Построение организационной структуры органа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является разработка мероприятий по совершенствованию структуры исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы на примере организационной структуры местной администрации п. Кромы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
1. Изучить теоретические основы структурного подхода к организационному проектированию органов местного самоуправления;
2. Выявить характеристики факторов, влияющих на структуру органов местного самоуправления;
3. Проанализировать принципы построения организационной структуры администрации муниципального образования;
4. Провести анализ практики построения организационной структуры местной администрации (на примере п. Кромы);
5. Выявить специфику и ограничения использования современных методов совершенствования организационных структур органов местного самоуправления;
6. Определить основные приоритеты совершенствования структуры исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы

Содержание работы

Введение
1 Структурный подход к организационному проектированию
органов местного самоуправления
1.1 Основные модели формирования организационной структуры
органов публичной власти и управления
1.2 Характеристика факторов, влияющих на структуру местной администрации
2 Построение организационной структуры органа местного самоуправления: параметры и проблемы
2.1 Принципы построения организационной структуры
администрации муниципального образования
2.2 Анализ практики построения организационной структуры местной администрации (на материалах Кромского района Орловской области)
3 Особенности совершенствования структуры исполнительных
органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы
3.1 Основные приоритеты в совершенствовании организационных структур исполнительных органов местного самоуправления в условиях муниципальной реформы
3.2 Использование современных методов совершенствования организационных структур органов местного самоуправления: специфика и ограничения
Заключение
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 130.86 Кб (Скачать файл)

- смешение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности.

Многие структурные подразделения  администрации, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные  услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е. по сути занимаются коммерческой деятельностью. Этот бизнес является безрисковым, поскольку ведется  на базе муниципальной собственности, за эффективным использованием которой  должного надзора нет. По этой причине  некоторые администрации из органов  муниципального управления стали превращаться по типу деятельности в финансово-промышленные группы.

 

    1.  Характеристика факторов, влияющих на структуру местной администрации

 

Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе се построения лежат предпосылки  экономического, научно-технического, политического, социального или  этического характера. Организация  должна создаваться так, чтобы она  нормально функционировала. Должны обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная  помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная  организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать  все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую  ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать  на воздействия внешней среды.

В российских условиях смысл  этого требования многократно возрастает. Это обусловлено, во-первых, возрастающей сложностью системных связей среды, в которой действуют органы государственного и муниципального управления, растущей взаимной зависимостью различных сфер общественной жизни - экономической, политической, идеологической, и структур, прежде всего, структур гражданского общества.

Отсюда следует, что современные  организационные структуры системы государственного и муниципального управления должны владеть широким спектром методов анализа внешней среды. Обладать практическими навыками решения специфических проблем, текущих и перспективных, стратегических задач современного российского общества. Участвовать в развитии демократии, общественной активности и управления, повышении эффективности управления социальными процессами, реформировании различных сторон общественной жизни и решать многие другие насущные проблемы развития российской государственности, современных методов принятия решений, планирования, осуществления принятых решений и контроля всех стадий этого процесса [27, 14]..

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем  использования научного подхода  к данному процессу, моделей и  количественных методов оценки принятия решений.

Образ внешней среды в  сознании руководителя определяется его  прошлым опытом, образованием, функциональными  обязанностями и местом в структуре  организации, которое он занимает. Прошлый  опыт заставляет руководителей отмечать, прежде всего, те изменения в среде, которые когда-то, в его личной практике, приводили к значительным последствиям - успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют  от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим.

Анализ внешнего воздействия  с применением современных научно-практических методов позволяет нивелировать большинство негативных факторов внешней  среды организации: производительности труда, текучести кадров и других определяющих показателей. В настоящее  время важнейшей задачей в  области совершенствования организационной  деятельности является разработка и  закрепление форм и порядка осуществления  такого взаимодействия организации и внешней среды, которое будет способно обеспечить её полноценное функционирование, максимальную реализацию миссии организации [24, 173]..

Тип муниципального образования  предопределяет состав предметов ведения  местного самоуправления, что, в свою очередь, обусловливает объем задач  и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию.

 Цели, задачи и функции  муниципального управления непосредственно  влияют на структуру местной  администрации и являются основой  для выделения в ее структуре  самостоятельных подразделений,  отвечающих за достижение конкретных  целей и решение отдельных  конкретных задач. Чем сложнее  хозяйственный комплекс в том  или ином муниципальном образовании,  тем более важна взаимосвязь  всех его составляющих, комплексное  решение вопросов социально-экономического  развития и охраны окружающей  среды. Соответственно, для реализации  этих целей в составе администрации  организационно выделяются или  усиливаются соответствующие структурные  подразделения. Муниципальные образования,  различающиеся составом решаемых  задач и функций управления, необходимым  объемом управленческой работы, отличаются численностью и внутренним  построением исполнительных органов.  Штат администрации крупного  городского округа может насчитывать  сотни работников и десятки  структурных подразделений, тогда  как штат администрации небольшого  сельского поселения - лишь 5 - 7 сотрудников.

