Основы управления в органах внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

В реферате на основе действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются теоретические и практические проблемы управления применительно к сфере деятельности органов внутренних дел. Раскрыты основные категории теории управления и основы социального управления. Дано научное обоснование сущности управленческой деятельности в правоохранительных органах. Представлены обобщения, касающиеся процесса практического руководства органами внутренних дел. Отражена суть информационного и документационного обеспечения управления, количественных методов оценки функционирования, организации подготовки и исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

Содержание работы

Введение
1 Органы внутренних дел России как система
2 МВД России как федеральный орган общесистемного управления
3 Главное управление МВД России по федеральному округу
4 Компетенция и организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации
5 Горрайорганы в системе МВД России
6 Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России
7 Роль и место оргинспекторских (штабных) аппаратов в системе МВД России
8 Понятие и содержание управленческой деятельности в органах внутренних дел
9 Внутрисистемное и внешнее взаимодействие органов внутренних дел
10 Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел
11 Критерии и показатели оценки основных направлений деятельности органов внутренних дел
12 Сущность и формы программно-целевого управления в органах внутренних дел
13 Методика разработки комплексных целевых программ
14 Виды, методика подготовки и проведения комплексных профилактических операций
15 Организационное проектирование в органах внутренних дел
16 Проектирование организационной структуры и структуры управления органа внутренних дел
17 Сущность и организация информационной работы в органах внутренних дел
18 Система информации и информационные системы в органах внутренних дел
19 Информационные центры в системе управления органами внутренних дел
20 Учетно-регистрационная работа в органах внутренних дел и контроль за ее осуществлением
21 Статистическая отчетность в органах внутренних дел: понятие, назначение, виды
22 Сущность и организация аналитической работы в органах внутренних дел
23 Понятие оперативной обстановки, ее структурная модель
24 Методика общего анализа оперативной обстановки
25 Методические основы анализа среды функционирования органов
26 Методические основы анализа правонарушительства
27 Методические основы анализа оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел
28 Методические основы анализа управленческой деятельности в органах внутренних дел
29 Частный анализ оперативной обстановки
30 Прогнозирование в органах внутренних дел
31 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
32 Управленческие решения в органах внутренних дел: понятие, система, виды
33 Понятие и виды стратегии в органах внутренних дел
34 Стратегическое планирование в системе органов внутренних дел
35 Инновационная деятельность в органах внутренних дел
36 Подготовка управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности органов
37 Методика разработки плана основных организационных мероприятий аппаратов МВД, ГУВД, УВД
38 Система оперативного управления в органах внутренних дел
39 Дежурная часть как орган оперативного управления
40 Оперативные решения в органах внутренних дел
41 Организация исполнения управленческих решений в органах внутренних дел
42 Система контроля в органах внутренних дел
43 Оказание практической помощи органам и подразделениям внутренних дел
44 Организация инспектирования в системе МВД России
45 Документационное обеспечение: понятие и виды
Основная литература

Файлы: 1 файл

Основы управленч. деят в МВД (Реферат).docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

В качестве примера организационного построения можно рассмотреть органы внутренних дел на транспорте.

Органы внутренних дел  на транспорте осуществляют свою работу на объектах и в специфических  условиях транспортной системы, которые  оказывают влияние на особенности  организации и характер решаемых задач.

Система ОВДТ строится с  учетом специфики организации транспортной системы страны на основе более строгой  централизации, чем система территориальных  органов. В отличие от них ОВДТ не находятся в двойном подчинении (не подчинены местным органам  самоуправления).

Систему рассматриваемых  органов можно представить в  виде трех уровней:

1) ГУВДТ СМОБ МВД РОССИИ, 2) УВДТ (ОВДТ), 3) линейные управления (отделы, отделения внутренних дел  на железнодорожном, воздушном,  водном транспорте и входящие  в их состав линейные пункты  и оперативные заслоны милиции).

Каждый из уровней имеет  свои отличия в содержании задач  и объеме выполняемых ими функций. Но основное различие заключается в  объекте их управленческого воздействия. Если ГУВДТ, УВДТ (ОВДТ) в основном осуществляют воздействие на подчиненные им линейные органы внутренних дел на транспорте, то последние выполняют непосредственно  функции борьбы с преступностью  и обеспечения общественного  порядка и безопасности.

7 РОЛЬ И МЕСТО  ОРГИНСПЕКТОРСКИХ (ШТАБНЫХ) АППАРАТОВ  В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

В целях обеспечения эффективного управления в структуре органов  внутренних дел имеются органы, реализующие  функции общего руководства - штабные  подразделения. Их функции в различные  периоды развития МВД России изменялись. Сущность штабной организации управления заключается в обеспечении руководства  органами внутренних дел. При этом главным  условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого  труда по функциям управления: сбор информации, учёт, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация  и контроль. Образование штабных  подразделений, их основные задачи, штатная  численность устанавливаются нормативными актами МВД России.

Штабное подразделение непосредственно  подчиняется начальнику органа внутренних дел. Это - орган межотраслевого управления, который по поручению начальника готовит проекты управленческих решений, документы аналитического характера, осуществляет информационное обеспечение и т.д. Начальник штаба  назначается на должность и освобождается  от занимаемой должности приказом начальника горрайлиноргана по согласованию с  вышестоящим субъектом управления. К числу основных задач штаба  относятся:

- организационное обеспечение  управленческих решений начальника  горрайлиноргана по комплексным  проблемам борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка;

- комплексный анализ информации  в сфере правопорядка;

- координация деятельности  подразделений горрайлиноргана по осуществлению комплексных правоохранительных задач;

- организация работы дежурной  части;

- контроль и проверка  состояния учётно-регистрационной  дисциплины, оперативно-служебной и  управленческой деятельности подразделений  горрайлиноргана;

- проведение информационно-аналитической,  учётно-регистрационной и статистической  работы;

- связь со средствами  массовой информации;

- внедрение в деятельность  подразделений горрайлиноргана  новых информационных технологий  на базе персональных компьютеров  и сетей ЭВМ;

- комплексное планирование  организационных мероприятий горрай-линоргана  внутренних дел, а также разработка  специальных планов действий  при возникновении чрезвычайных  ситуаций:

- организационно-штатная  работа во взаимодействии с кадровой службой и некоторые другие направления.

Деятельность штабных  подразделений, как указывалось, выше непосредственно связана с реализацией  функции общею руководства органом  внутренних дел. Вместе с тем штабные  подразделения не являются теми субъектами управления, на которые возлагается  собственно руководство, ибо эта  деятельность в полном объёме возлагается  на начальников органов внутренних дел, руководителей территориальных  и линейных управлений (отделов), начальников  главных управлений в составе  министерства, на министра внутренних дел.

По сути, руководство органом  внутренних дел состоит в исполнении должностных обязанностей лицом, которое  наделено необходимыми полномочиями и  несёт персональную ответственное  ть за организацию работы органа внутренних дел и исполнение поставленных перед  ним задач. Следовательно, штабное  подразделение само не осуществляет руководство, а придано руководителю для осуществления управления. Т.е. основная задача штабного подразделения  состоит в обеспечении процесса управления органом внутренних дел, включая разработку проектов управленческих решении начальника органа внутренних дел, организацию их исполнения и  контроль.

Структура Штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ:

- информационно-аналитический  отдел;

- организационно-плановый  отдел;

- отдел (отделение) боевой  и мобилизационной готовности;

- инспекция.

8 ПОНЯТИЕ И  СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Важным свойством социального  управления является его целенаправленность, Стремление к достижению определенных целей представляет существенный признак  социальных систем. Цели управления различаются  в зависимости от уровней его  осуществления. Достижение целей управления происходит при реализации таких  его общих функций, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование и контроль.

Понятие функция, означающее деятельность, используется достаточно широко и часто (функция расследования, функция охраны, функция управления). Когда применительно к управлению говорят, что это функция, то имеется  в виду управление как особый вид  деятельности. В этом случае данное слово употребляется в единственном числе (функция) и относится к  управлению в целом. Но управление может  быть рассмотрено и с точки  зрения слагаемых этой деятельности. В этом случае уже говорят о  функциях (во множественном числе) управления, под которым понимают относительно самостоятельные виды управленческой деятельности, без которых невозможно ее осуществление в любой области. Эти относительно самостоятельные  виды деятельности (функции управления) необходимы в управлении любой системой.

Функции управления можно подразделить на две группы:

- познавательно-программирующие,  к ним относятся прогнозирование  и планирование, они обеспечивают  обоснование и выбор целей,  путей и средств их достижения;

- организационно-регулирующие, к которым относятся организация,  контроль и регулирование, они  связанны с деятельностью по  непосредственному воздействию  на объекты управления для  достижения поставленных целей  и планируемых результатов.

Принципы современного управления подразделяются на общие и организационно-тактические.

К общим принципам управления относят: системность, объективность, оптимальность, информационную достаточность, адаптивность, демократизм, состязательность, стимулирование.

В ходе анализа управленческой деятельности используются статистические и социологические методы исследования, в том числе изучение документов, наблюдение, опрос, социальный эксперимент.

При оценке состояния управленческой деятельности применяются: базовый  метод (сопоставление имеющегося состояния  с базовым, исходным состоянием); метод  сопоставления различных вариантов  управленческих действий с целью  выбора лучшего; метод сопоставления  результатов управленческих акций  различных органов внутренних дел; нормативный метод, т.е. сопоставление  на основе нормативов; метод изучения общественного мнения: балльный метод.

Состояние и эффективность  управленческой деятельности аппаратов  МВД, УВД, горрайорганов и других подразделений внутренних дел целесообразно  анализировать и оценивать по степени реализации на практике каждой из названных выше функций управления, Основным методическим приемом здесь должно стать правило изучать ход исполнения каждой функции в двух аспектах: организационном и содержательном.

9 ВНУТРИСИСТЕМНОЕ  И ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Под взаимодействием понимается согласованная по цели, месту и времени совместная деятельность органов, подразделений и учреждений внутренних дел и внутренних войск.

Организация взаимодействия представляет собой целенаправленную деятельность начальников, командиров и органов управления по согласованию действия и применению подчиненных  им сил и средств в целях  выполнения поставленной задачи.

Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении решений; конкретность; комплексное использование сил и средств; оперативная и тактическая целесообразность применения сил и средств с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенностей конкретной обстановки; деятельность участников взаимодействия в пределах своей компетенции и их ответственность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности; сохранение государственной тайны.

Формы внутреннего  взаимодействия: Обмен информацией, совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения, выполнение отдельных мероприятий по просьбе иной службы, согласованное планирование мероприятий, оказание содействия в выполнении мероприятий другой службой, совместное проведение отдельных мероприятий, создание специальной группы для решения конкретных задач и т.д.

Основным субъектом организации  внутреннего взаимодействия выступает  начальник ГРОВД. В ряде случаев  субъектами организации взаимодействия становятся заместители начальника ГРОВД по должности (по прямому указанию начальника, либо в отношении курируемых ими служб), а также в определенных ситуация - штаб, дежурная часть.

Организационной основой  взаимодействия служб и подразделений  горрайоргана внутренних дел являются план основных организационных мероприятий  ГРОВД, а также различные специальные  планы. В них предусматриваются  совместные мероприятия отраслевых служб.

Наиболее распространенной формой взаимодействия горрайоргана с  органом внутренних дел на транспорте, соседними ГРОВД или исправительно-трудовыми  учреждениями является взаимная информация по всем взаимно интересующим вопросам.

Эффективность деятельности городских и районных органов  внутренних дел в значительной мере обусловлено должной организацией их взаимодействия с другими государственными органами, общественностью и средствами массовой информации - внешним взаимодействием.

Две основные группы различных форм внешнего взаимодействия: взаимодействие в форме непосредственно совместной деятельности (например, проверка соблюдения правил торговли, проводимая совместно госторгинспекцией, государственной санитарно - эпидемиологической службой и милицией);

взаимодействие в форме  информационного обмена (например, обмен оперативной информацией  между налоговой полицией и милицией).

Всех субъектов внешнего взаимодействия по специфике их компетенции  и особенностям взаимоотношений  с органами внутренних дел можно  разделить на следующие группы: государственные  органы, осуществляющие правоохранительные функции (прокуратура, федеральная  служба безопасности и др.); суды и  органы юстиции; государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные  функции (различные государственные  и ведомственные инспекции госторгинспекция, государственная налоговая служба, федеральная служба по валютному  и экспортному контролю и т.д.); иные государственные органы (местные  органы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и т.д.); федеральная пограничная служба и таможенные органы; подразделения  Вооруженных Сил РФ (воинские части, военные комендатуры, военные комиссариаты и т.д.); администрация и владельцы  предприятий и организаций (любых  организационно-правовых форм и форм собственности); общественные объединения (в том числе политические, профессиональные, молодежные, спортивные и т.д.); религиозные  организации (всех конфессий); органы территориального самоуправления; трудовые коллективы и отдельные граждане; частные  детективные и охранные предприятия; средства массовой информации.

10 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Правовое обеспечение  деятельности ОВД - подфункция организационной  функции, связанная с нормативным  закреплением оргструктуры в целом  и ее структурных подразделений  в частности, должностных инструкций, а также важнейших сфер деятельности организации и ее членов. Правовое обеспечение деятельности ОВД реализуется  путем разработки различных положений, инструкций, правил, наставлений, уставов, норм т.д.

Организационная функция  правового обеспечения включает в себя следующие подфункции: создание или совершенствование подсистем  ОВД (формирование оргструктур, обоснование  штатной численности и т.д.); правовое закрепление целей подсистемы, структуры  подразделений, представляемых полномочий, устанавливаемых процедур.

Совершенствование правового  обеспечения : а) Правовое закрепление  целей системы МВД (организационных  подсистем) (выявление проблемы на основе полной и достоверной информации, на основе этого формулируется цель, далее средства, с помощью которых  она может быть достигнута); б) Разработка и совершенствование структур подразделений, служб и т.д. (обоснованность и  объективная необходимость создания и совершенствования структур, соответствие создаваемых и совершенствованных структур - реальной действительности и т.д.); в) Представление полномочий - (при создании или совершенствовании  «старых» структур необходимо соответственно наделять их новыми или дополнительными  полномочиями и еще необходимо ресурсное  обеспечение).

Информация о работе Основы управления в органах внутренних дел