Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):

* на выявленное  преступление (форма № 1);

* о результатах  расследования (раскрытия) преступления(форма  № 1.1);

* на преступление, по которому лицо, его совершившее,  установлено (форма № 1.2);

* на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

* на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма № 2.1);

* о движении  уголовного дела (форма № 3);

* о результатах  возмещения материального ущерба  и изъятия предметов преступной  деятельности (форма № 4);

* о результатах  рассмотрения дела в суде (форма  № 6).

Документы первичного учета, зарегистрированные в районных, городских и транспортных органах  внутренних дел в журналах учета, немедленно пересылаются в информационные центры МВД-УВД-УВДТ.

В информационных центрах на основе карточек ведутся  по каждому району, городу контрольные  журналы учета преступлений, уголовных  дел и лиц, их совершивших. На основе обработанных карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности.

Органы внутренних дел на базе документов первичного учета осуществляют выдачу четырех  форм государственной отчетности:

* отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях  (ф. 1);

* отчет о лицах,  совершивших преступления (ф.2);

* единый отчет  о преступности (1 -Г),

* отчет о следственной  работе (1-Е), а также 16 форм ведомственной  отчетности, дающих весьма детальную  картину как состояния преступности, так и результатов деятельности  различных служб органов внутренних  дел по обеспечению правопорядка  в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм отчетности, базирующихся на документах первичного учета, в ГИЦ обрабатываются еще 47 форм, освещающих различные стороны  оперативно-служебной деятельности.

Совершенствованию уголовной статистики в органах  внутренних дел уделяется постоянное внимание. В этой связи можно выделить три направления. Первое направление - улучшение системы статистических показателей с целью более полного и точного отражения состояния и тенденций развития преступности, а также деятельности органов внутренних дел, Второе направление - использование математических методов с целью углубления аналитических исследований в процессе обработки статистической информации. Третье направление - автоматизация сбора и обработки статистической информации.

22 СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Аналитическая работа как вид оперативно-служебной  деятельности - это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных  подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой кой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной  и осведомительной информации, необходимой  для осуществления процессов  управления в органах внутренних дел.

В наиболее общем  виде правовой статус аналитической  работы закреплен в таких основополагающих документах, как законы Российской Федерации «О милиции» и «Об оперативно-розыскной  деятельности». Кроме того, аналитической  работе посвящено значительное число  подзаконных нормативных актов  МВД России как общего, так и  специального характера.

Функции головной организации по осуществлению и  методическому обеспечению аналитической  работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической  работы отраслевых служб в её проведении возложены на штабы (организационно-инспекторские  подразделения) МВД, ГУВД, УВДТ.

В качестве основных задач аналитической  работы выделяются:

- выявление и  систематизация данных о преступлениях  и правонарушениях на территории  обслуживания органа внутренних  дел или её части (например, микрорайон, территория отделения  милиции), сопоставление их при  необходимости с аналогичными  данными других регионов;

- установление  значимых социальных характеристик  преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их  проявления в данном регионе:  социально-территориальная и социально-групповая  распространённость, мотивационная  направленность:

- выявление криминологически  и организационно-управленчески  значимых характеристик отдельных  видов и групп преступлений  с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут  быть положены в основу принятия  решений, направленных на повышение  эффективности планирования и  осуществления мер борьбы с  этими преступлениями;

- выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование):

- информационно-аналитическое  обслуживание министра, начальника  ГУВД, УВДТ, горрайлиноргана внутренних  дел.

В ходе осуществления  аналитической работы в МВД- УВД-ГРОВД  из всех средовых факторов, как правило, вычленяются и анализируются  только те, которые находятся в  сфере прямого или косвенного воздействия органов внутренних дел, наиболее значимы для их текущего функционирования. Обычно эти факторы  группируют в три блока.

Содержание и методы аналитической  работы

Основные виды анализа, осуществляемого в деятельности органов внутренних дел, классифицируются по различным основаниям: по объёму изучаемых факторов, по продолжительности  анализируемого периода, а также  по используемым методам сбора и  обработки информации. Наиболее распространённым видом аналитической работы в  органах внутренних дел является комплексный анализ оперативной  обстановки. Само понятие комплексного анализа обстановки является многофакторным, включающим в себя множество различных  направлений деятельности и отношений. В ведомственных нормативно-методических документах в основном выделяются следующие  виды анализа: текущий, внеочередной, анализ с нарастающим итогом, за длительный период, проблемный, сравнительный  и другие.

23 ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ, ЕЕ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ

Распространенной  классификацией информации в органах  внутренних дел является ее деление  на блоки, характеризующие оперативную  обстановку:

- о состоянии  правопорядка в республике, крае, области, городе, районе, т.е. информация, характеризующая объект непосредственного  воздействия органа внутренних  дел;

- об элементах  внешней среды, т.е информация, характеризующая явления, факторы,  оказывающие прямое или косвенное  влияние на состояние правопорядка  и деятельность органов внутренних  дел;

- о состоянии  организации органа внутренних  дел, т.е. информация, характеризующая  орган как систему, предназначенную  для решения конкретных социальных  задач;

- о функционировании  органа внутренних дел, т.е.  информация, характеризующая эффективность  решения задач, стоящих перед  органом внутренних Дел.

