Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:33, дипломная работа
В последние годы в Казахстане был осуществлен переход к новым экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере. Вопросы совершенствования банковской деятельности и определение приоритетных направлений развития банков находится в центре экономической, политической и социальной жизни страны.
Здесь нужно учитывать, что персонал АО НПФ «Капитал», рассматриваемый в качестве объекта управления, - сложное явление, предполагающее несколько аспектов анализа, прогнозирования и планирования: демографический, социологический, психологический и инновационный. Проблематику первых трех аспектов в последнее время активно разрабатывают социологи, психологи, философы. Что касается инновационного аспекта, то он затрагивается лишь фрагментарно, например в связи с изучением вопроса о резервах на выдвижение в руководящие работники. Между тем данный аспект заслуживает большего внимания.
Содержание современных технологий, уровень требований к работникам, их материализующим, лишь относительно стабильны, т.е. не подвержены резким изменениям в пределах небольших временных интервалов и для ограниченной номенклатуры финансовых операций. Например, можно считать относительно сложившимися по содержанию (составу трудовых функций, информационному обеспечению, документообороту) операции открытия счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов, межфинансовых кредитов. Частичные новации в них могут иметь место в связи с изменениями во внутрифинансовых регламентах, вызванные в основном совершенствованием по требованиям ЦБ нормативной и инструктивной базы функционирования банков, а также развитием программного обеспечения (например, программы сводной обработки документов дня, формирования оборотно-сальдовой ведомости).
К
инновационным возможностям
Однако есть другая группа операций, технологий, выполнение которых более подвержены изменениям, которые вызываются требованиями оптимальной диверсификации деятельности организации в связи с изменениями конъюнктуры рынков и целей самих АО НПФ «Капитал». Это традиционные на первый взгляд финансовые операции, связанные с привлечением и размещением средств: кредитование, покупка и продажа ценных бумаг, депозитные (вкладные), лизинговые, валютные и иные операции. Между тем технологические схемы их проведения постоянно совершенствуются и дополняются все новыми элементами.
Во-первых,
у клиентов возникают дополнительные
требования к качеству обслуживания,
в результате чего, например, совершенствуются
содержание кредитных договоров
и формы обеспечения
Следует выделить также особую группу операций, требующих сравнительно большего применения интеллектуальных способностей и оригинального мышления, к которой с некоторой долей условности можно отнести: нетрадиционные операции (доверительного управления имуществом, депозитарные, консультационные услуги, операции с различного рода финансовыми операциями и др.); так называемая банковская финансовая аналитика. Объективные сложности в выполнении трудовых функций в этих последних случаях связаны с тем, что здесь недостаточно традиционных профессиональных знаний и практических навыков.
В этой связи наиболее важными в совокупности требований к персоналу АО НПФ «Капитал» являются:
1) способность творчески осмыслить и успешно решить задачу, предполагающую наличие интегрированных знаний (например, банковского дела, психологии, юриспруденции, компьютерной техники);
2) способность
проявлять многовариантный
3) способность
оперативно реагировать на
4) наличие
внутренней мотивации к
5) владение научными методами финансового и экономического анализа и прогнозирования (особенно для финансовых аналитиков).
Чем сложнее
содержание труда служащего, тем
большими возможностями развития он
должен обладать для совершенствования
выполнения закрепленных за ним операций
и управленческих заданий и адаптации
к технологическим и
Под инновационным потенциалом персонала АО НПФ «Капитал» следует понимать проявляющиеся и обогащающиеся в результате его целенаправленного развития профессиональные, интеллектуальные, творческие способности превышать достигнутый квалификационный уровень с целью совершенствовать содержание и методы выполнения традиционных операций и осваивать новые банковские технологии. Рассмотренная выше классификация операций показывает, что в отношении инновационного потенциала персонала имеет смысл выдвигать дифференцированные требования.
Исходя из инновационной составляющей технологического содержания операций такие требования условно можно разделить на три группы: умеренные, повышенные, очень высокие. Соответственно этому характер, методы и формы развития персонала будут иметь определенную специфику[29].
С учетом отечественного и зарубежного опыта целесообразно также в общей системе управления развитием персонала АО НПФ «Капитал» выделять три подсистемы:
1) первичное развитие персонала;
2) базовое развитие персонала;
3) работа с кадровым резервом.
Такой подход обусловлен различными целями и задачами развития персонала, которое может проводиться с ориентацией на такие критерии, как степень адаптации работника к условиям и режиму труда в АО НПФ «Капитал», подразделении и на рабочем месте и освоения исполняемой операции, уровень соответствия квалификационных возможностей работника требованиям, обусловленным инновационной составляющей финансовых операций, «карьерный» потенциал работника, включение его в резерв на замещение руководящих должностей.
Первичное развитие персонала
Этот процесс нацелен на скорейшую адаптацию прошедшего конкурсный отбор и процедуру найма работника на новом рабочем месте. Процесс адаптации работника включает несколько стадий: ознакомления с общей ситуацией в АО НПФ «Капитал»; приспособления к условиям работы и усвоения внутреннего регламента АО НПФ «Капитал»; полного приспособления к обстановке; идентификации (отождествления личных целей с целями коллектива).
Новый работник
проходит три вида адаптации: социально-психологическую,
психофизиологическую, профессиональную.
В результате социально-психологической
адаптации работник полностью признает
и выполняет нормы
Принятый
на работу сотрудник должен с первого
дня стать объектом комплексного
воздействия с целью его
- собеседования, проводимые менеджерами службы управления персоналом, цель которых - > сформировать позитивный имидж банка в глазах нового сотрудника;
- производственные тренинги, в результате которых на основе имитации реальных условий и содержания операционных процедур работник отрабатывает методику «погружения» в свои функциональные обязанности; тренинги проводятся в функциональных подразделениях банка, на рабочих местах с участием их руководителей или специально привлекаемых специалистов высшей квалификации;
- первичная
стажировка, эффективная в отношении вновь
принятых работников, имеющих требуемый
уровень профессиональной подготовки,
для реализации которого в конкретных
условиях данного банка и подразделения
необходим ознакомительно-
Определенная
категория служащих, допустившая
значительный перерыв в работе по
специальности (от шести месяцев
до года), оказывается не в состоянии
полноценно выполнять свои должностные
обязанности без
Стажировка персонала АО НПФ «Капитал» может проводиться и в других формах, но в этом случае ее задачи выходят за рамки первичной адаптации работника.
Относительно самостоятельным блоком процесса первичного развития персонала АО НПФ «Капитал» является адаптация выпускников профильных учебных заведений. Базовыми принципами здесь являются:
- выявление наиболее привлекательных для банка вузов, финансовых колледжей как источников привлечения квалифицированного персонала, максимально соответствующих по номенклатуре специальностей структуре потребности в нем;
- установление с ними долгосрочного сотрудничества, предусматривающего заключение договоров-заявок на целевую подготовку специалистов;
- создание системы интегрированного обучения студентов, рассматриваемых в качестве потенциальных кандидатов на замещение должностей финансовых служащих, с характерными для нее элементами: первичный отбор банковскими менеджерами по работе с персоналом совместно с преподавателями профилирующих дисциплин кандидатов на работу в финансовые организации из числа успешно обучающихся студентов старших курсов; интервьюирование кандидатов с целью определения их интеллектуальных возможностей, творческих способностей и инновационного потенциала; при высоких оценках указанных компонентов - заключение договора банка со студентом, предусматривающего: со стороны банка - разработку индивидуальной программы завершения обучения с акцентом на формирование у будущего специалиста практических навыков, а также финансирование ее реализации; со стороны студента - гарантию выполнения программы и трудоустройства в банке.
Базовое развитие персонала и его методы
Цель базового развития персонала АО НПФ «Капитал» заключается в том, чтобы путем применения специальных методов активизировать внутренние стимулы роста его качества и на этой основе способствовать реализации творческого и инновационного потенциала. Для этого в первую очередь нужно заставить работников отказаться от абсолютной удовлетворенности результатами своего труда, осознать необходимость постоянного поиска резервов более производительной и качественной работы, и уже на этом фоне повышать уровень знаний и практических навыков. Не следует упрощать задачу и сводить содержание базового развития персонала к формальному применению конкретных обучающих методов. Менеджеры по работе с персоналом, за которыми закрепляется данный участок работы, должны помимо банковского дела владеть также основами прикладной психологии и социологии.
Имеется три основных метода базового развития персонала: дополнительное профессиональное обучение; повышение квалификации; переподготовка.
Дополнительное
профессиональное обучение следует
рассматривать как метод
Повышение
квалификации как метод базового
развития персонала представляет собой
процесс совершенствования его
профессионального уровня путем
систематического обновления специальных
знаний и развития практических навыков.
В отличие от дополнительного
профессионального обучения он значительно
меньше связан с источниками и
структурой привлечения персонала.
Необходимость в регулярном повышении
квалификационного уровня для персонала
банка обусловлена объективными
факторами, в том числе: изменениями
в законодательной и
Квалификацию персонала АО НПФ «Капитал» можно повышать в нескольких формах.
1. Повышение квалификации по профилю выполняемых операций. Данная форма характерна для подразделений, деятельность которых жестко регламентируется нормативными документами, которые, однако, периодически (и достаточно часто) пересматриваются. Это касается в первую очередь учетно-аналитического и некоторых других подразделений.