Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

Особого аналитического внимания требуют так называемые динамичные факторы окружающей среды, которые могут непредсказуемо влиять на оперативную обстановку (неожиданный  приток беженцев, массовая амнистия и  др.). Повышенной стремительностью развития обладает такой криминогенный феномен  как слухи. К динамичным следует  отнести и ряд природно-климатических, природно-естественных явлений: резкая смена погоды, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т.д.

Эта принципиальная позиция должна найти отражение  и при разработке информационной системы "Среда функционирования".

Хорошей рекомендацией, относящейся к алгоритму анализа  и оценки факторов внешней среды, могут служить предложения профессора Веселого В.З., опубликованные в сборнике "Информация и анализ в действии".

Автор считает целесообразным следующую последовательность изучения:

- анализ состояния  уголовного и административного  законодательства с позиций его  изменений в сторону ужесточения  или смягчения, что могло повлиять  на объем регистрируемой преступности;

- анализ отклонений  в демографическом факторе: изменение  численности населения, половозрастной  структуры, жизненного уровня, занятости,  миграционных процессов;

- анализ метаморфоз, происшедших в анализируемом  периоде в социально-экономической  сфере региона;

- анализ социально-политических  факторов и их влияния на  конкретное состояние правопорядка.

26 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА  ПРАВОНАРУШИТЕЛЬСТВА

Криминологический анализ обычно начинается с определения  абсолютных размеров (объема) преступности, выражаемых общим количеством зарегистрированных преступлений. Иногда именно эту характеристику называют «состояние преступности».

Интенсивность уголовных  проявлений характеризуется относительным  показателем уровня преступности. Именно этот показатель, называемый еще коэффициентом преступности, позволяет более сопоставимо сравнивать и оценивать общее состояние преступности в различных регионах, ибо он исключает влияние численности населения на количество совершаемых преступлений.

По своему назначению, содержанию и способу исчисления к уровню преступности близок и такой  обобщающий относительный показатель, как коэффициент криминальной активности населения. Он равен количеству лиц, совершивших преступления, приходящихся на 100, 10 тысяч или 1 тысячу человек населения старше 54 лет. Этот коэффициент целесообразно рассчитывать по различным категориям населения: рабочим, учащимся, безработным, местным жителям и т.д. путем деления числа совершивших преступления лиц какой-либо категории на общую численность населения этой же категории.

Внутреннее строение преступности, соотношение ее отдельных  компонентов характеризуется показателями структуры. Они отражают долю частного явления (например, убийств) в более общем явлении (преступления против личности) и выражаются в процентах.

С помощью показателя структуры изучается распространенность (доля) уголовных проявлений по месяцам, кварталам, природно-климатическим  сезонам (зима, весна и т.д.), дням недели, времени суток, сменам на производстве.

Изменение преступности во времени характеризуется показателями динамики, которые отражают скорость и направление изменения преступности по отношению к различным моментам времени.

Существует много  показателей динамики - абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средний  темп роста и другие.

Важной характеристикой  преступности является ее территориальная  распространенность, "география", обусловленная неравномерностью распределения  по различным регионам.

В рамках изучения территориальной распространенности правонарушений немалый интерес  представляет такой редко используемый в аналитической практике МВД, УВД, ГРОВД показатель, как «коэффициент влияния», характеризующий степень  взаимовлияния преступников на географию  преступности в зависимости от места  их проживания и совершения преступления

Важным показателем, требующим особого внимания, является недейственная распространенность правонарушений Она исследуется в разрезе отраслей народного хозяйства, по отдельным предприятиям, фирмам, объединениям, учебным заведениям, а на крупных производственных объектах - по цехам, участкам, сменам. Наиболее выразительными показателями являются уровень нарушений в расчете на 1000 работающих или обучающихся, их структура в динамике, а также доля деяний несовершеннолетних, приезжих, ранее судимых, совершенных в нетрезвом состоянии.