Приведем состав основных внешних факторов, влияющих на организационную структуру местной администрации:

- местные условия и особенности (природные, исторические,       национально-демографические, экономические);

- тип муниципального образования и численность населения;

- особенности и состав управляемых объектов (ЖКХ, социальная сфера, промышленный комплекс и др);

- состав, трудоемкость и сложность управленческих работ;

- возрастающие требования  рынка муниципальных услуг;

- принципы формирования организационной структуры;

- принципы управляемости.

Наряду с перечисленными внешними факторами, следует выделить внутренние, воздействующие на структуру  администрации: кадровый состав, техника, технология управления, организация  труда. С одной стороны, они влияют на организационную структуру управления, с другой - сами определяются ею. Так, управленческие кадры воздействуют на структуру управления с точки  зрения перераспределения функций  между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура  управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам  работников. Внедрение информационных технологий влияет на структуру администрации  в плане как сокращения числа  работников отдельных подразделений, так и появления новых подразделений (информационного обслуживания). При  формировании организационной структуры  администрации необходимо учитывать  внешние и внутренние факторы [18, 234]..

 Важнейшим фактором, влияющим  на формирование организационной  структуры, является норма управляемости  (диапазон управления). Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.

 От нормы управляемости  зависит как численность сотрудников  в отдельном подразделении, так  и количество подразделений администрации. В свою очередь, норма управляемости зависит от ряда факторов, таких как:

- содержание деятельности, важности и разнородности работы, степени ее самостоятельности, сроков исполнения поручений и др.;

- личных качеств руководителя, квалификации, опыта работы, состояния  здоровья;

- места руководителя в  системе управления, должностных  обязанностей, соотношения прав  и ответственности, наличия помощников;

- уровня организации труда,  регламентации и организации  рабочих мест, оснащении средствами  труда;

- деловых и личностных  качеств подчиненных, квалификации, опыта, отношения к работе;

- интенсивности взаимодействия  между группами и отдельными  работниками;

- сходством и различиями  в характере действия подчиненных.

При исследовании взаимодействия "Система – внешняя среда" важно учитывать насколько открытой является система. В менеджменте  выделяют два основных типа систем: закрытая и открытая. Закрытая система  имеет жесткие фиксированные  границы. Ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система  характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием  с внешней средой.

Организационное построение и функции исполнительной власти непосредственно предопределяются системой целей государственного и муниципального управления. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды [26, 65]..

Степень влияния политико-правовых факторов проявляется в том, что  администрация муниципального образования  осуществляет решение всех задач социально-экономического развития на территории в пределах своей компетенции, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, системой муниципальных правовых актов.

Приходится констатировать наличие коэффициента, усиливающего сложность и нестабильность среды  в действии данных факторов, так  как и в самой нормативной  базе, и в политической и правоприменительной практике присутствует значительное количество нерешенных проблем. Они порождены, прежде всего, опережающим характером развития системы местного управления в России, когда нормы и институты зачастую возникали не столько в результате органического движения снизу, сколько в результате инициативы сверху, при этом выраженной в самом общем виде. Исторически подобный сценарий политического развития был, скорее всего, неизбежен. Но именно в сфере управления его последствия оказались особенно негативными и подлежат устранению. К числу проблем относятся: размытость и неконкретность многих правовых норм; отсутствие моделей разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; недостаточная проработанность процедур взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами; неясность процедур осуществления властных и хозяйственных полномочий органов местного самоуправления.

Методы исследования внешней среды позволяют определять изменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их проявления, наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важность для стратегии организации и ее менеджмента изменений и тенденции во внешней среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Построение структуры  органов местного самоуправления: параметры и проблемы

 

2.1 Принципы построения организационной структуры администрации муниципального образования

Формирование структуры  местной администрации представляет собой организационное закрепление  тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими  подразделениями и должностными лицами. Решение этой сложной задачи обеспечивается на основе сочетания  научных методов с субъективной деятельностью специалистов. Поэтому  при проектировании организационных  структур важно соблюдать ряд  важных правил (принципов) их построения, представленных на рис. 2. Рассмотрим эти  принципы.



 









 

Рисунок 2 – Принципы построения организационных структур местной  администрации

1. Направленность на достижение целей;

 - организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием, что обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач;

- сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к задачам вышестоящего уровня;

- рационального разделения и кооперации между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.

2. Перспективность;

 - органы местного самоуправления должны, решая вопросы оперативного характера, одновременно проводить работу по определению стратегии, связанной с социально-экономическим развитием муниципального образования;

- в организационной структуре необходимо предусмотреть блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления;

-  разделить полномочия между представительным и исполнительным органами, а также создать в организационной структуре администрации специальные подразделения, занимающиеся стратегией развития муниципального образования.

3. Способность к развитию (адаптивность);

 - организационная структура должна осуществлять мониторинг и оперативно реагировать на постоянные изменения внешних условий, отвечать на вызовы появляющихся диспропорций в системе муниципального управления;

Информация о работе Построение организационной структуры органа местного самоуправления