Следовательно, под  оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в  которых органы внутренних дел выполняют  задачи борьбы с преступностью, обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции  в самом общем виде модель оперативной  обстановки можно представить как  два блока взаимодействующих  условий, Один из них составляет внешние  условия функционирования МВД, УВД, а другой внутренние условия, отражающие внутрисистемное построение и деятельность органов внутренних дел республики, края, области. Совокупность внешних  условий образует внешнюю среду, которая выступает как интегральное образование, взаимодействующее с  системами МВД, УВД. Это не исключает  выделения из составляющих ее условий  отдельных компонентов или их совокупностей и определение  их влияния на формирование оперативной  обстановки в целом.

Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной  частью управленческой деятельности в  горрайорганах внутренних дел, в  ходе которой применяются различные  виды анализов.

24 МЕТОДИКА ОБЩЕГО АНАЛИЗА ОПЕРАТИВНОЙ  ОБСТАНОВКИ

Данный вид анализа  представляет собой совокупность организационных, методических и технологических  действий по сбору, изучению и оценке специально отобранной информации, характеризующей  все компоненты оперативной обстановки в их единстве и взаимосвязи, осуществляемых по определенным правилам и в соответствующей  последовательности с целью выявления  существенных тенденций и отклонений, причин их возникновения и своевременного осуществления управленческих воздействий  на систему органов и подразделений  внутренних дел.

Комплексный анализ оперативной обстановки в республике, крае, области предполагает изучение всей совокупности факторов (условий), характеризующих оперативную обстановку, в их единстве и взаимосвязи: преступности и иных правонарушений, лиц, их совершающих, природно-географических, административно-территориальных, экономических, социальных, демографических  и иных факторов внешней среды  функционирования органов внутренних дел, результатов оперативно-служебной  деятельности по соответствующим линиям работы, состояния сил и средств, уровня влияния аппаратов МВД, УВД  на организацию и конечные результаты правоохранительной деятельности органов  и подразделений на местах.

Целостный взгляд на оперативную обстановку при ее оценке предполагает изучение связей и зависимостей между различными элементами и блоками компонентов. Например, связи и зависимости  между видами преступлений и направлениями  деятельности служб и подразделений  в предотвращении и раскрытии  преступлений, связи и зависимости  между состоянием преступности и  общественного порядка и факторами  внешней среды (населением, экономикой, инфраструктурой), связи и зависимости между состоянием правоохраны и результатами деятельности органов и подразделений внутренних дел, связи и зависимости между результатами оперативно-служебной деятельности и уровнем организаторской, управленческой работы и т.д.

Комплексный анализ оперативной обстановки, как правило, проводится по завершении отчетных периодов работы органов внутренних дел. Наиболее полное и развернутое представление о состоянии оперативной обстановки дает ее комплексный анализ за год, потому что такая периодичность позволяет оценить происходящие изменения во взаимосвязи всех ее компонентов, и не только по сравнению с прошлым годом, но и в динамике за ряд лет.

Особенностью комплексного анализа является и то, что основным субъектом его организации и осуществления выступают руководители органов внутренних дел (министр внутренних дел России, министры внутренних дел субъектов РФ, начальники ГУВД, УВД краев, областей, крупных городов, районов).

Заслуживает внимания применяемая на практике в отдельных  случаях такая организационная  форма, как создание временных рабочих  групп с целью более глубокой проработки узловых, приоритетных проблем, установления причин и определения  путей их устранения, ослабления или  нейтрализации.

Еще одной особенностью, отличительной чертой комплексного анализа оперативной обстановки является то, что при его проведении наиболее полно и широко используются самые различные источники информации: данные статистической отчетности; материалы комплексных и иных проверок; документы коллегий и оперативных совещаний; выступления руководителей МВД России; результаты самостоятельно проводимых оперативных исследований, изучений общественного мнения; многочисленные документы, характеризующие внешнюю среду функционирования органов внутренних дел; материалы средств массовой информации и т.д.

25 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Прежде всего  методический подход к анализу должен различаться в зависимости от:

- групп (блоков) оцениваемой информации (анализ  географических факторов должен  в методическом плане отличаться  от изучения процессов, происходящих  в демографии);

- субъектов анализа,  т.е. руководителей МВД, УВД,  штабного аппарата, отраслевых и  функциональных служб (для отдела  уголовного розыска или по  борьбе с экономическими преступлениями  информация о внешней среде  нужна в большем объеме и  для более детального анализа,  чем для финансового отдела, ХОЗО  и др.);

- назначения и  разновидности анализа и оценки: одно дело - оперативный, текущий  анализ, связанный с предстоящими  общественными мероприятиями (например, выпускные вечера в школах  и что нужно в связи с  этим предпринять), резкими изменениями  погоды (возможность гололеда, схода  лавин) и другое дело - стратегический, прогнозный анализ (дальнейшая инфляция, рост незанятости населения, их  возможные последствия).

Необходимо разделение всех факторов среды функционирования на криминогенные и антикриминогенные. Например, высокая насыщенность населения  ранее судимыми лицами, значительный уровень пьянства, переполнение молодежных общежитий, возрастание транзитных пассажиропотоков через узловые  пункты, волна сезонной миграции выступают  ярко выраженными криминогенными факторами. Наоборот, наведение порядка в  общежитиях, завершение курортного сезона - все это облегчит оперативную  обстановку. Плохое освещение улиц - криминогенный фактор, хорошее - антикриминогенный.

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел