышерассмотренные стадии разработки и принятия управленческого решения  в органах внутренних дел представляют наиболее общей алгоритм управленческой деятельности. Необходимо учитывать  и то, что значительная часть решений  начальника органа внутренних дел не предусматривает обязательность некоторых  этапов и даже стадий. Так, например, по упрощенной схеме решаются многие кадровые и хозяйственные вопросы.

37 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ  ПЛАНА ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ АППАРАТОВ МВД, ГУВД, УВД

В настоящее время планирование в системе МВД строится в соответствии с приказом МВД России от 9 января 2003 г. № 15 «Об организации планирования в системе МВД России».

План представляет собой  специфическую разновидность управленческого  решения, включает взаимосвязанную  совокупность отдельных решений. Следует  выделить особую форму изложения  плана, строгую определенность процедуры  его выработки и принятия.

В настоящее время в  органах внутренних дел разрабатываются  следующие основные виды планов - стратегические, организационно-тактические, типовые, разовые и личные планы.

В аспекте рассматриваемого вопроса нас интересуют организационно-тактические планы, которые подразделяются на годовые, полугодовые, квартальные и месячные планы работы органа в целом, его структурных подразделений и по выполнению отдельных направлений деятельности системы. Основным видом плана данной группы является план работы органа внутренних дел в целом.

Содержание и структура  плана работы должна учитывать особенности  деятельности органа внутренних дел (например, территориального, линейного), а также  особенности складывающейся оперативной  обстановки.

Разработка плана работы начинается со сбора, систематизации и  анализа информации об оперативной  обстановке, а также информации о  выполнении плановых мероприятий за предшествующие периоды.

Выводы из анализа оперативной  остановки, вместе с ее прогностической  оценкой составляют вводную часть  плана основных организационных  мероприятий горрайлиноргана. Она  составляется в лаконичной текстовой  форме и должна содержать основные выводы в отношении приоритетных направлений деятельности служб  и подразделений на планируемый  период времени.

В целом для плана основных организационных мероприятий установлена  типовая форма: документ управления оформляется на альбомном формате  А4, имеет гриф утверждения, реквизит названия документа, за которыми следует  вводная часть и таблица плана. Таблица включает в себя следующие  графы: «№ п/п»; «содержание мероприятий»: «исполнитель»;

«срок исполнения»: «отметка о выполнении». Строками таблицы  являются мероприятия плана, которые  группируются по его соответствующим  разделам.

К числу основных разделов плана обычно относят:

- совершенствование управленческой  деятельности;

- борьба с преступностью  в сфере экономики;

- борьба с организованной  преступностью;

- борьба с незаконным  оборотом наркотиков, оружия и  боеприпасов;

- участие в борьбе с  терроризмом и экстремизмом;

-обеспечение личной безопасности  граждан и сохранности их имущества;

- повышение эффективности  раскрытия и расследования преступлений, розыск преступников;

- охрана общественного  порядка и обеспечение общественной  безопасности;

- обеспечение безопасности  дорожного движения;

- профилактика правонарушений;

- взаимодействие с другими  правоохранительными органами и  другими заинтересованными организациями;

- развитие и укрепление  международного сотрудничества  в сфере борьбы с преступностью;

- организация работы с  кадрами:

- укрепление финансового  и материально-технического обеспечения;

- дополнительные мероприятия. 

Такая структура плана  отражает основные направления работы органов управления. Для горрайлинорганов она носит рекомендательный характер, т.к. имеется специфика работы территориального (городского и поселкового) органа внутренних дел, а также органа внутренних дел  на транспорте.

Проект плана организационных  мероприятий должен пройти процедуру  согласования с исполнителями, в  ходе которой вносятся необходимых  коррективы. В соответствии с требованиями МВД России для горрайлинорганов внутренних дел план работы должен быть утвержден и разослан для  доведения до сведения всех исполнителей не позднее чем за 5 дней до начала планируемого периода. Другие сроки  предписаны для иных субъектов управления: в МВД. ГУВД, УВД составляются планы  на год и утверждаются до 15 декабря (в пятидневный срок рассылаются  исполнителям); в МВД России план основных организационных мероприятий  на год утверждается до 20 ноября (в  пятидневный срок рассылается исполнителям).

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел