Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:57, дипломная работа
Целью данного исследования является разработка мероприятий по совершенствованию структуры исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы на примере организационной структуры местной администрации п. Кромы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
1. Изучить теоретические основы структурного подхода к организационному проектированию органов местного самоуправления;
2. Выявить характеристики факторов, влияющих на структуру органов местного самоуправления;
3. Проанализировать принципы построения организационной структуры администрации муниципального образования;
4. Провести анализ практики построения организационной структуры местной администрации (на примере п. Кромы);
5. Выявить специфику и ограничения использования современных методов совершенствования организационных структур органов местного самоуправления;
6. Определить основные приоритеты совершенствования структуры исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы
Введение
1 Структурный подход к организационному проектированию
органов местного самоуправления
1.1 Основные модели формирования организационной структуры
органов публичной власти и управления
1.2 Характеристика факторов, влияющих на структуру местной администрации
2 Построение организационной структуры органа местного самоуправления: параметры и проблемы
2.1 Принципы построения организационной структуры
администрации муниципального образования
2.2 Анализ практики построения организационной структуры местной администрации (на материалах Кромского района Орловской области)
3 Особенности совершенствования структуры исполнительных
органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы
3.1 Основные приоритеты в совершенствовании организационных структур исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы
3.2 Использование современных методов совершенствования организационных структур органов местного самоуправления: специфика и ограничения
Заключение
Библиография
Приложения
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования.
Существует два основных подхода к построению структур местных администрации - функциональный и программно-целевой [20, 323].
Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местными администрациями, и их структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей.
Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном, в этих подходах применяются одинаковые принципы.
В действительности не может существовать муниципальных образований, в которых осуществляется исключительно текущее управление или реализуются только программы развития. И то, и другое присуще каждому муниципальному образованию, поэтому при построении структур местных администраций в различных долях применяются оба названных подхода. Конечно, это создает определенные сложности, но именно учет всех функций, целей, задач, приоритетов, ресурсов и ограничений позволяет оптимизировать структуры местных администраций.
Распределение задач
между подразделениями местной
администрации может
- по группам объектов
управления (отраслям муниципальной
деятельности), обеспечивающим предоставление
муниципальных услуг
- по функциональному
признаку, определяемому характером,
функциями и стадиями
- по территориальному
признаку (для муниципальных
В современной муниципальной
практике типичными звеньями
организационной структуры
- глава администрации;
- его заместители по
сферам муниципальной
- структурные подразделения
различных типов, которые
- коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
- аппарат администрации.
С точки зрения изложенного
выше распределения задач и
целей деятельности
К ведению отраслевых структурных
подразделений относятся
Создание территориальных
структурных подразделений (районные
в крупных городах и др.) связано
с необходимостью приближения органов
местного самоуправления к населению
и позволяет сочетать централизацию
важнейших функций на высшем уровне
муниципального управления с повышением
оперативности при решении
Рисунок 1- Виды структурных подразделений местной администрации
Предметы деятельности функциональных
(штабных, общей компетенции) структурных
подразделений охватывают определенную
функцию для всей администрации
и ее структурных подразделений.
Основной их особенностью является использование
преимуществ, связанных со специализацией
функций, и способность администрации
рассматривать в рамках своей
функции территорию целиком. По классификации
целей муниципальной
При этом важно не
допускать раздробления
Вспомогательные подразделения
(аппарат) не обладают собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения
и выполняют функции
- планирование и координацию
работы всех структур
- работу с документацией (делопроизводство);
- подготовку и проведение
совещаний, заседаний,
- связь со средствами массовой информации, проведение пресс-конференций;
- контроль исполнения решений;
- организацию приема граждан, работу с жалобами и предложениями;
- материально-техническое,
юридическое, кадровое, информационное,
финансовое обеспечение
- взаимодействие администрации
с представительным органом и
зачастую его хозяйственное
Руководитель аппарата
обычно по статусу
Глава администрации
и его заместители могут иметь
свой аппарат, в состав
Такие организационные
структуры получили название
линейно-функциональных, поскольку
они основаны на определенной
системе взаимодействия
В соответствии с
объемами и распределением
Для выполнения функций,
делегированных органами
Коллегия - совещательный
орган при главе администрации
- играет особую роль в ее
работе. Она принимает решения
по важнейшим вопросам
В условиях осуществления экономической и политической реформ линейно-функциональные организационные структуры управления в ряде случаев не отвечают требованиям, предъявляемым к управлению постоянно усложняющимся объектами и целями муниципального управления. Для устранения этого несоответствия линейно-функциональные структуры администрации могут дополняться структурами нового типа – программно-целевыми. Они создаются для решения конкретных целевых задач и могут быть постоянными либо временными. В результате такого дополнения образуются матричные организационные структуры муниципального управления.
При возникновении новой
проблемы, требующей решение в
течение определенного отрезка
времени, составляется программа работ,
выделяются необходимые для выполнения
программы ресурсы и
В системе муниципального
управления программно-целевые структуры
реализуются в виде комиссий, штабов,
рабочих групп и т.п. Перечень
таких подразделений
Комиссии создаются на определенный срок для решения какой-либо обострившейся проблемы. Цель создания комиссий- найти выход из сложившейся управленческой ситуации. Комиссии в своей работе используют методы ситуационного анализа.
Создание рабочих групп внутри администрации связано с решением конкретных управленческих задач и носит временный характер. Как правило, рабочие группы выполняют проектировочные задачи. Например, при реорганизации органа власти эффективно создание особой группы для организационного проектирования структуры администрации, выработки новых технологий работы [22, 154]..
При формировании структур
программно-целевого управления целесообразно
разрабатывать карты (матрицы) распределение
прав и ответственности между
органами линейно-функциональной и
программно-целевой структур. В них
детально и наглядно фиксируются
общие правила принятия решений,
разделение ответственности нескольких
органов за разные аспекты одного
результата, роль коллегиальных и
консультативных органов в
Необходимость реализации программно-целевых функций требует создания в структуре администрации отдельного стратегического инновационного блока. Его деятельность должна быть направлена на выявление проблемных ситуаций и постановку проблем, перевод проблем в пакеты задач и передачу их отраслевые функциональные подразделения. Перечислим основные задачи стратегического блока:
- постоянный мониторинг существующего состояния, сложившихся норм и отношений в различных областях местной жизни: анализ ситуации, фиксация рассогласований и конфликтов, организация исследований;
- разработка программ по предотвращению кризисных ситуаций, а также проектов по реорганизации и изменению ситуации в различных сферах жизни, обеспечивающих доведение ее основных параметров до уровня, соответствующего объективным представлениям о поселении.
Эта работа включает разработку технических заданий на программы и проекты, их аналитическое и правовое обеспечение, экспертизу стратегических решений, представляемых на утверждение главы администрации, разработку планов-графиков выполнение подпрограмм и проектов, их бюджетирование, разработку бизнес-планов и т.п., а также внутренний управленческий аудит.
Основные недостатки линейно-функциональных
структур муниципального управления связана
не только с их организационным построением,
но и с самой сложившейся
- укоренившийся подход к муниципальному образованию и соответственно, к управлению им как производственной или социально-производственной системе;
- постоянная направленность на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транспортного, здравоохранения и т.д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге;
- нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой;
Информация о работе Построение организационной структуры органа местного самоуправления