Наряду с криминологическим  анализом и оценкой зарегистрированных преступлений, о чем уже шла  речь, совершенно необходимым является изучение второго компонента преступности - лиц, совершивших противоправные деяния.

В процессе изучения лиц, совершивших преступления, исследуются  уже рассмотренные параметры - общее  количество выявленных, коэффициент  криминальной активности, структура, динамика, распределение правонарушителей по отраслям хозяйства, месту работы и  жительства.

Особое значение имеет структурный анализ преступников. Такие показатели, как доля среди  них ранее судимых (рецидив), несовершеннолетних, иногородних, безработных, наркоманов и т.д., являются более точными, объективными, чем рассчитанные по раскрытым преступлениям.

В последние годы достижения новой отрасли знания - виктимологии (учение о потерпевших, жертвах преступлений) - позволяют  осуществлять, прежде всего на уровне горрайлиноргана, полные исследования личности потерпевших.

Все перечисленные  показатели и приемы, используемые для анализа и оценки преступности, в полной мере применимы и для  изучения правонарушений, наказуемых в административном порядке.

Административные правонарушения, как и преступность, характеризуются показателями абсолютного количества, уровня, структуры, динамики, территориальной и ведомственной распространенности. Изучаются наиболее распространенные нарушения - мелкое хулиганство, пьянство, наркомания, отступления от правил дорожного движения, пожарной безопасности, занятия проституцией. Исследователя также интересуют личность нарушителя, способы деяния, место совершения правонарушений.

Нужно помнить, что аналитическое  исследование обстановки, складывающей в сфере соблюдения административного  законодательства, не менее значимо, чем изучение преступности. Отсюда вытекает задача повышения уровня анализа  и оценки этого важного элемента оперативной обстановки.

27 МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Главная цель такого анализа и оценки заключается в выявлении и познании общих закономерностей оперативно-служебной и управленческой деятельности конкретного органа внутренних дел, определении путей и способов повышения результативности работы.

Его задачами являются:

- исследование установленных  ведомственными нормативными правовыми  актами отдельных показателей  оперативно-служебной и управленческой  деятельности и определение на  этой основе ее фактического  состояния:

- оценка эффективности  оперативно-служебной деятельности  и определение степени влияния  работы органа внутренних дел  на состояние преступности и  правопорядка;

- выявление неиспользованных  резервов и возможностей повышения  эффективности оперативно-служебной  деятельности для принятия последующих  управленческих решений

Состояние и эффективность  оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел могут  быть также предметом специальных  научных исследований, проводимых с  целью теоретического осмысления и  объяснения этого феномена. Кроме  того, исследование отдельных проблем  оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел осуществляется в рамках частного анализа оперативной  обстановки.

Этот этап в аналитической  работе органов внутренних дел является одним из самых сложных и ответственных, поскольку именно он отвечает на вопрос, как система МВД выполняет свое предназначение, насколько эффективно функционирует.

Предметная, исполнительная деятельность органов внутренних дел  отражается в различных формах ведомственной  статистической отчетности, которая  является исходной информационной базой  для анализа и оценки состояния  и эффективности оперативно-служебной  деятельности.

Кроме того, отдельные сведения об этой работе содержатся в разного  рода официальных документах: уголовных  делах и делах оперативного учета, проверочных материалах, справках, аналитических записках, различных  учетах, сообщениях других правоохранительных и иных государственных органов, в средствах массовой информации, обращениях граждан и др.

Все многообразие этих показателей  можно свести в несколько групп.

В первую группу входят такие  показатели, которые опосредованно (косвенно) отражают итог оперативно-служебной  деятельности. Это прежде всего показатели движения (изменения) правонарушительства. Их анализ и оценка позволяют сделать  предварительный общий вывод  относительно влияния работы личного  состава органов внутренних дел  на состояние преступности, общественного  порядка и общественной безопасности.

Вторую группу представляют показатели, прямо свидетельствующие о количестве и качестве проведенных оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т.д. Они отражают объем оперативно-служебной деятельности.

Третью группу составляют показатели, отражающие результаты использования сил и средств, осуществляющих оперативно-служебную деятельность. Сюда входят данные об использовании личного состава и подсобных сил, технических и денежных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат.

Четвертую группу образуют так называемые показатели-нормативы, в которых количественно выражены различного рода требования к проведению оперативно-служебной деятельности, например, сроки расследования преступлений, проведения дознания, нормативы нагрузок на личный состав,

Названный комплекс взаимосвязанных  показателей отражает объективную  картину состояния оперативно-служебной  деятельности, которая подлежит анализу  и оценке на предмет получения  выводов об эффективности этой деятельности.

Оценка состояния оперативно-служебной  деятельности является сложным процессом  познания реальной действительности. Эта действительность выявляется постепенно, по мере накопления необходимой информации, все глубже и всестороннее отражающей изучаемые и оцениваемые факты, явления, события.

Как и всякий процесс, в  котором участвуют люди, анализ и  оценка оперативно-служебной деятельности имеют свои объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается  в том, что анализируемые и  оцениваемые сведения существуют независимо от тех людей, которые занимаются этим анализом. Субъективная сторона  проявляет себя в том, что все  суждения аналитиков основываются на выводах, сделанных на основе субъективного индивидуального мышления Индивидуальные суждения и оценки всегда субъективны. В этой связи возникает проблема выработки критериев оценки оперативно-служебной деятельности, причем именно таких, которые отражали бы общественно значимые беспристрастные позиции и тем самым сводили к минимуму, а еще лучше - вообще устраняли в этом важном деле субъективный подход

Критерий - это мера, позволяющая объективно оценивать какую-либо деятельность или ее результаты - положительно или отрицательно. Критерии оценок лежат в основе формирования оценочных показателей и способа их сравнения с эталонными значениями. Например, основным критерием работы органов внутренних дел по раскрытию преступлений можно считать максимально возможное в данных условиях раскрытие совершенных преступных проявлений. Количественным выражением этого критерия, т.е. его показателем, могут служить абсолютное количество раскрытых преступлений, их число в расчете на одного сотрудника, процент раскрытия от всех преступлений, отдельных их групп, видов и т.д.

28 МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

Следует отметить, что проблема разработки системы критериев оценки результативности управленческой деятельности органов внутренних дел поднимается  на протяжении уже нескольких десятилетий.

В ходе анализа управленческой деятельности используются статистические и социологические методы исследования, в том числе изучение документов, наблюдение, опрос, социальный эксперимент.

При оценке состояния управленческой деятельности применяются: базовый  метод (сопоставление имеющегося состояния  с базовым, исходным состоянием); метод  сопоставления различных вариантов  управленческих действий с целью  выбора лучшего; метод сопоставления  результатов управленческих акций  различных органов внутренних дел; нормативный метод, т.е. сопоставление  на основе нормативов; метод изучения общественного мнения: балльный метод.

Состояние и эффективность  управленческой деятельности аппаратов  МВД, УВД, горрайорганов и других подразделений внутренних дел целесообразно  анализировать и оценивать по степени реализации на практике каждой из названных выше функций управления, Основным методическим приемом здесь  должно стать правило изучать  ход исполнения каждой функции в  двух аспектах: организационном и  содержательном.

Изучая организационную сторону дела, аналитик должен выяснить следующие вопросы: имеются ли нормативные акты, регламентирующие соответствующую деятельность, насколько практика работы соответствует требованиям правовой регламентации, выделены ли сотрудники для ведения этой работы, закреплено ли это в их должностных обязанностях, знают ли исполнители требования нормативных актов, свои обязанности по их выполнению, планируется ли работа по данной функции, как осуществляется контроль и оказание практической помощи и т.д. Уясняется роль руководителей и штабных аппаратов в организации работы, подборе, расстановке, обучении и воспитании кадров, обеспечении их соответствующими ресурсами, в организации взаимодействия и координации, внедрении передовых форм и методов работы.

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел